27.08.2014 11:31

«Оборона Заполярья – это сюжет для блокбастера»

В центре Василий Подойницын, слева - Артем Юдин, справа - Петр Меньшиков

Архангелогородцы задумали снять художественный фильм о Великой Отечественной войне

Вернее – о ее эпизоде, который, правда, больше известен историкам, чем широкой общественности, но сам по себе удивителен. Конечно, фильмы о войне – самые затратные, требующие серьезной подготовки, консультаций специалистов, работы пиротехников, усилий многих и многих людей.

Фильм будет короткометражный, но без условностей и скидок на малый бюджет. Как говорит автор идеи, продюсер, режиссер Василий Подойницын – честный фильм.

В следующем году – 70-летие Победы, к нему готовятся все, в том числе мосфильмовские режиссеры. В Интернете был объявлен сбор средств на будущий «народный» фильм «28 панфиловцев», денег собрали даже больше, чем заявляли авторы. И это несмотря на то, что в последние годы на российских экранах появились крайне неудачные фильмы и сериалы «про войну» с высоким бюджетом и именитыми актерами! Выходит, россиянам военные фильмы нужны, только вот вопрос – какие?

– Конечно, нужны, – говорит Василий Подойницын. – Победа в Великой Отечественной войне – это один из нравственных столпов народов России, а также тех людей из стран бывшего СССР, в которых осталась хоть капля совести...

Военная форма – из Германии

– Кто входит в вашу съемочную группу?

– Опыт создания фильмов у нас есть, и даже успешный. Мы – это члены творческого объединения «Северный огонь». К слову, фильм будем снимать в свободное от основной работы время. Создали мы объединение буквально в этом году, а до того – объединением «Красный тубус» дважды завоевали призы всероссийского конкурса телевизионных фильмов «ТЭФИ-регион» за фильмы «Три Ломоносова» и «Бродский. Гиперссылка».

Но идейный вдохновитель и руководитель «Тубуса» Игорь Ключников уехал работать в Москву на «Телеканал Ю». Сейчас костяк нашего объединения – оператор-постановщик Петр Меньшиков, оператор-монтажер Артем Юдин и я. Мы все так или иначе связаны с телевидением, созданием видеороликов и телевизионных программ.

– А еще не пробовали делать какие-то постановочные сцены для нового фильма?

– Пробовали и даже очень – на военной реконструкции, что уже четвертый год подряд проходит на северодвинских Яграх. В чем нам не отказали члены военно-исторического клуба «Северная Двина». На «выходе» фрагмента атаки пехотинцев мы получили пять минут полноценного видео, которое еще обрабатывали, ретушировали три месяца – убирали попавшие в кадры девятиэтажки и зрителей.

– Снимать фильмы о войне – дело дорогостоящее. Вам кто-нибудь помогает?

– Люди у нас, похоже, делятся на две категории – одни готовы помогать во всем бескорыстно, другие за каждый шаг требуют деньги. Мы столкнулись с тем, что нашлись люди, которые буквально за копейки готовы шить форму, без всякой аренды предоставить военную атрибутику, участвовать в массовке. Кто что может, в общем. Один человек, руководитель предприятия, оплатил заказанную по Интернету новенькую форму солдат вермахта – прямиком из Германии, и так далее. Но, к сожалению, всего этого пока нам недостаточно.

– Вам тоже никто за работу над фильмом платить не будет, любой человек может спросить: зачем вам это нужно?

– Творческому человеку надо себя пробовать, пытаться в чем-то реализовываться. Так ведь всю жизнь можно за компьютером просидеть и ничего путного не сделать. Мы вновь думаем заявиться на «ТЭФИ-регион», это во-первых. Во-вторых, есть вещи, которые не объяснить. У меня два деда воевали, я их застал, их рассказы слушал, на парады с ними ходил. Я ими гордился и сейчас горжусь! А что современные дети видели? Мне их жаль, потому что они не застали своих героических предков. Может, им поможет прочувствовать ту атмосферу наш фильм? Мы хотим сделать его таким, чтобы можно было показывать и школьникам.

– То есть кровища через экран хлестать не будет?

– Нет, не в том главное. Когда герои красиво умирают, картинно захлебываясь в крови, зритель им не верит. Зачем нам столько сил тратить на фальшивку?

– Знаете, для того чтобы «прочувствовать атмосферу» войны, ныне достаточно посмотреть новости.

– Не согласен. Не путайте войну вообще и священную войну за освобождение Родины. То, что показывают в новостях, – это грязно, гнусно, подло. Это война против детей, женщин, стариков и безоружных журналистов – тех, кто не может дать сдачи насильнику.

Один с одной гранатой

– Вернемся к вашему фильму. Какой эпизод войны в нем будет показан и как он связан с тыловым Архангельском?

– Фильм будет называться «Последняя атака», посвящен обороне Заполярья. Вернее, тому клочку земли советской границы, через который немцы всю войну так и не смогли толком перешагнуть. Есть и главный герой в фильме, человек, который реально существовал, – первый Герой Советского Союза в Заполярье, командир отделения Василий Павлович Кисляков. В течение семи часов в июле 1941 года он сдерживал атаки немцев, следовавшие одна за другой. Пока немцы расчухали, что он на высоте Безымянной залег один, Василий Павлович успел уничтожить до ста солдат противника. Родился герой, правда, в Коми, но служил в 12-й бригаде морской пехоты Северного флота, состоявшей в основном из жителей Архангельской области.

– Почему «Последняя атака»? Он погиб?

– Нет, он воевал до конца, дослужился до звания капитана и ушел не так давно, в 1990-е годы. О его подвиге пока фильмов не снято, наш будет первым. А «последняя» – потому что Кисляков, исчерпав все боеприпасы, решил один пойти в последнюю атаку с последней гранатой – практически на верную смерть. Но тут... подошло подкрепление.

– Прямо как в кино.

– Так и было. Вообще, когда читаешь мемуары воинов-заполярцев, то каждая история – это сюжет для голливудского блокбастера. С одной разницей: советские воины своих подвигов даже не замечали, мол, а как же иначе? Кто, если не мы?

– Раз есть главный герой в художественном фильме, то нужен актер на эту роль.

– Кастинг мы еще не объявляли, потом через сайт дадим такое объявление, но я надеюсь в том числе на профессиональных актеров-северян, тем более, что у многих из них есть опыт работы в кино.

– А на другие роли у вас уже есть претенденты?

– Я присмотрел одного северодвинца, у которого внешность – как у породистого немецкого офицера.

– То есть все будет «натурально»? Тогда как написан сценарий – диалоги, действия, отношения, лексика тех лет?

– Не могу назвать сценарий самостоятельным драматургическим произведением, но мы старались. Там все есть – диалоги, действия, отношения между людьми. А с лексикой мы дорабатываем отдельно, нам нужна именно та, сороковых годов. Понимаю, что вы хотите сказать, мол, в современных военных фильмах герои произносят слова из сегодняшнего дня – «круто», «фашики». У нас такого не будет, для чего я специально смотрю советские фильмы о войне. Можно ругать тогдашних цензоров сколько угодно, но русским языком они владели прекрасно и не пропустили ни одного сленгового или современного словечка.

Жди меня – Warte auf mich

– У вас есть эталонный фильм о войне?

– Советские – все. Самый мой любимый – это, конечно, «Они сражались за Родину». Из зарубежных... Не могу не отметить одиннадцатиминутную сцену высадки в Нормандии в американском фильме «Спасти рядового Райана» за великолепное техническое исполнение. Правда, она и «съела» чуть не половину бюджета фильма. А вот со сценами, которые отражали бы среди военного ада доброту, сострадание и милосердие, у них плоховато, зато в советских фильмах очень хорошо. Все же враги – это не звери с рогами.

– Они похожи на жестоких зверей с рогами, особенно нынешние.

– А вы знаете, что стихотворение Симонова «Жди меня», написанное в том же августе 1941 года, перевели на немецкий язык? И немецкие солдаты точно так же переписывали его и посылали письмом домой, женам и невестам, как и советские воины.

– Значит, вы планируете снять фильм в традициях советского кинематографа?

– Образно можно и так сказать. Впрочем, видеоролик фильма уже выложен на сайте «Последняя атака», любой посетитель его может посмотреть и оценить. Может, в нашем фильме не будет каких-то уникальных режиссерских ходов и идей, но в любом случае мы постараемся снять качественное кино – чувственное, глубоко эмоциональное, взывающее к самым светлым сторонам человеческой души. Кино, которое не стыдно будет смотреть.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Елена ИРХА, фото из архива творческого объединения «Северный огонь»