08.06.2020 15:04

На обследование – онлайн

Lori (c)
Lori (c)

Психолого-медико-педагогические комиссии стали проводить диагностику детей в необычном формате – по видеосвязи

Екатерина УщенкоКак это происходит и всегда ли удаётся прийти к заключению, наблюдая ребёнка через экран, рассказала Екатерина Ущенко, руководитель центральной ПМПК Архангельской области.

– Всем ли детям подходит диагностическое обследование в новом – дистанционном – формате?

– Из числа детей, нуждающихся в обследовании ПМПК, – процент совсем небольшой. Это дети с несложными речевыми нарушениями, которые предположительно нуждаются только в занятиях с логопедом и, может быть, с психологом, причём дети определённого возраста: пяти-шестилетние дошкольники и учащиеся первого-второго классов. Дети, у которых нет нарушений в познавательной и регуляторной сферах, то есть они могут сесть перед компьютером и в течение получаса поработать онлайн со специалистами.

– А как определяется, кто может, а кто не может, ведь диагностика ещё впереди?

– При записи мы обязательно проводим с родителями предварительную беседу, узнаём, кто направляет ребёнка на обследование, подробно расспрашиваем о трудностях ребёнка. Кроме этого, есть дети, которые уже обращались к нам раньше, поэтому у нас есть возможность поднять личное дело и изучить результаты предыдущего обследования.

Если же предварительная гипотеза оказывается неверна, если в результате дистанционного обследования возникают подозрения, что у ребёнка не только речевые нарушения, мы, чтобы не совершить ошибку, направляем его пройти повторное обследование, уже очное, тогда, когда появится такая возможность. Так же поступаем и в случае, если ребёнок не стал контактировать со специалистами по видеосвязи.

– Но такое обследование – всегда очень волнительная процедура для родителей. А тут ещё незнакомый формат. Все ли соглашаются на дистанционное обследование?

– Реагируют по‑разному. Некоторые отказываются. Но, как правило, не из‑за опасений по поводу качества обследования в нетипичном формате, а из‑за того, что не могут обеспечить необходимые для этого формата условия.

Одно из них – перед ребёнком должен быть достаточно большой экран: некоторые задания нужно выполнять с помощью видеоряда, и у него должна быть возможность рассматривать картинки, не напрягаясь. Телефон или планшет здесь не подойдут.

Нужен высокоскоростной интернет. Мы должны хорошо видеть и слышать ребёнка, так как при оценке его речи мы обращаем внимание не только на общее звучание речи, но и на артикуляцию, и на то, насколько он включён в задания.

Поэтому, например, у нас в центральной ПМПК, так как в основном к нам обращаются родители с детьми, проживающие в области, с середины мая дистанционно обследовали пока только восемь человек, и на очереди около десяти детей. А на территориальной ПМПК в Архангельске дистанционно обследуют по пять-шесть человек в день: у горожан больше возможностей для такого формата обследования. Ситуации в других территориальных ПМПК, которые также начали проводить обследования дистанционно, тоже складываются по‑разному.

– Если родители отказываются от дистанционного обследования, они могут рассчитывать на очное?

– Конечно, но когда – вот вопрос. В настоящее время наша комиссия, как и большинство в Архангельской области, очные заседания не проводит, за исключением срочных. Пока мы записываем всех желающих на июнь, но когда начнём проводить заседания в очном формате, всё ещё неизвестно. Это будет зависеть от эпидемиологической обстановки в области.

Пока, подчёркиваю, смотрим очно только детей, которые нуждаются в срочном обследовании. Это, прежде всего, те, кто направляется к нам перед оформлением инвалидности. И эти заседания также проходят при особых условиях: социальная дистанция, применение средств индивидуальной защиты специалистами, родителями и детьми, обработка рук у всех присутствующих.

– Это вызывает сложности?

– Иногда – да. И есть случаи, когда маски приходится снимать. Например, недавно у нас была девочка с нарушением слуха. Она воспринимает речь лучше, видя артикуляцию говорящего. В таких случаях мы исходим из возможностей ребёнка. Сняли маски – увеличили дистанцию.

– А как проходят дистанционные обследования?

– Родители присылают нам все необходимые документы в электронном виде, мы их изучаем и после этого договариваемся о дате обследования, проговариваем условия. Всегда рекомендуем предварительно поговорить с ребёнком, объяснить, что он будет общаться с педагогами, выполнять интересные задания.

А дальше мы со специалистами располагаемся за двумя компьютерами, и двое-трое из нас по очереди активно взаимодействуют с ребёнком, а остальные наблюдают, ребёнок их не видит. Так как в таком формате мы обследуем детей, нуждающихся в помощи логопеда, то ведущим специалистом становится учитель-логопед. При этом другой специалист может подключиться, а может попросить того же логопеда спросить у ребёнка дополнительную информацию, чтобы «тёти» на экране у ребёнка не менялись. Всё это решается по ситуации, так как все специалисты находятся тут же, на связи. Техническое обеспечение позволяет это делать.

Не во всех ПМПК дистанционное обследование проходит именно так. Возможен вариант, когда каждый специалист выходит на связь из дома. Но правила общие: диагностический инструментарий максимально информативный, то есть по одной картинке можно получить от ребёнка большое количество информации, часть заданий предлагается в устной форме, одновременно на экране ребёнок видит только одного специалиста – всё для того, чтобы ребёнок не отвлекался.

– Результаты родителям сообщают сразу?

– Когда работа с ребёнком закончена, мы отключаемся и обсуждаем с коллегами полученные результаты. А потом снова выходим на связь, но уже с родителями наедине, и знакомим их с предварительным заключением, проговариваем предполагаемый вариант образовательного маршрута.

Мы всегда спрашиваем мнение родителей. Если они не согласны, обсуждаем и объясняем, к чему в дальнейшем могут привести трудности, которые у ребёнка выявлены, если не вмешиваться.

Воспользоваться рекомендациями комиссии или нет – выбор за родителями. Как правило, родители прислушиваются.

Есть ещё одна проблема, усугубившаяся при дистанционном обследовании, – родители часто пытаются вмешаться во время работы с ребёнком и начинают его поправлять или комментировать его ответы. Этого делать категорически нельзя, потому что ребёнок, как правило, теряется и, как минимум, отвлекается. Мы об этом предупреждаем: все комментарии – при повторном включении, в отсутствие ребёнка.

С другой стороны, эти ситуации сами по себе тоже очень показательны и немало нам говорят об отношении родителя к ребёнку, о принятии ситуации, о выстраивании взаимодействия в семье.

– Выходит, требуется работа не только с ребёнком, но и со всей семьёй.

– А она такой и получается. Наша работа даже в большей мере касается родителей, нежели детей. Она направлена на то, чтобы родитель увидел, что у ребёнка есть какие‑то трудности, осознал и принял это. И все родительские тревоги, с этим связанные, мы тоже обсуждаем. Например, многие родители начинают паниковать, когда слышат, что их ребёнку рекомендуют заниматься с психологом или дефектологом, а иногда и с тем, и с другим одновременно, когда они пришли «только за логопедом», хотя ничего страшного в этом нет.

Дело в том, что к занятиям с логопедом ребёнок должен быть определённым образом готов: если у него не сформировались психические процессы, например, слуховое и зрительное внимание и память, мышление, он не умеет вступать в совместную деятельность со взрослым, не способен подражать взрослому, логопед просто не сможет с ним работать. Вот в этом случае на помощь и должны прийти специалисты, которые помогут ребёнку «созреть».

– Вопрос от мамы ребёнка, который заканчивает детский сад и в сентябре пойдёт в школу: они прошли ПМПК зимой, получили рекомендации заниматься с логопедом, но в связи с введением ограничений по коронавирусу ребёнок успел посетить только пару занятий. А сейчас её предупредили, что к новому учебному году нужно снова проходить комиссию. Она недоумевает: разве нельзя продлить нынешние рекомендации, учитывая обстоятельства?

– В её случае необходимость повторно пройти ПМПК связана с тем, что ребёнок идёт в школу. Заключение комиссии даётся на уровень образования: дошкольный, начальный общий, основной общий и так далее. Поэтому пройти комиссию заново всё‑таки придётся.

– А то, что ребёнок не успел в силу обстоятельств пройти прописанную ему программу, как‑то отразится на его программе в следующем учебном году?

– В данном случае школьному логопеду придётся отчасти взять на себя и тот блок работы, который должен был провести дошкольный логопед. Всё это очень индивидуально.

– Сколько детей сейчас в очереди ожидания на обследование в очном формате и как быстро они смогут попасть на него в случае, если ограничительные меры снимут?

– Сейчас в очереди порядка 120 человек. Если ограничения снимут, мы сможем принимать очно по шесть человек в день. В конце учебного года обращений всегда много. Часть детей нуждается в смене или продлении образовательного маршрута при переходе с одного уровня образования на другой и школы направляют их уже сейчас, поскольку чем раньше заключение будет принесено в образовательную организацию, тем больше у неё будет возможностей создать необходимые ребёнку условия. В любом случае примем всех.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА. Фото Юлии Кузнецовой и Якова Филимонова