18.03.2015 11:12

Бунт отменяется

закрытие навигации-2014
фото Николая Гернета

Катера, лодки, яхты и другие маломерные суда могут так же, как и раньше, плавать по акватории порта Архангельск

Еще в ноябре прошлого года местные рыбаки, охотники и просто любители съездить на катере на природу начали волноваться. Они узнали о постановлении правительства России, которое потребовало соблюдать транспортную безопасность. То есть один из пунктов постановления запретил использовать в акваториях портов все маломерные суда.

Архангельские мужики недоумевали, некоторые писали письма в газету с вопросом: «Что, просто нельзя и все? А почему вдруг?» Но так как была глубокая осень и навигация уже закончилась, выяснение обстоятельств отложили до лучших времен.

Ради безопасности страны

4 марта в редакцию «Правды Севера» пришло письмо из села Патракеевка Приморского района, которое подписало все взрослое население – 77 человек.

Если следовать букве закона, жителям села нет смысла даже спускать на воду свои катера и лодки.

А у людей, живущих на островах, просто нет другого способа попасть в город.

Кроме того, ни грузовые работы с опасными грузами, ни посадка-высадка пассажиров, о которых говорится в постановлении, здесь не производится.

Люди, которые готовили постановление и которое подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, скорее всего, ориентировались на порт в его идеальном виде.

Причалы, склады, огороженные места и акватория, которая ограничивается волноломами.

Никто не спорит – транспортная безопасность необходима, грузовым работам не должны мешать, а посторонним в порту просто нечего делать. Но, кроме стандартных, есть еще устьевые порты. И Архангельск – живой пример. У нас порт везде, но в него, кроме причалов, складов, кранов и огороженных мест, входят деревни и острова.

Где грузовых работ и пассажирских перевозок с посадкой пассажиров физически не может быть.

Премьер далек от наших тонкостей, помощники об этом не задумались или забыли. Кто же может предположить, что «в каком-то» Архангельске, в какой-то Онеге, Астрахани люди не могут в магазин или аптеку попасть? А им говорят, что ради транспортной безопасности страны категорически запрещено катер спускать на воду.

Говорят, что капитан нашего порта задавал этот вопрос в министерстве в Москве, но ответа не получил.

А ведь давным-давно, с момента образования порта Архангельск, издано постановление по порту, в котором сказано, что запрещено плавание судов ближе тридцати метров от причальной зоны, где как раз и выполняются все грузовые работы. А наши люди всю жизнь именно так и плавали, к причалам никогда не подходили.

Махнем в Монголию

Еще одно обращение в газету пришло 13 марта, когда капитан порта Архангельск все же подписал распоряжение, и более десяти тысяч катеров, зарегистрированных в Архангельске, оказались вне закона.

Архангелогородец Антон Полуянов рассказал, что он состоит в самом большом по численности кооперативе владельцев маломерных судов «Прибой», и даже там ничего не знали о ситуации.

– Случайно набрел на информацию в интернете. Всерьез не воспринял, если честно. Похихикали с друзьями: пора сушить весла, отъездились ребята-катерники. Зачем теперь кооператив? Катера хранить на берегу? Но потом начал копать и стало не до шуток. Ведь если начнут задерживать пенсионеров-рыбаков, выписывать штрафы и забирать суда, недалеко до бунта. Это же все равно что ненцам запретить ездить на оленях по тундре, – рассуждает Антон.

Рыбаков и охотников в области действительно много. Много и пенсионеров, которые живут только этим: грибы-ягоды, тушенка из утятины, гусятины, лосятины. Но народ на катерах ездит не только за грибами-ягодами, рыбой и дичью.

У многих по берегам дома и хозяйства с картофельными полями.

– Люди говорят, что капитан порта до последнего момента тянул с этим подписанием, потому что сам из наших. Понимает ситуацию.

Куда теперь нам всем? В Монголию если только переезжать, там моря нет, а у нас скоро навигация открывается, – невесело улыбается Антон.

Распоряжаюсь отменить распоряжение

Видимо, капитан порта не захотел переезжать в Монголию, потому что 17 марта вышло еще одно распоряжение, отменяющее прежнее. В нем сказано, что «в связи с отсутствием порядка применения пункта «3и» распоряжаюсь отменить действие распоряжения от 13 марта».

Подключилось и областное правительство, направив обращение министру транспорта РФ Максиму Соколову. В этом документе сказано, что «запрет на использование людьми катеров для обеспечения транспортной доступности и рыбалки нарушает конституционное право граждан на передвижение и может спровоцировать социальный взрыв».

Так что пока все остается по-прежнему.

Ирина ЖУРАВЛЕВА


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Кто-то погорячился»

Губернатор Игорь Орлов дал поручение руководителю областного агентства по транспорту Вадиму Кривову предотвратить спорную ситуацию, которая может возникнуть в регионе с открытием навигации.

– Мы не можем оставаться в стороне от проблемы передвижения маломерных судов в акватории порта Архангельск. Это надо исправлять! Авторы документа не оценили всех факторов жизни таких территорий, как областной центр и прилегающие к нему острова. Кто-то погорячился, оставив людей без связи с «большой землей» и традиционного промысла. Проанализируйте решения Минтранса России и подготовьте дополнительные предложения по их изменению с целью безопасного передвижения в акватории порта Архангельск, – сказал вчера Орлов на заседании правительства.

Неделю назад Игорь Орлов уже направил обращение министру транспорта РФ Максиму Соколову, сообщает пресс-служба областного правительства. В обращении говорится, что запрет на использование людьми катеров для обеспечения транспортной доступности и рыбалки «нарушает конституционное право граждан на передвижение и может спровоцировать социальный взрыв».

Михаил МАСЛОВ

КОМПЕТЕНТНО

«Портовые объекты должны быть защищены от дурака или террориста»

Главный государственный инспектор по маломерным судам Архангельской области Сергей Сидоров назвал «хорошей новостью» отмену распоряжения о запрете физическим лицам использовать маломерные суда в акватории морского порта Архангельск.

Он пояснил: мировая практика показывает, что портовые объекты «должны быть защищены от дурака или от террориста».

Вероятно, есть порты, где для этого приемлемо запрещать использование частного маломерного флота.

– В Архангельском порту это неприемлемо, потому что акватория порта очень большая, – считает Сергей Сидоров. – В астраханском порту, например, то же самое: очень большая акватория порта и очень много маломерных судов. Там тоже, наверное, будет такая конфликтная ситуация.

По данным ГИМС, в районе Архангельского морского порта зарегистрировано около 14200 маломерных судов. Из них 10-12 тысяч активно используются.

Павел КОНОНОВ

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.