Татьяна Лодде преподает английский язык в исправительной колонии №1.
Здесь вызывают не родителей, а начальника отряда. Вместо завуча – заместитель начальника колонии по воспитательной работе. И на всякий пожарный случай – тревожная кнопка. А в остальном, кажется, обычная школа. В которой педагоги смотрят на заключенных, а видят учеников.
Хотя «школой» учебноконсультативный пункт в исправительной колонии № 1 УФСИН по Архангельской области называют только в разговорном обиходе.
Учатся в УКП с седьмого по двенадцатый класс.
По майским данным, в пункте – 110 учеников.
За парты осужденные садятся не каждый день, а два или три в неделю. Три – это ускоренная программа, для тех, кому срок не позволяет получить полное среднее образование за три года.
Татьяна Лодде преподает в «школе» английский.
– Примерно с 2008 года я здесь постоянно, раньше работала еще в 83-й школе. Сейчас уже втянулась, – рассказывает Татьяна Федоровна.
– Чувствуется разница?
– Разница, конечно, есть (смеется). Здесь, скажем так, люди, обладающие определенным житейским опытом. Даже при объяснении нового материала мы этим руководствуемся. Одно дело объяснять ребенку, который еще мало что видел, и другое – человеку, у которого за плечами уже есть некий опыт, в основном, к сожалению, негативный.
– В первый день, наверное, было не по себе?
– Первый день я запомнила, это было 4 мая. Было сильное впечатление от решеток, от этих людей в черной форме. Казалось, все так сумрачно. А выхожу за ворота – там солнце, небо голубое... Первое время было очень страшно. Старалась держаться поближе к тревожной кнопке. Всегда есть возможность нажать тревожную кнопку, если что-то происходит. Хотя я ни разу не нажимала.
– А когда учитель может нажать на кнопку?
– Если чувствует какую-то угрозу для себя. Хотя у меня такого не было. Это только первое время может быть, а когда начинается рабочий процесс, уже не задумываешься. Или если не может справиться с ситуацией самостоятельно. Все-таки школа необычная, поэтому должны быть какие-то меры безопасности.
– В класс, полный второклашек, неподготовленному человеку бывает сложно зайти, что уж говорить о ваших подопечных...
– У них особый интерес к человеку, который пришел с воли. Вот, например, ваш приход всех у нас сегодня заинтересовал.
– Как в таких условиях можно наладить контакт с учеником?
– Нужно создавать благоприятную психологическую обстановку. Мы бываем в курсе их дел, нам приносят фотографии своей семьи, рассказывают, что и как. Им приятно чем-то поделиться, они знают, что мы порадуемся за них, может, дадим какой-то совет.
– Вообще люди здесь хотят учиться?
– Как и в обычной школе: есть люди нацеленные на образование, а есть и те, кого приходится заставлять. Вот у нас был ученик, в прошлом году мы его с трудом привлекли в девятый класс, с трудом! Он сопротивлялся всячески. А к концу года получилось, что он у нас шел по УДО, поэтому ему нужно было сдать экзамен досрочно. И он уже сам стал ходить за нами: «А я успею? А когда у меня экзамены?» Приятно наблюдать такие метаморфозы.
К тому же мы с ребятами участвуем в разных предметных и творческих конкурсах. На промзоне они что-то мастерят, мы это фотографируем и посылаем на конкурс. Участие в конкурсах дает учащимся определенные преимущества по колонии.
– А у вас вызывают к доске?
– Да, конечно. Не сказать, чтобы они с радостью туда бежали, но получается, если мы их настойчиво, постепенно к этому приучаем, они привыкают и даже охотно выходят. Сначала, конечно, непривычно. У многих из них печальный опыт общения со школой.
– А на второй год вы оставляете?
– Нет, не оставляем. Наши обычно все учатся. Кроме того, у нас здесь есть мощная система воздействия на нежелающего учиться. В случае необходимости – плохой посещаемости, недобросовестного отношения к учебе – мы можем обратиться к начальнику отряда, заместителю начальника колонии по воспитательной работе. Наши ученики очень под большим присмотром находятся.
– Вас ученики поздравляют с Днем учителя?
– Обязательно. И открытки дарят, и концерт устраивают в клубе. Есть те, кто хорошо рисует, есть те, кто хорошо поет. Это наша хорошая традиция.
Живым подтверждением того, что аппетит к знаниям у осужденных приходит во время учебы, служит заключенный из девятого отряда Сергей Сумароков. За два года у него накопилась объемистая кипа всяческих грамот и сертификатов.
– Конкурсов было очень много, за два-то года, – говорит Сергей. – Всего, наверное, штук пятьдесят разных конкурсов. По химии, биологии, литературе, русскому языку, физике... Еще я рисовал очень много. Всего у меня имеется 16 первых мест. Самый первый, который я выиграл, был всероссийский творческий конкурс ко Дню Победы.