Как и у любого события, у открытия в Коряжемском доме-школе новых классов, где будут заниматься 16 особых учеников 7–17 лет, есть своя предыстория.
Как родилась идея
Обучение коряжемских детей с особенностями развития было организовано на базе коррекционной школы №14 и реабилитационного центра в Котласе. Каждое утро родителям приходилось отвозить ребёнка в соседний город, во второй половине дня – забирать. На это уходило много времени и средств. Далеко не у каждой семьи были такие возможности.
Идея организовать свой класс в Коряжме возникла у директора филиала «Западный» благотворительного фонда «Илим Гарант» Веры Пуртовой. Как‑то в разговоре с одной из мам – Юлией Лухнёвой, депутатом городской Думы Коряжмы, – Вера Александровна задалась вопросом: почему бы не открыть классы для детей с особенностями развития на базе Коряжемского дома-школы? Юлия, понимая, что так же, как и она, мотаются между Коряжмой и Котласом многие семьи, решила обратиться к председателю комитета по образованию и науке областного Собрания депутатов Игорю Чеснокову.
Из областного центра был получен положительный ответ. Министерство образования и науки Архангельской области поддержало предложение. Было решено открыть два класса для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, множественными и тяжёлыми нарушениями развития. И всё завертелось.
Нелёгкая задача
Превратить обычные помещения в уютные классы, где бы комфортно чувствовали себя дети с особенностями развития, – задача не из лёгких. Поэтому готовиться к первому сентября в Коряжемском доме-школе стали общими усилиями.
Для занятий с особенными детьми в учреждении выделили два кабинета, по соседству с которыми размещены раздевалки. В региональном бюджете были предусмотрены средства на ремонт помещений дома-школы, в том числе двух новых классов. Приобретены парты, стулья, дидактический материал, игрушки. В соответствии со всеми нормами и правилами оборудована санитарная комната.
К оснащению кабинетов подключился местный фонд помощи детям-инвалидам «Милосердие». Хорошо известная в городе бессменный руководитель «Милосердия» Ольга Драганчук обратилась к малому и крупному бизнесу. Откликнулись многие. И теперь готовые кабинеты радуют глаз и не похожи на обычные учебные классы. Например, на окнах – занавески в цвета радуги, рулонные шторы… «С приобретением карнизов и «одежды» для окон нам помогли индивидуальные предприниматели Елена Казаринова, Лидия Андреева, Татьяна Нюхина и магазины «Коллаж» и «Реал-маркет», – рассказала Ольга Драганчук. – Благодаря Вячеславу Свинину в раздевалках появились шкафчики, они изготовлены на мебельном производстве «Велес». Объёмные мягкие кресла-груши – подарок от салона красоты «Имидж» и его владелицы Марины Бахтиной. Стеллаж, где уже стоят новые игрушки, изготовлен Олегом Рачковым в столярной мастерской «Дерево». Уюта повсюду добавляют комнатные цветы, выращенные в МУП «Благоустройство».
В классах установлены телевизоры. Есть игрушечные домики, где, как в настоящих, – двери, окна, замок, выключатели – всё для развития у детей мелкой моторики и сенсорики. С приобретениями помог филиал Группы «Илим». Первого сентября директор регионального кадрового центра Группы «Илим» Денис Светлугин сообщил, что в канун нового учебного года руководство комбината приняло решение приобрести компьютеры в новые классы для особенных детей.
Предусмотрено всё
Как рассказала директор Коряжемского дома-школы Елена Королёва, учебный день для особенных детей начинается, как для всех учащихся, в 8:30 и заканчивается в 16 часов. Обучают их педагоги дома-школы: учителя, психологи, логопеды и тьюторы.
Ребята находятся в кабинетах весь учебный день, поэтому здесь предусмотрено, где отдохнуть и пообедать: установлены манежи с мягкими матрасами и обеденные столы с крепкими, широкими стульями, похожими на царский трон из детских сказок. Мебель сделана по специальному заказу на столярном производстве в ИК № 5. В раздевалках установлены кулеры. С приобретением посуды помогли индивидуальные предприниматели Людмила Шоломицкая и Светлана Пантелеева.
В Коряжемском доме-школе есть попечительский совет, его возглавляет председатель городской Думы Екатерина Бунькова. Депутаты тоже не остались в стороне от предстоящего события и приобрели для вновь открываемых классов два сухих бассейна.
В подготовке к новому учебному году помогли также Оксана Титова и Сергей Семьин, ООО «Новатор» и ООО «СтройПроект», Игорь Щипцов и магазин «Адель», Людмила Теплякова и магазин «Фотон».
Имена помощников – на учебной доске
К открытию в Коряжемском доме-школе двух новых классов приложили усилия очень много жителей города. 1 сентября их имена – в знак большой благодарности – написали на учебных досках в новых кабинетах. В числе тех, кто не остался в стороне, – региональный представитель торговой сети «Пятёрочка» Сергей Ядрихинский, директор ООО «Бумажник» Любовь Плащинская, Олег Бурковский, Валерий Булгаков, Наталья Меньшакова и ООО «Коряжемское телевидение».
Сделать 1 сентября праздничным днём помогли Елена Сорокина и Анна Мах и их театрально-музыкальная студия «Тедди», Лиана Стрекаловская и магазин «Затея».
Открытие в Коряжме учебных классов для особенных детей стало для простых горожан и деловых людей мерилом доброты и отзывчивости. Как рассказала руководитель фонда «Милосердие» Ольга Драганчук, на просьбу помочь отказа не было ни от кого.
Эти классы – лишь шаг в новом направлении работы Коряжемского дома-школы. В планах – оборудовать по соседству с учебными кабинетами физкультурно-оздоровительный комплекс. «Хочется установить там специальные тренажёры и создать условия для занятий адаптивной физкультурой», – рассказала директор учреждения Елена Королёва. Первые шаги уже сделаны. Одна из семей, чей ребёнок пришёл первого сентября на занятия в дом-школу, передала вертикализатор. Родители уверены: здесь он пригодится больше.
На этот раз 1 сентября здесь стало особо волнительным. Учебный год для многих обещает стать по‑настоящему новым.
Светлана Маневская, заместитель министра образования и науки Архангельской области:
– В Архангельской области, как и по всей стране, развивается федеральный проект «Доступная среда», у нас развивается инклюзивное образование. Буквально несколько цифр статистики: в регионе действует 15 государственных школ, где обучается около тысячи детей. Есть одна коррекционная школа для детей с нарушениями слуха и одна – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В числе 15 школ для особенных детей – 11 интернатов, где ребята и живут, и учатся. Но мы сейчас говорим о развитии инклюзивного образования, когда дети должны проживать в семье, не нужно их отрывать от мамы – от папы, особенно если речь об особенных детях. К счастью, у нас растёт число классов, где реализуются адаптированные образовательные программы. Сегодня в области 259 таких классов, около 70 процентов из них занимаются детьми с нарушениями психического развития. Классов для особых детей, которых 1 сентября принял Коряжемский детский дом-школа, по области всего шесть. Востребованность в них есть, я думаю, и уверена, что такое направление в дальнейшем будет только развиваться.
С открытием новых классов Коряжемский детский дом-школа не отправится в автономное плавание. У нас есть областной институт открытого образования, где педагоги проходят подготовку и повышение квалификации, поэтому для того, чтобы реализовывать требования федерального закона «Об образовании», у нас есть все возможности. Педагоги Коряжемского дома-школы, безусловно, будут получать всю необходимую методическую поддержку, для них будут проводиться необходимые семинары. Я уверена, что пройдёт немного времени, когда педагоги Коряжемского дома-школы будут делиться своим успешным опытом.