В Архангельске обсудили, как лучше защитить права пациентов

26 сентября 8:19 Из газеты Здоровье
В Архангельске обсудили, как лучше защитить права пациентов
В Архангельске обсудили, как лучше защитить права пациентов

В Архангельске состоялось заседание межрегионального координационного совета территориальных фондов обязательного медицинского страхования СЗФО 

Главные темы, которые обсуждались на заседании – вопросы организации защиты прав пациентов, эффективность информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи, обеспечение доступности и контроля качества медицинской помощи, участие территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций в реализации проекта «Бережливая поликлиника».

В заседании координационного совета приняли участие директора и специалисты территориальных фондов ОМС СЗФО, заместитель председателя правительства Архангельской области, главный федеральный инспектор по Архангельской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО, представители министерства здравоохранения Архангельской области, руководители страховых медицинских организаций региона.

Не ошибиться с выбором

Напомним, федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дал возможность застрахованным пациентам самостоятельно выбирать врача, медицинскую организацию и страховую компанию. Застрахованный теперь сам решает, куда поступят деньги за его лечение и, таким образом, рублём влияет на качество страховых и медицинских услуг.

Но всегда ли пациент компетентен в своём решении и всегда ли обладает информацией, помогающей осуществить правильный и обоснованный выбор?

Представитель Федерального фонда ОМС в СЗФО – директор территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга Александр Кужель напомнил, что за последние два года в России принят ряд законодательных актов, предусматривающих создание социально ориентированных информационных систем для участников ОМС.

В стране полным ходом формируется пациентоориентированная модель деятельности страховых медицинских организаций – повсеместно вводятся институты страховых представителей, создаются контакт-центры в сфере ОМС.

Главная цель всех нововведений – справочно-консультативная помощь гражданам и защита интересов пациентов, в том числе и при необоснованных отказах в оказании бесплатной медпомощи.

Директор территориального фонда ОМС Архангельской области Наталья Ясько поделилась опытом эффективности информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания специализированной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в регионе.

По словам Натальи Ясько, изменение роли страховых медицинских организаций в рамках новой пациентоориентированной модели, в первую очередь, должно привести к тому, что у каждого пациента появится свой страховой представитель, который не только защитит право застрахованного на получение бесплатной медицинской помощи, но и осуществит информационное сопровождение пациентов на всех этапах оказания такой помощи.

Для этого был подготовлен ряд приказов Минздрава России, Федерального фонда ОМС, которые определили порядок взаимодействия всех участников обязательного медицинского страхования.

— Самое главное, что во главе реализации законодательства в системе ОМС всегда стоят права застрахованных граждан, которые реализуются через обращения застрахованных лиц в медицинские организации, в органы управления здравоохранением, в территориальные фонды и в страховые компании, – подчеркнула Наталья Ясько.

Она также отметила, что в Архангельской области, как и в большинстве субъектов России, создан единый информационный ресурс территориального фонда ОМС, который начал действовать с 2014 года в рамках правил ОМС. Но после изменения законодательства территориальный фонд столкнулся с необходимостью реализации новых задач, поставленных перед участниками ОМС.

Так, с 1 июня 2016 года, в рамках формирования единого информационного ресурса, в Архангельской области появился контакт-центр в сфере ОМС, к которому подключились страховые медицинские организации.

— Мы ставили задачу организовать и обеспечить работу электронного журнала обращений граждан, который бы помогал в режиме «онлайн» рассматривать все поступающие обращения. В полную меру электронный журнал заработал у нас с этого года, в прошлом году были пробные версии его адаптации к требованиям законодательства в сфере ОМС, страховых компаний, но, тем не менее, нам это удалось реализовать, – подчеркнула Наталья Ясько.

Сопровождать пациента – главная задача ОМС

Что касается взаимодействия участников ОМС при организации проведения профилактических мероприятий, то данное направление в Архангельской области, по словам Натальи Ясько, дорабатывалось в течение нынешнего года. До 1 ноября 2017 года территориальный фонд ОМС планирует совместно со страховыми компаниями и медицинскими организациями реализовать все поставленные задачи – разместить в едином информационном ресурсе ТФОМС Архангельской области сведения и информацию о лицах, подлежащих прохождению профилактических мероприятий.

Этот шаг, по мнению экспертов, позволит своевременно маршрутизировать пациентов и составить график прохождения диспансеризации. Как пояснила Наталья Ясько, чтобы избежать «скопления пациентов в медицинских организациях в один момент и равномерно распределить нагрузку на медицинских работников, а главное – сберечь время пациентов».

Третий этап взаимодействия участников ОМС – сопровождение пациентов, получивших направление на госпитализацию в плановом порядке.

При доработке информационного ресурса, по словам Натальи Ясько, перед специалистами была поставлена задача обеспечить возможность интеграции единого информационного ресурса фонда с медицинскими информационными системами, которые используются в медицинских организациях.

— Несмотря на то что все участники обязательного медицинского страхования вносят данные и сведения в информационный ресурс фонда, застрахованное лицо не может на сегодняшний день в реальном времени осуществить выбор медицинской организации, – пояснила Наталья Ясько.

— Как правило, в большинстве случаев медицинские организации не заинтересованы предоставить пациенту возможность реализовать право на выбор медицинской организации при получении направления на плановую госпитализацию. С одной стороны, понятна заинтересованность медицинских организаций в сохранении объёмов медицинской помощи по профилям, на которых они специализируются, и, соответственно, в сохранении госпитализации пациентов в свои медицинские организации.

Но в результате мы сталкиваемся с жалобами пациентов, которые не могут в установленные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроки попасть на плановую госпитализацию по тому профилю, который им необходим. Наша задача – достичь эффективного взаимодействия всех участников ОМС в интересах пациентов, – заявила Наталья Ясько.

Повысить ответственность и ужесточить контроль

Другая актуальная проблема, которая также была озвучена в ходе совещания – ужесточение контроля за выполнением объёмов медицинской помощи как со стороны медицинских организаций, так и со стороны страховых медицинских организаций. Речь о так называемой «сверхплановой помощи».

Участники совещания отметили, что регулирование объёмов в этом случае необходимо регламентировать законодательно более жёстко.

Александр Кужель обратил внимание, что найти подходы и определить правовые механизмы решения данной проблемы необходимо на федеральном уровне.

Присутствовавший на заседании заместитель министра здравоохранения Архангельской области Алексей Крюков, в свою очередь, отметил, что региональное министерство готово к конструктивному диалогу. По словам Алексея Крюкова, в областном минздраве сейчас серьёзно работают над реализацией электронного портала госпитализации, который хотя и не реализован в полной мере из‑за недостаточного финансирования, но является приоритетным направлением на 2018 год.

По мнению Алексея Крюкова, портал госпитализации помог бы в решении проблемы перевыполнения объёмов медицинской помощи и наглядно показал бы, куда необходимо направлять пациентов.

«Бережливое производство» в здравоохранении

Опытом участия территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций в реализации проекта «Бережливая поликлиника» поделились директор ТФОМС Калининградской области Элеонора Семенюк и начальник управления организации и информационного обеспечения системы ОМС ТФОМС Республики Карелия Елена Аполлонова.

Элеонора Семенюк в своём докладе отметила, что на территории области пилотный проект стартовал в конце 2016 года. В реализации проекта приняли участие две государственные медицинские организации Калининградской области: Центральная городская клиническая больница и городская детская поликлиника № 6.

Основные задачи, которые решались в пилотном проекте: повышение эффективности работы страховых медицинских организаций в части информационного сопровождения застрахованных лиц, повышение качества медицинских услуг и уровня удовлетворённости граждан медицинской помощью, повышение уровня информированности застрахованных лиц при получении бесплатной медицинской помощи, улучшение материально-технической базы медицинских организаций.

Для решения задач ТФОМС Калининградской области совместно со страховыми компаниями в медицинских организациях, участвующих в пилотном проекте, открыли страховые представительства, провели тренинги для работников регистратур и колл-центров поликлиник, изготовили информационные материалы, приобрели мультимедийные средства, информационные киоски. Врачами-экспертами страховых компаний и территориального фонда ОМС Калининградской области проведён ряд тематических экспертиз качества медицинской помощи, по их результатам определены меры, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи.

В настоящее время более 30 поликлиник Калининградской области включились в проект «Бережливая поликлиника».

Елена Аполлонова отметила, что Республика Карелия в апреле этого года также присоединилась к реализации федерального проекта.

Основная цель – повысить доступность и качество медицинской помощи за счёт оптимизации организационных процессов в поликлиниках.

Если до начала реализации проекта в одной из поликлиник Петрозаводска время пребывания пациента при посещении врача-терапевта в связи с неотложным состоянием составляло 230 минут, то за счёт изменения маршрутизации, выстраивания логистики потока пациентов время пребывания сокращено в 3,5 раза – до 60 минут.

В рамках проекта перераспределилась нагрузка между врачами и средним медицинским персоналом, разделены потоки пациентов, осуществляется переход на электронный документооборот, совершенствуется организация профилактических осмотров и диспансеризации населения.

Подводя итоги работы, Екатерина Владимировна Прокопьева отметила, что проведение таких заседаний имеет очень большое практическое значение для регионов округа – это возможность обменяться передовым опытом, поделиться проблемами, найти наиболее оптимальные пути их решения, что позволит повысить эффективность взаимодействия участников ОМС.

Наталья ПОТАПОВА Фото Артёма Келарева

Общество

17 декабря

Газе­та «Прав­да Севе­ра» получи­ла общест­вен­ную наг­раду «Дос­то­яние Севера»

16 декабря

Ломо­нос­ов­ская ассамб­лея стала куль­мина­ци­ей празд­но­ва­ния 80-ле­тия Архан­гель­ской области

16 декабря

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 9 по 16 декабря

15 декабря

Вла­ди­мир Путин поздра­вил севе­рян с 80-лети­ем Архан­гель­ской области

15 декабря

Севе­род­винс­кие депу­таты отказа­лись приз­нать дом Пику­ля памят­ни­ком мест­но­го значения

15 декабря

Кон­церт в честь 80-ле­тия Архан­гель­ской области смо­гут посмотреть все желающие

15 декабря

Игорь Орлов поздра­вил севе­рян с днем рож­де­ния региона

15 декабря

Постра­дав­шие на про­из­водстве севе­ряне получи­ли автомо­били

14 декабря

В Архан­гель­ской области ужес­то­чат админ­ис­тра­тив­ную ответст­вен­ность за нару­ше­ние пра­вил бла­го­ус­тройства тер­рито­рий

14 декабря

Медуч­режде­ния Архан­гель­ской области полу­чат 11 новых машин ско­рой помощи

14 декабря

На «Крас­ной Куз­нице» прой­дёт кон­курс про­фмастер­ства среди моло­дых рабочих

14 декабря

В Архан­гель­ске завер­шился юби­лей­ный Бело­мор­ский сту­ден­чес­кий форум

14 декабря

Выдаю­щим­ся жите­лям Архан­гель­ской области вру­чили награды

13 декабря

Лабо­рато­рия Сев­маша приз­нана одной из луч­ших в России

13 декабря

Архан­гель­ский СПИД-центр рабо­та­ет в новых условиях

Похожие материалы

13 декабря Общество

Архан­гель­ский СПИД-центр рабо­та­ет в новых условиях

13 декабря Общество

В Архан­гель­ском цен­тре «Лучик» стали занимать­ся соп­ров­ож­дени­ем приём­ных семей

7 декабря Общество

Во всех учрежде­ни­ях Архан­гель­ской области сани­та­рок исклю­ча­ют из меди­цинс­ко­го персонала

5 декабря Общество

У Пен­си­он­ного фонда Архан­гель­ска – новый адрес

5 декабря Общество

Как получить меди­цин­скую помощь по полису ОМС

5 декабря Общество

Дет­ский сад в шаго­вой дос­туп­нос­ти?

4 декабря Общество

Архан­гель­ский инспе­ктор Гид­роме­те­ос­лужбы: «Фотог­рафи­ровать меня учил дядя Вася Песков»

25 ноября Общество

В Архан­гель­ске под­рос­тков учат тому, как не стать жер­твой на пер­вом свидании

23 ноября Общество

В Пер­вой город­ской боль­нице Архан­гель­ска стали про­водить опе­ра­ции по вос­ста­нов­ле­нию нор­маль­ного ритма сердца

21 ноября Общество

В Архан­гель­ске наг­ради­ли лау­ре­атов Ломо­нос­ов­ской премии

21 ноября Общество

В Архан­гель­ске с осо­бым раз­ма­хом про­шли Дни Новод­винска

15 ноября Общество

Иван Лан­дин – герой осво­ения Аркти­ки, дав­ший в 1933 году остро­ву имя газе­ты «Прав­да Севера»

12 ноября Общество

Элект­ро­нные сига­реты ста­нов­ят­ся час­тью новой моло­дёж­ной культуры