10.03.2020 14:18

Специалисты Архангельского архива: «Найти своего прапрадеда станет проще»

Фото Артёма Келарева

10 -го марта работники архивов отмечают свой профессиональный праздник.

О том, как выяснить, кто были твои предки и что делает Государственный архив Архангельской области, чтобы стать максимально открытым для людей, мы обсудили с заместителем директора Василием Трофименко.

 Василий Георгиевич, кто чаще всего обращается в архив?

– Те, кто в силу своей профессии занимается изучением истории: сотрудники музеев, университетов, студенты, аспиранты. Большинство тех, кто обращается в архив, интересуется историей своего рода, тех мест, где жили их бабушки и дедушки.

– Как сделать запрос, если хочешь разобраться, кто твои предки?

– На сайте Государственного архива Архангельской области (gaao29.ru – прим. ред.) есть формы, которые можно заполнить и отправить нам как по почте, так и по электронке. Существует три основных видов запросов: социально-правовой, тематический, генеалогический. Но генеалогический можно делать только раз в год в декабре.

– Чем это вызвано?

– Исполнение генеалогического запроса – трудоёмкий процесс, и он требует больше времени для поиска, поэтому нам необходимо планировать их составление. В год мы обрабатываем около 400 таких запросов. Люди узнают данные из ревизских сказок, исповедных книг, из переписи населения о том, кто были их предки, и где они жили. Если запрашивают информацию из метрических книг, то есть о датах рождений, бракосочетаний и смертей всех родственников по одной линии – это более длительный процесс поиска.

 С чего начать новичку, который хочет составить генеалогическое древо своей семьи?

– Для начала вам необходимо узнать о месте жительства своих родственников на 1920 год. Когда советская власть у нас окончательно была установлена и у церкви забрали право регистрировать браки, смерть, рождение, эту функцию передали органам власти – точнее, их отделам записи актов гражданского состояния. Теперь документы за последние сто лет хранятся в территориальных органах ЗАГС. Только узнав, где проживали родители бабушек-дедушек, есть смысл обращаться за более давними сведениями в архив. Нам необходима отправная точка, где в 1920 жила семья, так как Архангельская губерния была большая.

 До какого времени можно найти информацию?

– Если мы говорим о хронологических рамках, то это XVIII век. Всё, что раньше, хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве на Большой Пироговской, 17, поскольку в своё время все писцовые книги были переданы туда.

– Как идёт взаимодействие с другими архивами?

– Никакого взаимодействия нет, архивы друг у друга такого рода информацию не запрашивают. Мы даём рекомендацию, куда самостоятельно можно обратиться, в какой архив, где эта информация может храниться.

– Вы своё древо составляли?

– Я докопал до XVIII века. Предки у меня жили здесь, теперь это территория Виноградовского района. По одной линии это были крестьяне. По второй линии – архангелогородцы. Морские офицеры в Соломбале – Огородниковы, полицейские офицеры – Волыхины. В Архангельске в основном жили либо мещане, либо купцы, либо служивое население.

– Какую ещё информацию можно найти в архиве?

– Информацию о профессиональной деятельности. Запросы социально-правового характера, которые нужны для подтверждения стажа, заработной платы, всё что касается вопросов пенсионного обеспечения. Это социальная функция архивов, в рамках которой запросы исполняются бесплатно, по государственному заданию. В год мы обрабатываем порядка десяти тысяч запросов социально-правового характера – это главная обязанность архива.

– Какие документы организация обязана сдавать в архив?

– Документы по основной деятельности, управленческую, научно-техническую документацию, документы по личному составу. Если организация прекратит своё существование, она передает нам документы по личному составу: лицевые счета, карточки по учёту и так далее. Если организация правильно ликвидируется, то она обязана сдать эти документы.

 Что вы можете сказать про информационную открытость архива?

– Сейчас архив принимает участие в программе «Культура Русского Севера», в прошлом году нам выделили средства на приобретение планетарных сканеров. Мы заключили договор с московской компанией «НПО Опыт», которая оцифровывает наиболее востребованные документы, а это как раз документы генеалогического характера: метрические книги, переписные листы переписи населения 1920 года.

Архив сейчас работает над оцифровкой и самостоятельно. В дальнейшем планируем создать единую информационную архивную систему, которая позволит людям получать доступ к этим ресурсам. Будет увеличена информационная открытость архива, из‑за которой мы так часто подвергаемся критике.

– Как скоро удастся оцифровать старинные документы?

– Если говорить о полном массиве документов, то речь идёт о пятилетке. Сейчас уже оцифровано несколько описей и постепенно происходит процесс индексации, то есть присвоения этим документам архивного шифра: какая опись, какое дело, какой лист. В этой системе будет менеджер файлов, который позволит видеть графические образы. Такой опыт есть в архивах Санкт-Петербурга, Пермского края, и на этот опыт мы опираемся.

– Как оцифровка повлияет на доступность информации?

– У людей появится больше возможностей. Есть три варианта. Первый – человек подаёт стандартный запрос, возможно, уже не раз в год, как сейчас, а по факту – когда нужно, тогда и подаёт. Второй вариант – можно будет прийти в читальный зал и познакомиться с графическими образами документов здесь у нас, это будет бесплатно.

– Можно ли сделать так, чтобы человек мог дома изучать необходимые документы?

– Да, третий вариант – возможность дистанционно просматривать графические образы.

– Это мечты?

– Это планы. Насчёт первого варианта – это вопрос, всё будет ещё обговариваться. Насчёт двух других – это уже планы. Есть опыт архива в Санкт-Петербурге, там установлена определённая плата за дистанционный доступ через интернет. В любом случае у людей будет выбор, как получить доступ к информации.

 Как быстро оцифрованные документы будут выкладываться в общую систему?

– Я думаю, что это будет происходить по мере оцифровки. Операторы сканирования сделают определённый массив, а другие специалисты будут загружать это в систему. Пока система не установлена, ещё идёт её процесс обкатки и тестирования, но со временем всё будет происходить в параллельном режиме. Таким образом информационная открытость будет повышаться с каждым годом.

 2020 – год 75‑летия Победы в Великой Отечественной войне. Какие документы, касающиеся жизни военного Архангельска, хранятся в архиве?

– Таких документов у нас очень много. Они касаются бытовых вопросов, обеспечения граждан продуктами питания, работы торговой сети, органов управления. Периодически на нас выходят центральные музеи и запрашивают документы того времени. Один из наиболее интересных запросов был от музея Победы в Москве. Мы направляли им фотографии наших партизан в Карелии, они переходили через линию фронта и устраивали диверсии в глубоком тылу финских войск, которые поддерживали Германию.

– Возможно ли через архив найти погибшего родственника в годы Великой Отечественной войны?

– У нас нет документов военкоматов того времени, в помощь интернет-ресурсы. Это сайт obd-memorial.ru. Здесь можно быстро восстановить судьбу человека, зная его имя, отчество, год рождения, звание. Сайт podvignaroda.ru – здесь я нашёл наградные листы своего деда и весь его послужной список. В настоящее время проще искать через интернет.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА