27.06.2017 12:38

Главные строители «Севмаша»: Оборонную мощь страны ковали заключенные

Пароход «Иван Каляев», на котором к Белому морю прибыли первостроители Северодвинска и «Севмашпредприятия»

Одним из главных заводов Архангельской области, прославляющих наш край не только в России, но и по всему миру, безусловно, является Северное Машиностроительное предприятие или просто – «Севмаш».

О необходимости появления этого стратегического объекта советской оборонной промышленности задумались в начале 1930-х годов. В результате успехов, достигнутых в судостроительной отрасли, страна смогла перейти и к созданию полноценного военного флота. На Севере первое морское воинское подразделение – «Северная военная флотилия» – появилось 1 июня 1933 года.

Чтобы стать полноценным флотом, флотилия должна была обзавестись «своим» судостроительным заводом. Для защиты Арктики военные корабли были нужны как никогда. Бурное развитие региона вместе с необходимостью охраны Северного морского пути требовали принять меры по усилению обороноспособности.

На месте монастыря

Проектирование судостроительных заводов в то время находилось в ведении организации «Проектверфь», которой руководил Тимофей Васильевич Софронов. Правительственная комиссия детально исследовала Никольское устье Северной Двины, где с 1419 года располагался Николо-Карельский монастырь, на момент середины 30-х годов прошлого века пустовавший. Монахов из Иван Кирилкин, первый директор «Севмаша»монастырских стен выгнали еще в 1920-е годы. Место для постройки завода было выбрано именно там.

Сейчас памятник культуры XV века полностью находится на режимной территории «Севмаша». Некоторые постройки монастыря даже интегрированы заводом. В церквях размещены заводские цеха.

Приказом наркома тяжелой промышленности от 29 мая 1936 года начальником строительства завода, получившего порядковый номер 402, стал Иван Тарасович Кирилкин. В те же дни Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило проект задания. Согласно данным документа, первая очередь предприятия должна была войти в строй уже в первом квартале 1939 года. Последний же строительный винтик предполагалось закрутить в конце 1940 года.

Первостроители

Первая партия строителей прибыла на беломорское побережье 18 июня 1936 года на пароходе «Иван Каляев». Шестьдесят парней и девчонок ринулись по комсомольской путевке нести в северную глушь цивилизацию. Первое время все жили прямо на пароходе, в тех же каютах, в каких ехали на стройку. Обустроенность была не важна. Главное – мощь и сила родины. Энтузиасты, число которых за год увеличилось почти до десяти тысяч человек, были готовы жить даже в палатках. Жилья, возводившегося в крайне ограниченных количествах, на всех не хватало. К концу 1937 года в поселке «Судострой», как стал называться новый населенный пункт, было построено всего лишь 193 деревянных конструкции. И это на пятнадцать с половиной тысяч человек, населявших поселок.

Несмотря на стремительный прирост населения, людей всё равно не хватало. Квалифицированные работники перестали ехать с прежней охотой, а оргнаборы должного эффекта не давали. В связи с «истощением местных людских ресурсов» – как писал начальник строительства Иван Кирилкин – «поставлена под сомнение возможность завершения строительства города и района в точно установленные сроки».

«Ежовые рукавицы»

«Помочь» вызвалось НКВД. Своими «ежовыми рукавицами» оно взяло возведение будущего гиганта судостроительной промышленности под своё крыло. Конец 1930-х годов был пиком могущества тюремной ГУЛАГовской системы, при которой людей без суда и следствия отправляли в места не столь отдаленные. Их еще и гнали бесплатно строить народно-хозяйственные объекты.

Завод №402 перешел в ведение НКВД в марте 1938 года. Ежовский аппарат организовал здесь своё строительство №203 с непременным исправительно-трудовым лагерем, который получил наименование «Ягринлаг» в честь острова Ягры. Возле острова судостроительный завод как раз и начал возводиться. Уже к июлю 1938 года количество обитателей лагеря достигло 8289 человек, а к 1 января 1941 года – рекордного уровня в 31116 человек.

К осени 1941 года всё строительство на заводе №402 было полностью прекращено – переключились на выполнение срочного заказа правительства. Возникла необходимость оборудования в Молотовске собственного участка Архангельского порта, предназначенного для приёма караванов союзников и отправке экспортного сырья. Главным для порта стало сооружение глубоководных причалов. К началу ноября 1942 года в порту был построен новый причальный фронт протяженностью в 415 метров. Причалы, подготовленные для приема океанских кораблей, оборудовали 3-4 линиями железнодорожных путей. Для приема как можно большего по объему транспорта у берегов были проведены дноуглубительные работы.

Заключенные выпустили и первую продукцию завода №402. Всё началось с выпуска корпусов снарядов и фугасных бомб, автоцистерн, морских тралов и даже солдатских котелков.

«Охотники» и «Ленинец»

Не забыли и о прямом предназначении предприятия. 14 августа 1941 года, в соответствии с постановлением государственного Комитета обороны, заводу была поставлена задача наладить выпуск шестнадцати Больших Морских охотников за подводными лодками проекта 122-а, спроектированного Центральным Конструкторским Бюро города Горького. В сентябре прошла закладка первых четырех кораблей. «Охотники» стали первыми образцами надводной военной техники, полностью изготовленными на заводе. Корабли сдали флоту в 1944 году. Начался выпуск и подводной техники. Правда, первая субмарина, «Л-22», была в Молотовске лишь достроена. Закладка лодки прошла еще в декабре 1938 года в Ленинграде. К началу войны ее до конца достроить не успели. Чтобы лодка, получившая по типу наименование «Ленинец», скорей вошла в состав Военно-Морского Флота, «Л-22» решили в сентябре 1941 года из прифронтового города на Неве вывести.

После окончательной достройки на заводе №402 минный заградитель «Ленинец» 28 августа 1942 года вошел в состав Северного флота. И вошел вполне успешно. Во время Великой Отечественной войны лодка совершила 12 боевых походов общей продолжительностью в 118 суток. Произвела три торпедных атаки с выпуском сразу 20 торпед. Одна из торпед повредила немецкий транспорт «Рюдерсхаймер». Точным попаданием русских подводников в корму с вражеского судна напрочь снесло руль. Следующей крупной жертвой «Ленинца» стало госпитальное судно «Бирка» грузоподъемностью в 1000 брутто-тонн. Подорвавшись на минах, установленных нашим тральщиком, оно моментально пошло ко дну, унеся за собой 105 эвакуировавшихся в тыл солдат вермахта.

За успешную деятельность «Ленинца» в борьбе с «немецко-фашистскими захватчиками» корабль в июле 1945 года был награжден Орденом Красной Звезды.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея