Наша читательница Валентина Павловна Некрасова предложила посмотреть, как современный язык отражает то, что происходит в нашей жизни. Об этом она написала в редакцию.
«Здравствуйте. Я по образованию филолог, правда, работаю в другой профессии. Но, наверное, бывших филологов не бывает. Во всяком случае, профессия меня не отпускает. Все время «цепляюсь за слова».
Сейчас много разных исследований по поводу того какие слова и выражения создает и востребует время. Яндекс объявил, что слово «селфи» по запросам вышло в прошлом году на первое место, и обогнало слово «любовь», которое лидировало с 2010 года.
Признаться, я лично не хочу как-то драматизировать наводнения непонятных и не очень обязательных слов в современном языке. Потому что верю в мистическую мощь нашего родного языка – нужное он приберет, а ненужное со временем отторгнет.
И все же поговорить на эту тему меня подвиг почти анекдотический случай. У меня есть сосед, Михаил Иванович, – активный общественник. Он остался один, поэтому старается быть «на людях», как он говорит. Иногда заходит по-соседски к нам попить чаю, а заодно поделиться знаниями, которые он почерпнул, будучи «на людях».
Однажды он сообщил: «Сейчас начнут толстосумов полоскать. Давно пора, а то, как клеши тянут последние соки из экономики». Спрашиваю – откуда такая информация? Он ответил, что был вместе с активом на одной важной встрече, и там говорили, что грядет кластеризация экономики.
Не стану описывать, как я объясняла Михаилу Ивановичу, что это не то, о чем он подумал. Никто никому ничего промывать не будет.
Кластер – это просто объединение, если кратко.
Он долго хлопал глазами, а потом рассказал, как сам работал в крупном объединении еще в советские годы. Там и проектировали, и внедряли проекты, и обучали специалистов. Входили в это объединение и крупные, и мелкие предприятия. Я ему говорю, что сегодня бы сказали, что это инновационный территориальный кластер с единым «зонтичным брендом». Он махнул рукой и ушел.
«Кластерный» разговор мы продолжили с подругой. Она по образованию социолог, но имеет «практичную» профессию – занимается выпечкой хлеба в одной из частных пекарен. Она объяснила, что мы ничего не понимаем, что это правильный маркетинговый ход: «Даже в нашей профессии без технологий никак. Есть люди, которые годами покупают свой белый «кирпичик». И дай им их любимый «кирпичик»! Но есть те, которые ищут «загогулину». Дай им «загогулину»! Пусть она будет из того же теста, но назовите по-другому, форму другую придайте. И люди скажут, что там и вкус другой. А тут общество: годы идут, столетия, тысячелетия меняются, а у вас все – объединения. То ли дело кластер! С прорывными инновационными инвестиционно привлекательными технологиями».
Когда-то я немного занималась лингвистическим анализом. На самом деле, в каждом времени свои филологические особенности. Язык в первую очередь отражает суть того, что происходит в жизни, в экономике, в обществе.
Что происходит сейчас такого с нами, что мы в простоте слова сказать не можем? Возможно, это защитная реакция? Прячемся за сложное и непонятное, чтобы не смотреть правде в глаза? Вдруг она горькая?
И кто оценит прорывные инновационные кластеры с инвестиционными технологиями? Это же все на будущее, на какую-то далекую и, возможно, светлую еще перспективу.
Моя подруга, кстати, уже сегодня точно знает сколько и каких булочек продается из того, что производит пекарня. Просчитывает перспективу, сказала, что планируют объединение. Как в прошлом веке – просто объединение – ради прибыли. И все тут. Никаких «загогулин».
А Михаил Иванович как-то предложил провести всеобщую кластеризацию мозгов. Имея ввиду, что не лишне время от времени проводить там чистку».