11.04.2021 16:41

Путь морских офицеров в XIX – начале XX века лежал через Архангельск

Здания флотских казарм в Соломбале. 1850-е годы
Архангельск. Вид с городского рейда на Соборную пристань и центральную часть города. Вторая половина XIX века

Вышел в свет биографический справочник «Архангельск в судьбах офицеров и адмиралов Российского Императорского флота. 1850–1917»

В нём представлены 1537 персоналий. Авторы – москвич Николай Манвелов и архангелогородец Игорь Гостев – трудились над созданием справочника более шести лет.

– Почему мы ограничились историческим отрезком в 67 лет? – переспросил Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея. – Потому что 1850‑е годы – это время, когда в России судостроение перестраивалось с деревянного на металлическое, с парусного на паровое. А 1917-й год – рубеж, всем известный из школьного курса истории.

Его соавтор Николай Манвелов занимается Игорь Гостевисторией российского флота давно и серьёзно, и новая книга в его послужном списке – десятая по счёту, хотя и не все его труды посвящены именно флоту.

Авторы подошли к делу со всей строгостью профессиональных историков: сразу были отметены легенды и полулегенды, гуляющие на просторах интернета, исторические источники проверялись и перепроверялись неоднократно, а список архивов, музеев, в том числе и ведомственных, в которых работали авторы, занимает в издании несколько страниц. Художественные книги по искомой теме и книги, написанные иными популяризаторами истории, тоже в расчёт не брали.

В результате получился самый полный на сегодняшний день справочник по биографиям давно ушедших людей, которые посвятили себя флотской службе. Некоторые имена читателям известны – например, Степан Огородников, военный моряк, «летописец российского флота», уроженец Соломбалы. Или Александр Колчак, который до 1917 года был известен как флотоводец, учёный-океанограф, полярный исследователь, участник обороны Порт-Артура.

А есть и те, о которых большинству неизвестно, как, например, генерал-майор Константин Пупков. Некогда – командир транспорта «Гапсаль», занятого на перевозке грузов между портами Финского залива, командир брига «Диомид», командир первых двух рот 3‑го ластового экипажа. Одновременно он исполнял должность полицмейстера в Соломбале, где и похоронен.

– Если бы в советское время Соломбальское кладбище не подверглось вандализму, мы сейчас бы имели великолепный некрополь российского флота, – уверен Игорь Михайлович. – В то время считалось, что всё, что создано до революции, сохранять необязательно, потому выдирали старые памятники, перебивали имена усопших. Но отдельные могилы всё же сохранились, например, Огородникова.

Справочник иллюстрирован фотографиями, некоторые из них авторы «разгадывали» по полгода.

Николай Манвелов– Нам удалось найти фотографию второго здания флотского полуэкипажа в Соломбале. Оно сгорело, вот фотография пожара, – показал Николай Манвелов. – Это здание стояло там, где сейчас находится культурный центр «Соломбала-Арт», и в том месте ещё можно заметить на поверхности остатки фундамента сгоревшего строения…

Некоторые фотографии, представленные в справочнике, были неизвестны не то что широкому читателю – а и серьёзным историкам. Это притом что, по словам авторов, бытовых фотографий тогдашних моряков в Архангельске практически не сохранилось. Исследователи скрупулёзно старались выяснить дату съёмки, события, ради которых делались фото. Некоторые снимки так и остались без ответа.

– Вот, например, открытие порта в Александровске-на-Мурмане, ныне это город Полярный Мурманской области, – показывает одну из фотографий Николай Манвелов. – На заднем плане видны корабли. Описаний этой фотографии или каких‑то комментариев у нас не было, пришлось выяснять детали самим. В результате чего мы пришли к выводу, что это бронепалубный крейсер «Светлана», впоследствии погибший в Цусимском сражении, а за ним – норвежский броненосец береговой обороны «Торденшельд»…

По мнению Игоря Гостева, нельзя назвать вышедший в печати справочник открытием в исторической науке, но в каждой биографии, приведённой в нём, сделаны уточнения, дополнения, поправки или детализация.

– Структура императорского флота была сложной, разбираться в ней приходилось много, – говорит Игорь Михайлович. – Все эти блестящие офицеры и адмиралы, так или иначе связанные с Архангельском, пережили не только карьерный подъём, но и разочарования: Архангельский военный порт был упразднён. Произошло это в результате недальновидной реформы Александра II и его «эффективных менеджеров» и касалось не только Архангельска, но и других портов, например, Севастополя, Астрахани.

А ещё авторы уверены, что справочник представляет собой тот фундамент информации, которая станет хорошей базой для последующих поколений историков или даже писателей исторических романов.

– История российского флота и людей, служивших на флоте, многогранна и порой неожиданна, – заключил Николай Манвелов. – Каждая биография, приведённая в книге, – это детектив. Ведь в чём заключается интерес работы историка? Вроде бы всё известно, а в то же время и… неизвестно.

Биографический справочник «Архангельск в судьбах офицеров и адмиралов Российского императорского флота» появился на свет благодаря конкурсу, проведённому архангельским центром «Патриот», издан за счёт средств областной программы «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодёжной политики в Архангельской области».

В книге более 500 страниц, и весит она полтора килограмма.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Елена ИРХА. Фото автора и из фондов Архангельского краеведческого музея