12.10.2016 17:15

За что убили капитана Дрейера?

Команда "Святогора", 1918 г.
Городской голова Архангельска Багриновский зачитывает приветственное слово британским добровольцам, июнь 1919г.

Имя Николая Дрейера в Архангельске известное – его носит одна из улиц города.

Но мало кто знает историю его жизни – романтическую, детективную и трагичную

В будущем году исполняется сто лет со спуска на воду легендарного ледокола «Красин», который строился специально для Архангельска и носил имя «Святогор». Первым капитаном «Святогора» стал 28‑летний Николай фон Дрейер. Кем он был? Предателем? Большевиком? Русским патриотом? Авантюристом?

Рождение «Святогора»

1916 год. Первая мировая война в разгаре. Военные грузы, поставляемые России союзниками по Антанте, и обратный поток стратегического сырья пошёл через Архангельск, необходима была регулярная ледовая проводка судов.

Для этого в Англии на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd строится по заказу России самый мощный в мире ледокол «Святогор», получивший название в честь былинного богатыря, с портом приписки Архангельск.

В марте 1917 года по поручению Генерального морского штаба молодой офицер, поручик по адмиралтейству Николай фон Дрейер был направлен в Англию для принятия ледокола и проводки его в Архангельск. Что и было сделано: в июне 1917 года ледокол прибыл в порт приписки – кипящий революционными страстями Архангельск.

Молодой капитан самого современного ледокола

Тверской потомственный дворянин Николай Александрович фон Дрейер родился 31 декабря 1888 года в курляндском поселке Дундага. Окончил в Петербурге военно-морское инженерное училище и был выпущен из него в чине поручика по адмиралтейству.

С мая 1915 года Дрейер служил на Черноморском флоте. Зарекомендовал себя не только как отличный морской офицер, но и как классный специалист, недаром его в 28 лет назначили первым капитаном самого современного ледокола в мире.

По воспоминаниям знавших его, он был «убеждённый толстовец, добряк и шутник». Однако каким‑то странным образом к 1917 году его «толстовство» начало склоняться к большевизму. Толстовское непротивление злу стало уживаться в нём с вооружённой борьбой за народное счастье.

В Архангельске летом 1917 года поручика фон Дрейера избрали делегатом съезда флотилии Северного Ледовитого океана, членом Центрального Комитета флотилии. Уже после Октябрьского переворота Дрейер руководил комиссией, которая разоружила офицерскую охрану порта Бакарица.

В январе 1918 года «красный дворянин» Николай фон Дрейер женился на дочери известного архангельского лесозаводчика Северьяна Кыркалова Анне, у них родилась дочь Вера. По понятным причинам жена и тесть не разделяли большевистских взглядов капитана.

Интервенты и затопление «Святогора»

Ледокол «Святогор» стал опорным пунктом архангельской организации большевиков. Команда полностью состояла из военных моряков. Среди них была большевистская группа, руководимая старшиной кочегаров, председателем судового комитета Александром Терёхиным.

На митинге в Соломбале Дрейер призывал «к вооружённому противодействию приходу в Архангельский порт военных сил союзников». Но сопротивления, на которое надеялись большевики, не получилось.

1 августа 1918 года английская эскадра подошла к острову Мудьюг и открыла огонь по крепостной артиллерии. На подмогу были посланы вооружённые ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович». Когда интервенты подавили мудьюгские пушки, капитаны ледоколов получили приказ адмирала Викорста затопить свои суда, а также пароход «Уссури» в фарватере Северной Двины, чтобы преградить путь вражеской эскадре.

Николай Дрейер и Александр Терёхин выполнили приказ

Вот что вспоминает кочегарный старшина «Микулы Селяниновича» Лемешко: «… со «Святогора» получили радиотелеграмму, в которой сообщалось, что команда приступила к затоплению «Святогора» на самом узком месте фарватера, дабы заградить фарватер для входа судов союзников. Одновременно был получен приказ и нам, чтобы мы немедленно поступили так же, как и командир «Святогора» тов. Дрейер; но мы ответили, что наше судно как главную защиту города Архангельска мы топить не станем. Немедленно было сделано собрание, на котором решили идти в порт, где и отстаивать интересы Соввласти. Подойдя к «Святогору», мы увидели, что таковой потоплен и команды на нём нет никого; затоплен он был очень плохо: носовая часть была погружена, а кормовая была почти наружу. Мы решили его обойти и держать путь в Архангельск. Было три часа дня, когда, делая обход «Святогора», мы сели на мель и задним ходом сойти не могли. Подошедший к нам на помощь тральщик тоже не мог стащить нас, так что мы вынуждены были оставить судно. После совещания мы приступили к снятию замков с орудий, и, забрав некоторые главные предметы и пулемёты, мы погрузились на тральщик».

Действительно, «Святогор» был затоплен плохо, и интервенты быстро откачали воду, подняли его и угнали в Англию. В течение нескольких лет (до 1921 года, когда его выкупило советское правительство, и он получил имя «Красин») ледокол ходил под английским флагом. Он даже сохранил своё имя и назывался HMS Sviatogor. Дело в том, что приказ о строительстве ледокола подписывал Николай II, но из‑за Февральской революции царское правительство не успело за него расплатиться: было заплачено 70 процентов. За эту неуплату «Святогор» англичане и забрали работать в Норвегию.

На расстрел – на носилках

Белогвардейское правительство Северной области, пришедшее к власти в Архангельске после занятия города интервентами, арестовало Дрейера и Терёхина. В мае 1919 года военно-окружной суд, «лишив всех прав состояния, чинов, орденов, офицерского звания и дворянского достоинства», приговорил Дрейера к смертной казни. Виновен он был, по мнению суда, в частности «в покушении на оставление военного порта Архангельска в руках неприятеля и воспрепятствование союзному флоту проникнуть в означенный порт путём приведения в негодность водного пути затоплением на фарватере судов…»

Защитник Дрейера обжаловал приговор, и дело было рассмотрено кассационным присутствием Северной области, оно определило оставить приговор «в силе судебного решения, а кассационную жалобу без последствий».

На судебном процессе были выслушаны показания 35 свидетелей. Большинство из них обвиняли Дрейера «в принадлежности к преступному сообществу, именуемому партией большевиков-коммунистов…».

Александр Терёхин был тоже приговорен к расстрелу. Сохранилась записка Дрейера Терёхину: «…не вешай головы – нас ещё вспомнят счастливые люди свободной Советской России».

Командира ледокола «Святогор», больного настолько, что он не мог ни ходить, ни стоять, к месту казни доставили на носилках и расстреливали привязанным к столбу.

По делу Дрейера были расстреляны Александр Терёхин и матросы «Святогора» Мальцев, Григорьев, Ларионов, Даниленко и Бабурин.

После прихода в Архангельск красных их тела были торжественно перезахоронены в братской могиле под обелиском «Жертвам интервенции 1918–1920 гг.».

Жена Николая фон Дрейера Анна в 1920 году эмигрирует в Норвегию вместе с дочерью, которой тогда не было и двух лет. В эмиграции Анна Северьяновна переписывалась с матерью Дрейера Екатериной Николаевной, оставшейся в России, однако переписка прекратилась в тридцатые годы. Екатерина Николаевна Дрейер умерла в Ленинграде во время блокады.

Память

Формально предсказание Дрейера сбылось, и его, и Терёхина помнили «счастливые люди Советской России», имя Николая фон Дрейера было присвоено улице Архангельска, а ледокол «Иван Сусанин» был переименован в «Лейтенант Дрейер».

Центральная площадь Соломбалы и прилегающая к ней улица носят имя Александра Терёхина ещё с 1920 года. Однако до сих пор трудно понять поступок капитана «Святогора». Почему дворянин, высококлассный специалист, столь безрассудно пожертвовал собой, по сути, за чуждые ему идеалы пролетарской революции. Что общего у него могло быть с полуграмотным кочегаром Терёхиным? Или в его поведении проявился упрямый патриотизм русского дворянина – не пускать на русскую землю иностранцев (даже союзников), пусть у власти большевики, но зато «свои». Сейчас понять сложно. Скорее всего, он был романтиком, которого закрутил революционный вихрь, превратив наивысшую точку его морской карьеры в точку его короткой жизни.



Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгений ТЕНЕТОВ