13.12.2020 10:08

В Архангельской области проходит декада, приуроченная к международному дню инвалидов

В этом году из‑за пандемии формат декады не совсем обычный – большинство мероприятий проводится в режиме онлайн. Но цель декады традиционная – привлечь внимание к проблемам людей с инвалидностью

Елена ШинкарёваТаких проблем, по мнению Елены Шинкарёвой, председателя регионального союза общественных объединений инвалидов, по‑прежнему немало. Люди с инвалидностью далеко не всегда интегрированы в общество, в особенности это чувствуется сейчас, в период пандемии, когда социальная жизнь ограничена и переходит в электронный формат.

– Елена Юрьевна, 3 декабря в России проводился тотальный тест «Доступная среда», в котором участвовали и жители Архангельской области. Для чего нужны такие тесты?

– Они позволяют увидеть, насколько в обществе знают о том, что важно для людей с инвалидностью. Безусловно, люди с инвалидностью хотят быть частью общества, но из‑за барьеров, в том числе недоступной окружающей среды, не всегда ощущают себя равными.

– Архангельск, на ваш взгляд, доступен для людей с инвалидностью?

– Больше не доступен, чем доступен. И каких‑то иллюзий, что всё будет хорошо в скором времени, у меня, если честно, нет. Но двигаться в этом направлении надо. К сожалению, многие государственные учреждения в Архангельске и в области до сих пор недоступны для людей с инвалидностью.

Впрочем, доступность ведь не только физическая. Необходима и информационная доступность. В этом плане интересен проект регионального ВОГ, который недавно получил поддержку фонда президентских грантов – оказание услуг людям с нарушением слуха с помощью сурдоперевода. Это услуги, которые помогают коммуницировать. Потому что людям с нарушенным слухом порой сложно самим вызвать врача, отстоять свои права, обратиться за помощью.

Глухим, которые используют жестовый язык, важна артикуляция, они читают по губам. Но сейчас масочный режим – и многие люди оказались в ситуации, когда коммуникация вообще невозможна. И это тоже информационная проблема.

С коллегами из других регионов мы обсуждали недавно проблемы дистанционного обучения – не всем учащимся с ОВЗ это подходит. Например, дети с аутизмом вообще не воспринимают дистанционный формат. Для школ это совсем новый формат взаимодействия с учениками. Это трудно идёт и на качестве образования сказывается.

– Региональный союз выступает за изменение системы квотирования рабочих мест. Почему? Система не работает?

– По закону о квотировании каждая организация, где трудится больше ста сотрудников, должна выделять определённый процент мест для сотрудников с инвалидностью. Но инвалидов часто воспринимают как обузу. Помогать людям с инвалидностью при трудоустройстве необходимо. Например, региональное отделение ВОГ сопровождает людей с инвалидностью по слуху при устройстве на работу. Сурдопереводчик выходит вместе с сотрудником на работу в первые дни, помогает установить коммуникацию в коллективе.

– Наверное, одни из самых уязвимых – люди с ментальными особенностями. По статистике в Архангельске проживает около девяти тысяч взрослых человек с психическими расстройствами. И только одна НКО – «Мост» – занимается их комплексным сопровождением.

– Пять лет назад была принята региональная концепция поддержки людей с ментальными особенностями. В 2020 году срок её действия заканчивается. На наш взгляд, необходимо пересматривать стандарты социального обслуживания.

Например, до сих пор получение социальных услуг на дому или в учреждении не было приоритетом, если у человека есть ментальные особенности. Сейчас существуют только две возможности для получения таких услуг. Если человек дееспособен – это минимум социальной поддержки, но если человек признан недееспособным и родственники не могут обеспечить необходимую помощь или не готовы взять его под опеку, – это интернат.

Возможности сопровождаемого проживания у нас в регионе, к сожалению, пока нет. Необходимо полностью пересмотреть концепцию социальной поддержки людей с ментальной инвалидностью – нужны услуги, которые позволят создать систему, при которой человек с ментальными особенностями сможет жить дома и получать социальную поддержку.

Например, социально-бытовая услуга – покупка в магазине товаров, продуктов питания за счёт средств получателя услуги. Людям с ментальной инвалидностью необходимо, чтобы им не просто купили продукты и принесли домой, а чтобы сопроводили в магазин и помогли с выбором. В стандартах такой услуги сейчас нет.

Неоднократно обсуждалась и система сопровождаемого проживания. Как вариант, это могут быть дома самостоятельного проживания, где взрослые люди с ментальной инвалидностью, тяжёлыми нарушениями развития могли бы жить самостоятельно при круглосуточной поддержке социальных служб.

– Это как проект «Самостоятельная жизнь», который уже четвёртый год существует в Санкт-Петербурге? «Правда Севера» рассказывала об этом.

– «Самостоятельная жизнь» – замечательный способ устройства жизни людей. В прошлом году мы увидели, как работает этот проект в посёлке Раздолье Ленинградской области.

Конечно, это требует больших финансов и большой работы по пересмотру государственной политики в отношении инвалидов, стандартов социального обслуживания, целевых программ. Но всё это возможно. В стране уже есть опыт. И я знаю, что одна из наших региональных общественных организаций собирает сейчас средства на строительство такого дома. Есть надежда, что при поддержке бизнеса и бюджета эта мечта всё‑таки станет реальностью.

– В ноябре «Правда Севера» рассказала о ситуации вокруг центра «Радужный», который помогает людям с ментальными особенностями, – у центра проблемы с помещением. Что‑то изменилось после публикации?

– Начался диалог. Состоялась первая встреча с представителями муниципалитета, областного Собрания депутатов – сейчас стороны ищут пути взаимодействия. Центру необходимо расширяться, так как потребность в услугах, которые он оказывает, – огромная. Моё видение ситуации – у центра должны появиться филиалы в области. Жить дома и уходить в интернат – такая возможность должна быть у каждого человека с ментальной инвалидностью.

– Если говорить об отношении в обществе к особым людям – оно меняется?

– Меняется. Мы начинаем осознавать, что мы все разные. Что с трудными ситуациями, будь то болезнь или инвалидность, столкнуться может каждый. И доступная среда – это то, что необходимо не только инвалидам, а вообще всем. Но барьеры в головах, к сожалению, исчезают медленно.

– Тяжело, когда такие барьеры выстраиваются в отношении детей с особенностями. В октябре «Правда Севера» рассказала о том, как в Цигломени родители в детском саду ополчились на семью с особым ребёнком.

– Закрывать глаза на такие ситуации, безусловно, нельзя. Да, сейчас не 90‑е годы, когда матери чиновники могли сказать в лицо: «Идиоты должны учиться дома!» Сегодня по закону никто не имеет права отказать в зачислении ребёнка в сад или школу. Другой вопрос – подготовка педагогов. Нагрузки большие, и педагоги не всегда справляются. Важно не только дать знания детям, но и научить их дружить, понимать друг друга. Если педагог самоустраняется – последствия могут быть тяжелейшими.

Сегодня есть масса ресурсов в помощь педагогам, развита система повышения квалификации. Сами родители тоже могут многое сделать. Например, уроки доброты – их иногда проводят мамы особых детей. Это помогает понять и ученикам, и педагогам, что быть особенным – нормально.

Мне кажется, ключик к проблеме взаимодействия в этом и заключается. Через мастер-классы, совместное творчество, через фестиваль «Кино без барьеров», который в этом году, кстати, проводился онлайн, окружающие начинают понимать, что люди с инвалидностью – это просто люди. Обычные, такие же, как все, и со своими особенностями.

Нам, действительно, предстоит ещё много работы. На днях мы отправили обращение в областное Собрание депутатов с просьбой пересмотреть областные законы, касающиеся социальной поддержки инвалидов Архангельской области.

– А что не так с этими законами?

– На наш взгляд, они не в полной мере соответствуют современному законодательству, Конвенции о правах инвалидов. Там несколько иначе сформулированы и расставлены приоритеты. Так, например, основной приоритет социальной поддержки – денежные выплаты. Но необходима и другая поддержка – содействие в развитии инклюзии, в трудоустройстве, в образовании, оказании медицинской помощи, в развитии доступной среды.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ