Как в Тромсё, городе-побратиме Архангельска, справляются с «мусорной проблемой»

5 декабря 2019 9:05 Экология Из газеты
Тромсё так же утопает в снегу, как и его побратим Архангельск
Тромсё так же утопает в снегу, как и его побратим Архангельск

Посадка в аэропорту Тромсё – одно из самых красивых и захватывающих зрелищ. 

Сначала пятнадцать минут самолёт летит по ущелью, на одном уровне с горными вершинами. Потом начинается страшное. Крутой вираж влево и разворот на 90 градусов – раз, крутой вираж влево и такой же разворот – два. После самолёт Прохожие могут воспользоваться удобными контейнерамиснижается. Из иллюминатора видны лишь горы и вода, которая становится ближе с каждой минутой. Взлётно-посадочная полоса появляется в самом конце. Страшно, но как красиво!

Тромсё – город-побратим Архангельска. Хотя по всем параметрам Котлас ему явно ближе. Население – около 70 тысяч человек. Большая часть населения работает в сфере торговли либо сфере услуг. Выделяется компания Remics, которая занимается тем, что в России отдали на откуп региональным операторам, – разрабатывает схему обращения с отходами. Что важнее – реализует её.

Что нужно знать о компании? Главное, пожалуй, то, что она государственная. Принадлежит городу, даже не региону. Платит налоги, работает в плюс. Именно это было известно, когда поездку планировали. Со всем остальным – в первую очередь технологиями – норвежцы любезно согласились нас ознакомить.

Представьте самый большой и мощный промышленный пылесос. Один из таких Стекло занимает отдельный контейнеря видел на какой‑то промышленной выставке. Презентовали его следующим образом. В огромную трубу опускали боулинговый шар. После включали тягу, и шар медленно начинал скользить вверх.

Теперь представьте мусоровоз, который остановился метрах в ста от вашего дома. Водитель подходит к металлическому столбику диаметром сантиметров 50, тянет от мусоровоза огромный шланг и подключает к этой конструкции. После нажимает что‑то на пульте и включает тягу. Через несколько минут весь мусор, который был в многоквартирном доме собран, оказался внутри машины. Ни запаха, ни грязи. И никакого понимания, как это возможно.

Идём внутрь дома. Как оказалось – на подземную парковку. В Норвегии очень много таких, даже если дом не очень большой. На подземной парковке три помещения. В одном стоят два огромных мусорных контейнера – один в один как на любой российской стройке. В других помещениях лючки – это мусоропровод, который ведёт к этим контейнерам. Рядом с лючками – пакеты для сортировки мусора. Всего четыре типа. Бумага, пластик, пищевые отходы и прочее. Пакеты разного цвета. А, главное, бесплатные. В городе они раздаются практически везде. Даже в здании городской мэрии.

Цветные пакеты – первый кит системы обращения с отходами, которая функционирует в городе. Основных функции две – первая, чтобы люди не путали Вредные отходы собираются отдельнои не мешали мусор, вторая, чтобы система на заводе могла определить тип мусора и правильно его рассортировать, а после переработать. И это первый шок. Ведь получается, что не нужны разные контейнеры, разные мусоровозы. У нас вон – отдельный для пластика появился. Оказывается, можно было просто цветные пакеты сделать.

Норвежцы успокаивают. Важно, как система работает в комплексе. А главное, для каждой страны, местности, города она может быть индивидуальной. В столице страны – Осло – или в соседней Швеции сортируют в разнотипные баки. В Тромсе просто выбрали такую систему, посчитав его оптимальной, учитывая объёмы мусора, количество населения, бюджет и ряд других параметров.

От жилого дома едем к дому, который строят. С видом на бухту возводится целый комплекс четырёх- и пятиэтажных зданий. В ближайшем будущем – один из самых престижных районов Тромсе. У входа на стройплощадку нас встречает представитель компании застройщика и Remics.

На стройке мусор тоже сортируют. Прямо на въезде на территорию стоят несколько больших контейнеров – в одном дерево, в другом кирпич, в третьем ещё что‑то. Всего ёмкостей шесть или семь. Едва они заполняются – мусор отвозят на переработку или на продажу. Лучше всего, говорят норвежцы, покупают дерево. В основном поляки и шведы. Первые потом из отходов деревообработки делают ламинат, вторые – мебель Ikea. Остальной мусор используют по‑разному.

В России, кстати, мусор со строительных площадок часто используют, когда строят дороги. А точнее, призму будущей дороги. Норвежцы одобрили. Мы вздохнули – хоть что‑то у нас хорошо!

Присутствие экологической компании на стройке оправдано по другой причине. Вывоз мусора со строительства жилых домовПри строительстве любого объекта в городе они выступают консультантами на этапе проектирования и строительства. По-простому – объясняют, как правильно организовать сбор мусора на объекте, чтобы новый дом не нарушал систему обращения с отходами. Все эти консультационные услуги компании оказывает бесплатно. И это второй кит норвежской системы обращения с отходами. Комплексный подход и долгосрочное планирование.

Третий кит, сделавший Тромсе, да и Норвегию в целом, местом, где природе человеком наносится минимальный ущерб – это технологии. О том, как мусор собирают, уже сказано. Теперь о том, как его перерабатывать.

Официально ситуация в городе сейчас следующая – 50 процентов мусора идёт на переработку. Пластик, бутылки, дерево, бумага – все ресурсы, которые продают, что‑то производят. И это как раз то, что нам надо начать делать в первую очередь. Если брать те же свалки – 80 процентов объёма мусорной горы занимают перечисленные материалы. Мусор сортируют в автоматическом режиме. Автоматика определяет путь пакета при помощи оптических сенсоров, реагируя на цвет пакета

Ещё 45 процентов – сжигают, вырабатывая энергию. Для обывателя экологические характеристики завода можно описать следующим образом. Концентрация вредных веществ в кубическом метре выбросов меньше, чем производит легковой автомобиль, который заправляют топливом стандарта Евро 6. Есть несколько степеней очистки. Первая происходит непосредственно в самих котлах, при температуре 1260 градусов выгорает значительная часть вредных веществ.

Предприятие расположено всего в двух километрах от жилых домов. Из трубы не идёт никакого дыма. Только пар. Вообще, как утверждают в самой компании – если разделить завод на пять частей, то одна пятая – это камера сжигания. Всё остальное – система фильтрации.

Такое у нас возможно. Но необходимо, как минимум, утвердить окончательно законодательную базу. Производство «зелёного электричества» обходится дороже. Нужна законодательная база, чтобы обязать сбытовые компании принимать в сети выработанную таким образом энергию. Также необходимо разработать механизм, который будет компенсировать потребителю часть конечной стоимости электричества.

С большей частью мусора разобрались – остаётся ещё пять процентов. Четыре процента – это то, что идёт в итоге на полигон. Мусор, который не переработаешь и нельзя использовать как топливо. На полигон же отправляют и пепел, который остаётся после работы печей. А вот последний процент самый важный. Это отходы вторичного потребления. Проще – вещи, которые нам не нужны и мы готовы их выкинуть, но они могут пригодиться кому‑то другому.

По этой причине на территории предприятия открыт обычный, но очень большой секонд-хенд магазин. Сюда жители города привозят все ненужные вещи. Другие их здесь покупают. Вырученные деньги идут на нужды предприятия.

На создание системы обращения с отходами ушло 20 лет. Всё это время город и компания, как и продолжают сейчас, занимались образованием. Буквально, еженедельно читали семинары для всех желающих. Проводили дни открытых дверей для желающих посетить предприятие. Возможно, нам стоит пойти по этому пути. Как известно, когда все эксперты – никто не специалист.

Артур ХОДЫРЕВ, корреспондент телеканала «Россия 24», специально для «Правды Севера». Фото автора

Общество

3 июля

Област­ной Центр под­дер­жки моло­дой семьи объя­вил акцию в под­дер­жку сем­ей­ных ценностей

3 июля

Завер­шен розыг­рыш регио­наль­ного кон­курса «Моя Конс­ти­ту­ция»

3 июля

За послед­ние сутки регио­наль­ным рефере­нс-цен­тром выяв­лены 117 новых слу­ча­ев COVID-19

3 июля

Севе­ря­нам пред­лага­ют поделиться свои­ми истори­ями любви

3 июля

В Архан­гель­ске стар­то­вал осно­вной этап госу­дарст­вен­ной ито­го­вой аттеста­ции для выпуск­ни­ков школ

3 июля

«У всех ушки как ушки, а у Кироч­ки – бантиком»

2 июля

Глав­ный розыг­рыш кон­курса «Моя Конс­ти­ту­ция» прой­дёт сегод­ня в 19:20!

2 июля

В сен­тябре в Архан­гель­ске откро­ет­ся час­тный лицей

2 июля

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся дожд­ли­вая погода

1 июля

В Архан­гель­ской области начал­ся под­счёт голосов

1 июля

«Рус­ские отомс­ти­ли за Францию»

1 июля

В Архан­гель­ской области соби­ра­ют­ся учредить пре­мию для моло­дых учёных

1 июля

Уче­ники архан­гель­ской школы №59 выиг­рали путёв­ки в «Артек»

30 июня

Участ­ко­вые избира­тель­ные комис­сии гото­вы к глав­ному дню голо­сова­ния

30 июня

Ограни­читель­ные меры по коро­нави­русу в Архан­гель­ской области про­длены до седь­мого июля

Похожие материалы

29 июня Общество

Из Архан­гель­ска на Новую Землю стар­това­ла экспе­ди­ция по изу­че­нию атланти­чес­кого моржа

13 июня Общество

В Архан­гель­ской области пла­ниру­ют изменить гра­ницы особо охраня­емых при­род­ных тер­рито­рии

11 июня Леспром

WWF отве­тил Рос­лесхо­зу и пояс­нил, как леса вдоль нерес­товых рек потеря­ли защит­ный статус

11 июня Общество

Рефор­ма обраще­ния с ТКО приш­ла и в глубинку

10 июня Общество

Алек­сандр Кра­вец: «Сей­час важно вер­нуть преж­ний ген­план Урдомы»

10 июня Общество

Рос­лесх­оз разъяс­нил ситу­ацию с нерес­то­ох­ранны­ми полоса­ми лесов Устья­нс­кого лес­нич­ес­тва

10 июня Общество

Все­мир­ный фонд дикой при­роды начал экспе­ди­цию в Лешу­кон­ском районе

9 июня Общество

В Архан­гель­ской области снова прой­дут дожди

3 июня Общество

В Архан­гель­ской области потеплеет

21 мая Общество

Регио­наль­ному опе­ра­то­ру ТКО в Архан­гель­ской области приг­рози­ли штра­фами и уго­лов­ными делами

19 мая Общество

«ЭкоИн­тегра­тор» рас­торг дого­воры с пере­воз­чика­ми «САХ» и «Эко­Син­тез»

14 мая Общество

В Архан­гель­ской области снова прой­дут снега и дожди

6 мая Общество

Регопе­ра­тор решает про­блему вывоза мусо­ра в отдал­ён­ных дерев­нях Устья­нс­кого района