24.04.2020 12:00

Не надо «махать крыльями». Как пережить карантин

Как пережить карантин и сохранить добрые отношения с близкими? Как избавиться от пижамного настроения и объяснить детям, что лишение прогулки – это не наказание. Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.
Lori (c)

Привычка убегать

название

Екатерина Пяткова

– Существует не только проблема недоинформированности по поводу карантина и пандемии, но и нежелание получать достоверную информацию, принимать и понимать свои эмоции, – говорит Екатерина Пяткова.

Например, сегодня появилась масса шутливых видео в социальных сетях о том, что родители связывают детей, мешающих работать дома, отгораживаются от них и так далее. 

За этими попытками пошутить, на самом деле, кроется наша растерянность. Столкнувшись со своими близкими лицом к лицу, многие не знают, как общаться.

Переоценка ценностей происходит при любом кризисе. Есть две полярные реакции по поводу всего происходящего. Первая – отрицание ситуации, когда включается ложная самозащита: «Это меня не коснётся». И вторая – паника. Между тем в кризисе важно оставаться в сознании, а для этого надо искать ресурсы. Но что понимать под ресурсами? Закрылись на карантин торговые центры, развлекательные комплексы – ступор: «А что я теперь буду делать?» И хотя близкие рядом – мне скучно…»

У абсолютно не ресурсных, у тех, кто привык «убегать», начинает прорываться внутренняя агрессия. Психологи, работающие с темой семейного насилия, констатируют – обращений по бытовым конфликтам становится сейчас больше. Люди не выдерживают вынужденной изоляции, накала эмоций. Происходит всплеск негатива, и агрессия выливается на тех, кто рядом.

Если есть удалённая работа – это одна ситуация, но если работы нет вообще – это может надолго выбить из колеи. Психологическая нестабильность и экономическая накладываются, усиливая стресс. Поэтому самое важное – сохранить внутренние силы, которые ещё пригодятся. Ведь то, что мы переживаем сейчас, лишь начало волны и даже не пик цунами. Страхи, тревоги – это тоже нормально. Ненормально – не бояться совсем.

Уберите руку с пульса

Когда мы чего‑то боимся, в первую очередь надо постараться упорядочить то, что происходит. Например, упорядочить свой режим дня. Режим не только систематизирует наши действия, но и стабилизирует сознание: «Я здесь и сейчас». Здорово, если совместно с детьми вы ещё и красиво оформите список того, что важно и значимо сделать сейчас.

В игровой форме с малышами можно нарисовать обучающие картинки. Например, почему важно носить маску, чем опасны микробы и так далее. С подростком можно посмотреть обучающие ролики на эти же темы, не забывая включать ребёнка в обсуждение: «Правильно ли я понял, что делать надо именно так?»

Но постоянно держать руку на пульсе не стоит, излишняя концентрация на теме коронавируса принесёт больше вреда, чем пользы. Дети тонко чувствуют наше эмоциональное состояние. И если мы излишне переживаем, они тоже начинают волноваться.

Почему мы сидим дома? Зачастую взрослые не догадываются, что могут нафантазировать себе дети, находясь в стрессе. Малыши подсознательно воспринимают лишение прогулки как наказание. Ведь раньше они слышали от взрослых: «Ты никуда не пойдёшь! Ты наказан!» А тут «наказана» вся семья. И у ребёнка в голове: «Наверное, мы что‑то сделали плохое… Наверное, мы виноваты». Главное – объяснять детям, что происходит.

Постарайтесь прожить любую ситуацию с пользой. Вспомните об элементарных бытовых вещах, которым можно научить детей – как порезать хлеб, пришить пуговицу. О простых занятиях, которые можно делать вместе – кораблики в тазу запускать, театр теней или спектакль с помощью бумажных кукол организовать. И не надо слишком мудрить. В головах у родителей, которые привыкли относиться к «ребёнковедению», как к научному предмету, сейчас тоже кризис: «Я не могу занять ребёнка даже на 15 минут, хотя раньше, посредством других людей, я это успешно делала. Я плохая мать!»

На самом деле, для дошкольника и 15 минут совместных занятий – это нормально. Наше нервная система имеет определённый лимит общения. И даже младенцы не нуждаются в своих матерях 24 часа в сутки, не говоря о дошкольниках и школьниках. Не надо мелькать перед глазами друг у друга – это раздражает. Мелькающая мама быстрее истощится, быстрее начнёт срываться, «махать крыльями».

Простой совет – в очередной раз, когда вы подойдёте к ребёнку и начнёте вот так «махать» со своей высокой родительской позиции, просто станьте меньше – сядьте на стул, на пол, опустите руки вдоль тела. И сразу почувствуете, что агрессия тоже уменьшится.

Долой пижамное настроение!

Родителям важно позаботиться и о себе, установив правила и границы, когда вас никто не должен беспокоить. Но порой это выглядит настолько иллюзорно, что ребёнок не понимает: «Мама говорит, что работает, но сидит дома в своём халате!» Внешний вид и карантин связаны друг с другом. Если раньше мы, действительно, собирались на работу и как‑то прихорашивались, то что происходит сейчас? Вылезаем из кровати, готовим на скорую руку завтрак и садимся за компьютер в той же пижаме.

Самодисциплина на уровне внешнего вида должна быть обязательно. Дети нас копируют. Если они видят, что мама «выбралась» из пижамы, переключилась, они тоже не будут растягивать пижамное настроение на весь день. Пижама – это леность и апатия, которые высасывают наши силы.

Ещё момент – важно распределить обязанности по дому. Обычно мы излишне опекаем детей. Максимум, что они делают – заправляют постель и мусор выносят. Используйте нынешнюю ситуацию как возможность научить ребёнка самостоятельности. Объясните, что вы находитесь в равных условиях. Спросите, что он готов взять на себя по бытовым обязанностям?

И не забывайте обнимать и говорить спасибо друг другу. Чтобы выдержать напряжение, в котором мы находимся и не потерять вкус жизни, нам необходим ресурс радости. Хобби, интересные дела – это наш ресурс, который облегчает общее состояние. Положительные эмоции и добрые слова – это тоже ресурс. Вечером за чашкой чая, делясь тем, что произошло за день, похвалите ребёнка: «Ты молодец! Я была восхищена, как ты здорово всё сделал!» Хотя, может быть, он просто помыл посуду.

Опустите планку

Любая кризисная ситуация – это вызов, чтобы научиться жить в новых условиях. Не надо заламывать руки: «За что мне это всё?» Задайте другой вопрос: «Для чего?» Что я могу сделать сейчас, мобилизуясь в данной ситуации? Выбирать жизнь – не просто фраза, а некий психологический иммунитет, который не позволяет терять вкус к жизни. Психологические установки, планы должны быть обязательно. Даже если кажется, что рушится всё.

Да, сейчас мы как родители ничего не можем изменить с этим дистанционным обучением, с ОГЭ и ЕГЭ. Но давить из‑за этого на своего ребёнка не стоит. Наоборот, хотя звучит парадоксально – опустите планку. Признайтесь себе, что в создавшихся условиях, находясь дома, вы и сами не можете выполнять свою работу на сто процентов. Дети тоже не могут усвоить информацию в том объёме, как сделали бы это, находясь в школе с учителем-предметником.

Занижая планку, мы не отказываемся от мечты. Наоборот, вырабатываем новые планы. Это лишь распределение сил в условиях кризиса. Признание и осознание реальной ситуации помогает выстраивать алгоритм дальнейших действий, исходя из имеющихся условий. Это не леность, а способ сохранить ресурс, не вгоняя себя и близких в ещё больший стресс. Самое главное, что мы все можем сделать сейчас – сохранить наши отношения друг с другом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ