14.02.2020 14:11

Когда буквы смешались и перевернулись

Фото Вячеслава Палеса

Что делать, если ваш ребёнок с лёгкостью щёлкает задачки, но с большим трудом осваивает письмо и чтение

Елена НовокшоноваПочему так происходит? И какие ещё сюрпризы скрываются за такими словами, как «дислексия» и «дисграфия»? Разбираемся вместе с Еленой Новокшоновой, логопедом центральной психолого-медико-педагогической комиссии Архангельской области.

– Нарушения чтения (дислексия) и нарушения письма (дисграфия) раньше рассматривались как отсроченные последствия нарушения устной речи, – говорит Елена Новокшонова. – Но такие трудности могут возникнуть и у детей, не имеющих подобных нарушений.

У ребёнка к школе должны быть сформированы базовые предпосылки психической деятельности – внимание, мышление, память. В детском саду малыш должен играть со взрослыми и сверстниками в сюжетные игры, лепить, рисовать, делать аппликации. Всё это как раз и развивает мышление, внимание, воображение, ручную моторику, совершенствует зрительно-моторную координацию и способствует формированию правильного письма.

Русское письмо очень сложное. Если возникают трудности, например, появляется множество специфических ошибок на письме, то первым бьёт тревогу учитель начальных классов. Он сообщает об этом не только родителям, но и школьному логопеду.

– А какие именно нарушения письменной речи должны вызвать тревогу?

– Ошибки, которые не относятся к орфограммам. Например, смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки: собака – «сопака», три – «дри», шишки – «шиски», часто – «цасто», щуки – «чуки», клюква – «клёква» и так далее. Ребёнок может пропускать элементы букв, буквы и слоги, переставлять их местами, смешивать графически сходные буквы. Например, «муха» – «миха», мохнатый – «можнатый», белка – «делка».

– Зеркальное письмо, когда буквы переворачиваются, например, вместо «Е» появляется «З» – тоже по этой части?

– Такие виды ошибок принято называть оптической дисграфией. Такое нарушение письма не всегда может быть обусловлено только логопедическими проблемами. Но по одной перевёрнутой букве о дисграфии, конечно, не судят. А вот если аналогичных ошибок достаточно много – надо насторожиться.

Если ребёнок хорошо говорит, быстро читает, а пишет всё равно с ошибками, то, возможно, у него не сформирован регуляторный компонент деятельности.

– Что это значит?

– Речь о способности ребёнка управлять своим поведением. Как он ставит перед собой цели, сосредотачивается, доводит ли дело до конца? Умеет ли контролировать себя на каждом этапе обучения?

Ребёнок, у которого не сформирован регуляторный компонент, характеризуется импульсивностью в поведении. Причём чаще двигательной и речевой расторможенностью, чем вялостью. При этом физические параметры развития у него в целом соответствуют возрасту. Но поведение такого ребёнка порой становится неуправляемым. У него преобладают выраженные игровые интересы, хотя и в играх тоже чаще всего возникают конфликты.

– То есть на уроке надо работать, а ребёнок хочет играть?

– Да, он не может удержать в голове алгоритм задания. Из-за информационной перегрузки постоянно отвлекается и делает ошибки. Если что‑то не получается, то эмоции переполняют – это ведёт к проблемному поведению, частым замечаниям со стороны учителя и, как итог, – отказу от выполнения задания.

– Родителям как быть? Лучше, наверное, обратиться не к логопеду, а к психологу?

– Да, это сфера деятельности педагога-психолога, нейропсихолога. Медицинский специалист может порекомендовать препараты, стимулирующие и улучшающие память, работу головного мозга.

– Дисграфия и дислексия считаются заболеванием?

– В педагогической среде принято считать, что это особое состояние, при котором наблюдается расстройство процессов письма и чтения.

Если устная речь в дошкольном возрасте формируется неправильно, то это не позволит ему в дальнейшем хорошо освоить письмо, чтение. Но неврологические нарушения, безусловно, могут быть первопричиной. В отдельных случаях, чтобы помочь ребёнку, требуется медикаментозное вмешательство, лечение у невролога, психиатра. Но отчаиваться и здесь не стоит. При условиях системной и комплексной работы проблему можно скорректировать.

– А к какому возрасту можно точно сказать, что у ребёнка именно дислексия, дисграфия?

– О стойком нарушении способности к чтению и письму судят не раньше 9–10 лет. В первом классе, когда малыш пришёл в школу, навык письменной речи ещё только формируется. Во втором классе, если и возникают какие‑то проблемы, то с помощью дополнительных коррекционных занятий или индивидуальной помощи со стороны учителя специфические ошибки могут быть сведены на нет.

Ошибки, допущенные из‑за незнания грамматических правил, не являются дисграфическими. Но к третьему классу, когда основные правила правописания уже пройдены и дети научены их применять на письме, мы можем говорить о нарушениях письменной речи. Но только после комплексного педагогического обследования.

И, опять же, в причинах ошибок надо разбираться. Возможно, у ребёнка не развита орфографическая зоркость – он не видит орфограммы. Этот навык можно развить на уроках в начальной школе. Важна роль и педагога, поскольку неправильное применение образовательных методик иногда приводит к дисграфии.

– Речевые нарушения сами по себе не исчезнут с возрастом?

– Нарушения письменной речи могут со временем компенсироваться, но в основном эта проблема никуда не исчезает. Более того, может усугубиться. Причём исправить «привычку» писать и читать неправильно будет уже намного сложнее.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ Фото Вячеслава Палеса