Когда буквы смешались и перевернулись

14 февраля 14:11 Из газеты Семья Здоровье
Фото Вячеслава Палеса
Фото Вячеслава Палеса

Что делать, если ваш ребёнок с лёгкостью щёлкает задачки, но с большим трудом осваивает письмо и чтение

Елена НовокшоноваПочему так происходит? И какие ещё сюрпризы скрываются за такими словами, как «дислексия» и «дисграфия»? Разбираемся вместе с Еленой Новокшоновой, логопедом центральной психолого-медико-педагогической комиссии Архангельской области.

— Нарушения чтения (дислексия) и нарушения письма (дисграфия) раньше рассматривались как отсроченные последствия нарушения устной речи, – говорит Елена Новокшонова. – Но такие трудности могут возникнуть и у детей, не имеющих подобных нарушений.

У ребёнка к школе должны быть сформированы базовые предпосылки психической деятельности – внимание, мышление, память. В детском саду малыш должен играть со взрослыми и сверстниками в сюжетные игры, лепить, рисовать, делать аппликации. Всё это как раз и развивает мышление, внимание, воображение, ручную моторику, совершенствует зрительно-моторную координацию и способствует формированию правильного письма.

Русское письмо очень сложное. Если возникают трудности, например, появляется множество специфических ошибок на письме, то первым бьёт тревогу учитель начальных классов. Он сообщает об этом не только родителям, но и школьному логопеду.

– А какие именно нарушения письменной речи должны вызвать тревогу?

— Ошибки, которые не относятся к орфограммам. Например, смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки: собака – «сопака», три – «дри», шишки – «шиски», часто – «цасто», щуки – «чуки», клюква – «клёква» и так далее. Ребёнок может пропускать элементы букв, буквы и слоги, переставлять их местами, смешивать графически сходные буквы. Например, «муха» – «миха», мохнатый – «можнатый», белка – «делка».

– Зеркальное письмо, когда буквы переворачиваются, например, вместо «Е» появляется «З» – тоже по этой части?

— Такие виды ошибок принято называть оптической дисграфией. Такое нарушение письма не всегда может быть обусловлено только логопедическими проблемами. Но по одной перевёрнутой букве о дисграфии, конечно, не судят. А вот если аналогичных ошибок достаточно много – надо насторожиться.

Если ребёнок хорошо говорит, быстро читает, а пишет всё равно с ошибками, то, возможно, у него не сформирован регуляторный компонент деятельности.

– Что это значит?

— Речь о способности ребёнка управлять своим поведением. Как он ставит перед собой цели, сосредотачивается, доводит ли дело до конца? Умеет ли контролировать себя на каждом этапе обучения?

Ребёнок, у которого не сформирован регуляторный компонент, характеризуется импульсивностью в поведении. Причём чаще двигательной и речевой расторможенностью, чем вялостью. При этом физические параметры развития у него в целом соответствуют возрасту. Но поведение такого ребёнка порой становится неуправляемым. У него преобладают выраженные игровые интересы, хотя и в играх тоже чаще всего возникают конфликты.

– То есть на уроке надо работать, а ребёнок хочет играть?

— Да, он не может удержать в голове алгоритм задания. Из-за информационной перегрузки постоянно отвлекается и делает ошибки. Если что‑то не получается, то эмоции переполняют – это ведёт к проблемному поведению, частым замечаниям со стороны учителя и, как итог, – отказу от выполнения задания.

– Родителям как быть? Лучше, наверное, обратиться не к логопеду, а к психологу?

— Да, это сфера деятельности педагога-психолога, нейропсихолога. Медицинский специалист может порекомендовать препараты, стимулирующие и улучшающие память, работу головного мозга.

– Дисграфия и дислексия считаются заболеванием?

— В педагогической среде принято считать, что это особое состояние, при котором наблюдается расстройство процессов письма и чтения.

Если устная речь в дошкольном возрасте формируется неправильно, то это не позволит ему в дальнейшем хорошо освоить письмо, чтение. Но неврологические нарушения, безусловно, могут быть первопричиной. В отдельных случаях, чтобы помочь ребёнку, требуется медикаментозное вмешательство, лечение у невролога, психиатра. Но отчаиваться и здесь не стоит. При условиях системной и комплексной работы проблему можно скорректировать.

– А к какому возрасту можно точно сказать, что у ребёнка именно дислексия, дисграфия?

— О стойком нарушении способности к чтению и письму судят не раньше 9–10 лет. В первом классе, когда малыш пришёл в школу, навык письменной речи ещё только формируется. Во втором классе, если и возникают какие‑то проблемы, то с помощью дополнительных коррекционных занятий или индивидуальной помощи со стороны учителя специфические ошибки могут быть сведены на нет.

Ошибки, допущенные из‑за незнания грамматических правил, не являются дисграфическими. Но к третьему классу, когда основные правила правописания уже пройдены и дети научены их применять на письме, мы можем говорить о нарушениях письменной речи. Но только после комплексного педагогического обследования.

И, опять же, в причинах ошибок надо разбираться. Возможно, у ребёнка не развита орфографическая зоркость – он не видит орфограммы. Этот навык можно развить на уроках в начальной школе. Важна роль и педагога, поскольку неправильное применение образовательных методик иногда приводит к дисграфии.

– Речевые нарушения сами по себе не исчезнут с возрастом?

— Нарушения письменной речи могут со временем компенсироваться, но в основном эта проблема никуда не исчезает. Более того, может усугубиться. Причём исправить «привычку» писать и читать неправильно будет уже намного сложнее.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ Фото Вячеслава Палеса

Общество

11 июля

В стра­не розо­вых пони: нес­мотря на свой воз­раст, неко­торые никак не могут повзро­слеть

10 июля

Эко­ном-класс для Алек­сандра Цыбуль­ского

9 июля

Архан­гель­ский ЦБК запус­тил про­ект «4Д-2020: Дари­те Друг Другу Добро»

9 июля

В Новод­винске рес­тав­риру­ют мемо­ри­ал погиб­шим в локаль­ных конф­ли­ктах

8 июля

8 июля – День семьи, любви и верности

7 июля

С 8 июля Кено­зер­ский наци­ональ­ный парк возоб­новля­ет приём турис­тов в гос­тини­цах и гос­тевых домах

7 июля

Алек­сандр Цыбуль­ский встре­тил­ся с роди­теля­ми кос­мон­ав­та Ивана Вагнера

7 июля

Архан­гель­ские пара­шют­ис­ты-пож­ар­ные отпра­вились на момощь кол­ле­гам в Крас­но­яр­ский край

7 июля

В Архан­гель­ской области про­дол­жа­ет­ся под­гот­ов­ка к все­рос­сийс­кой пере­писи населения

7 июля

7 июля в Архан­гель­ске ожи­да­ет­ся +20°С

6 июля

В Архан­гель­ске про­дол­жа­ет­ся зачис­тка неза­кон­ных гаражей

6 июля

Новая рабо­чая неде­ля будет пас­мур­ной и дождливой

5 июля

В САФУ появи­лась лабо­рато­рия исто­рии Вто­рой миро­вой войны в Арктике

5 июля

Коро­нави­рус в Архан­гель­ской области: 28 смер­тей, 2915 боль­ных, 3288 выздоро­вев­ших

5 июля

5 июля – день работ­ни­ков речного и морс­ко­го флота

Похожие материалы

8 июля Общество

8 июля – День семьи, любви и верности

3 июля Общество

Област­ной Центр под­дер­жки моло­дой семьи объя­вил акцию в под­дер­жку сем­ей­ных ценностей

3 июля Общество

Севе­ря­нам пред­лага­ют поделиться свои­ми истори­ями любви

23 июня Общество

В Архан­гель­ске появит­ся «Мами­на прис­тань для малень­кой мамы»

22 июня Общество

Севе­ряне, взяв­шие под вре­мен­ную опеку дет­ей-си­рот во время пан­де­мии коро­нави­руса, полу­чат выплаты

20 июня Общество

«Она же худень­кая, как оду­ван­чик…»

18 июня Общество

Мно­год­ет­ные семьи Архан­гель­ской области соби­ра­ют­ся осво­бодить от транс­порт­но­го налога

12 июня Общество

«Дай маме руч­ку, Лёня!»

10 июня Общество

Сбор­ная «солян­ка» семьи Кушковых

8 июня Общество

Ядо­витые люди как лекарство

3 июня Общество

В мае в Архан­гель­ской области родил­ся 731 ребёнок

1 июня Общество

Архан­гель­ский пери­наталь­ный центр отмеча­ет день рождения

29 мая Общество

«Весь Кот­лас встал на нашу защиту»