Когда буквы смешались и перевернулись

14 февраля 2020 14:11 Из газеты Семья Здоровье
Фото Вячеслава Палеса
Фото Вячеслава Палеса

Что делать, если ваш ребёнок с лёгкостью щёлкает задачки, но с большим трудом осваивает письмо и чтение

Елена НовокшоноваПочему так происходит? И какие ещё сюрпризы скрываются за такими словами, как «дислексия» и «дисграфия»? Разбираемся вместе с Еленой Новокшоновой, логопедом центральной психолого-медико-педагогической комиссии Архангельской области.

— Нарушения чтения (дислексия) и нарушения письма (дисграфия) раньше рассматривались как отсроченные последствия нарушения устной речи, – говорит Елена Новокшонова. – Но такие трудности могут возникнуть и у детей, не имеющих подобных нарушений.

У ребёнка к школе должны быть сформированы базовые предпосылки психической деятельности – внимание, мышление, память. В детском саду малыш должен играть со взрослыми и сверстниками в сюжетные игры, лепить, рисовать, делать аппликации. Всё это как раз и развивает мышление, внимание, воображение, ручную моторику, совершенствует зрительно-моторную координацию и способствует формированию правильного письма.

Русское письмо очень сложное. Если возникают трудности, например, появляется множество специфических ошибок на письме, то первым бьёт тревогу учитель начальных классов. Он сообщает об этом не только родителям, но и школьному логопеду.

– А какие именно нарушения письменной речи должны вызвать тревогу?

— Ошибки, которые не относятся к орфограммам. Например, смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки: собака – «сопака», три – «дри», шишки – «шиски», часто – «цасто», щуки – «чуки», клюква – «клёква» и так далее. Ребёнок может пропускать элементы букв, буквы и слоги, переставлять их местами, смешивать графически сходные буквы. Например, «муха» – «миха», мохнатый – «можнатый», белка – «делка».

– Зеркальное письмо, когда буквы переворачиваются, например, вместо «Е» появляется «З» – тоже по этой части?

— Такие виды ошибок принято называть оптической дисграфией. Такое нарушение письма не всегда может быть обусловлено только логопедическими проблемами. Но по одной перевёрнутой букве о дисграфии, конечно, не судят. А вот если аналогичных ошибок достаточно много – надо насторожиться.

Если ребёнок хорошо говорит, быстро читает, а пишет всё равно с ошибками, то, возможно, у него не сформирован регуляторный компонент деятельности.

– Что это значит?

— Речь о способности ребёнка управлять своим поведением. Как он ставит перед собой цели, сосредотачивается, доводит ли дело до конца? Умеет ли контролировать себя на каждом этапе обучения?

Ребёнок, у которого не сформирован регуляторный компонент, характеризуется импульсивностью в поведении. Причём чаще двигательной и речевой расторможенностью, чем вялостью. При этом физические параметры развития у него в целом соответствуют возрасту. Но поведение такого ребёнка порой становится неуправляемым. У него преобладают выраженные игровые интересы, хотя и в играх тоже чаще всего возникают конфликты.

– То есть на уроке надо работать, а ребёнок хочет играть?

— Да, он не может удержать в голове алгоритм задания. Из-за информационной перегрузки постоянно отвлекается и делает ошибки. Если что‑то не получается, то эмоции переполняют – это ведёт к проблемному поведению, частым замечаниям со стороны учителя и, как итог, – отказу от выполнения задания.

– Родителям как быть? Лучше, наверное, обратиться не к логопеду, а к психологу?

— Да, это сфера деятельности педагога-психолога, нейропсихолога. Медицинский специалист может порекомендовать препараты, стимулирующие и улучшающие память, работу головного мозга.

– Дисграфия и дислексия считаются заболеванием?

— В педагогической среде принято считать, что это особое состояние, при котором наблюдается расстройство процессов письма и чтения.

Если устная речь в дошкольном возрасте формируется неправильно, то это не позволит ему в дальнейшем хорошо освоить письмо, чтение. Но неврологические нарушения, безусловно, могут быть первопричиной. В отдельных случаях, чтобы помочь ребёнку, требуется медикаментозное вмешательство, лечение у невролога, психиатра. Но отчаиваться и здесь не стоит. При условиях системной и комплексной работы проблему можно скорректировать.

– А к какому возрасту можно точно сказать, что у ребёнка именно дислексия, дисграфия?

— О стойком нарушении способности к чтению и письму судят не раньше 9–10 лет. В первом классе, когда малыш пришёл в школу, навык письменной речи ещё только формируется. Во втором классе, если и возникают какие‑то проблемы, то с помощью дополнительных коррекционных занятий или индивидуальной помощи со стороны учителя специфические ошибки могут быть сведены на нет.

Ошибки, допущенные из‑за незнания грамматических правил, не являются дисграфическими. Но к третьему классу, когда основные правила правописания уже пройдены и дети научены их применять на письме, мы можем говорить о нарушениях письменной речи. Но только после комплексного педагогического обследования.

И, опять же, в причинах ошибок надо разбираться. Возможно, у ребёнка не развита орфографическая зоркость – он не видит орфограммы. Этот навык можно развить на уроках в начальной школе. Важна роль и педагога, поскольку неправильное применение образовательных методик иногда приводит к дисграфии.

– Речевые нарушения сами по себе не исчезнут с возрастом?

— Нарушения письменной речи могут со временем компенсироваться, но в основном эта проблема никуда не исчезает. Более того, может усугубиться. Причём исправить «привычку» писать и читать неправильно будет уже намного сложнее.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ Фото Вячеслава Палеса

Общество

21 апреля

16 мая в Поморья вновь прой­дут «Чис­тые игры»

21 апреля

Ярмарка граж­данск­их ини­ци­атив в Севе­род­винске прой­дёт в новом формате

21 апреля

В Поморье запре­тят роз­нич­ную про­дажу сжи­жен­ного газа несо­вер­шенно­лет­ним

21 апреля

Оди­но­ким отцам будет проще получить зва­ние «Вете­ран труда Архан­гель­ской области»

21 апреля

Ледо­ход вре­мен­но приос­тано­вил гру­зовые рабо­ты в Архан­гель­ском порту

21 апреля

В Общест­вен­ной пала­те Поморья обсуди­ли бла­го­ус­тройство пло­щади Друж­бы наро­дов в Архан­гель­ске

21 апреля

«Бес­смертный полк» в этом году прой­дёт в онлайн-фор­мате

21 апреля

Биб­ли­оте­ки Архан­гель­ской области получи­ли книгу «Диви­зия геро­ев: от Мос­квы до Эльбы»

21 апреля

Област­ной Дом моло­дежи приг­лаша­ет севе­рян на курсы ком­пью­тер­ной гра­мот­ности

21 апреля

Два новых кате­ра на воз­душ­ной подуш­ке помо­гут прео­долеть ледо­ход и паводок

21 апреля

Боль­ше всего жите­ли Архан­гель­ской области боят­ся павод­ка и нашес­твия волков

20 апреля

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 21 апреля

20 апреля

Завер­шена раз­раб­от­ка комп­лекс­ной кон­цеп­ции раз­ви­тия Соловков

20 апреля

Ледо­ход на Север­ной Двине про­дол­жил дви­же­ние к Архан­гель­ску

20 апреля

Опе­рат­ив­ную информа­цию о раз­вод­ке мос­тов в Архан­гель­ске можно получить в спра­воч­ных службах

Похожие материалы

21 апреля Общество

Оди­но­ким отцам будет проще получить зва­ние «Вете­ран труда Архан­гель­ской области»

10 апреля Общество

СНИЛС ребен­ка и мате­рин­ский капи­тал – в лич­ном каби­нете мамы

6 апреля Общество

Оди­но­кие отцы смо­гут получить зва­ние «Вете­ран труда Архан­гель­ской области»

2 апреля Общество

В новом учеб­ном году в дет­сады Архан­гель­ска пой­дут более 4600 детей до трёх лет

31 марта Общество

В архан­гель­ской реаби­ли­та­ци­он­ном цен­тре откро­ют допол­нитель­ные груп­пы днев­ного пре­бы­ва­ния детей

29 марта Общество

17 моло­дых семей Архан­гель­ска получи­ли сер­тифи­каты на приоб­рете­ние или стро­итель­ство жилья

29 марта Общество

Мно­год­ет­ная семья из Шен­курско­го райо­на получи­ла сер­тифи­кат на два мил­ли­она рублей

21 марта Общество

21 марта – меж­дуна­род­ный день чело­века с синд­ро­мом Дауна

9 марта Общество

Борь­ба за двух сес­тёр-близ­ня­шек из Коряж­мы про­дол­жа­ет­ся

8 марта Общество

Раз­го­вор с пси­хо­ло­гом: Како­во жить под каблуком?

12 февраля Общество

Беседа с пси­хо­ло­гом: «Мы с мамой так решили…»

3 февраля Общество

В пери­наталь­ном цен­тре Архан­гель­ске устра­нят стро­итель­ные недос­татки

1 февраля Общество

Елену Мол­чано­ву наз­начи­ли упол­номо­чен­ным при губер­нато­ре Поморья по пра­вам ребёнка