22.03.2016 17:25

Сергей Барышников: «Перед нами ставят задачи по повышению качества образования»

Сергей Барышников. Фото Ивана Малыгина

Арктический морской институт имени Воронина отмечает 235 лет со дня основания. О сегодняшнем дне филиала знаменитой «Макаровки» разговор с ректором Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым. 

- Сергей Олегович,  прошло уже три года с того момента, как Университет водных коммуникаций и Академия им. Макарова– два прославленных учебных заведения с богатой историей – объединились. Как Вы оцениваете результаты этого объединения, какие сложности остались сегодня?

- Действительно, два коллектива слились в один, и это обогатило и одну и другую половину. Лаборатории,  оборудование, которое было и в том и другом учебном учреждении, теперь используются эффективнее, это привело к более качественной подготовке курсантов и студентов.  Мы должны четко понимать, что Государственный  университет морского-речного флота им адмирала Макарова стал крупнейшим морским учебным заведением в стране. Это большая ответственность, нагрузка, и мы эту миссию, с честью выполняем. 

- Перед нашими курсантами открыты все горизонты, они покоряют из в том числе и на знаменитом научно-исследовательском паруснике "Мир". Правда ли, что сегодня он сменил место прописки и в Санкт-Петербург больше не вернется?

- Нет-нет, место прописки прописано у него на корме - это Санкт-Петербург. Другое дело, что сейчас, если мы хотим производить какой-то ремонт, мы должны проходить конкурсную процедуру, и это может оказаться в данном случае Калининград.  Мы планировали расширить ходовую рубку, чтобы курсанты, судоводители, в режиме реального времени могли выполнять какие-то работы и закреплять на практике те навыки, которые получили в аудитории.

- Как раз качественное профессиональное образование и подготовка первоклассных специалистов - всегда были главной задачей нашего Арктического морского института имени Воронина. Как сегодня эта задача решается?

- Сейчас главная задача, которая поставлена - это повышение качества образования, это на что нас нацеливает морреч флот, министерство транспорта и министерство образования. Поэтому действительно, те успехи, которые достигнуты, они значительны, и вперед мы смотрим с уверенностью. Но перед нами ставят задачи по повышению качества образования. Архангельская земля, как известно, богата, не только знаменитостями, но и моряками, которые во все времена бороздили моря-океаны.  Не мне вам рассказывать, что и до Петра Первого, флот с земли архангельской уходил очень далеко.

- Тем не менее, сегодня наши выпускники, поморские, на высоком счету?

- Да, и востребованы, потому что сегодня, с таким и плановым, и значительным освоением северных земель, полярных территорий, севморпути, Арктики — только северяне могут выжить. Южане не приживаются. А для жителей Архангельской  земли эта погода, эта обстановка  привычны.

- Насколько сегодня высок интерес к морским профессиям со стороны абитуриентов?

- Надо отметить, что уже несколько лет интерес повышается. Ребята, приходя, интересуются будущей зарплатой, где они будут работать. Это говорит об осознанном выборе, а не так как было раньше: "А, ладно, выучусь, а мама-папа потом договорятся". Наши выпускники, не только здесь, а в университете шесть филиалов - от Мурманска и Архангельска до Воронежа, и в головной организации - везде  нарасхват.И я могу сказать, что  в среднем даже в мире в отрасли дефицит порядка 10-15 процентов. И при этом достойная оплата. 

Практике, которая проходит на паруснике "Мир" - это первые учебные навыки. Курсанты еще не имеют ни одного документа, но после первой  практики  получают свой первый документ, их могут ставить на штатные должности. Они еще учатся, а их готовы взять и поставить во время практики на штатную должность, и они примерно тысячу долларов в месяц зарабатывают. Это сейчас порядка 80 000 рублей.

-  Сергей Олегович,  в контексте освоения Арктики сегодня перед университетом стоят особые задачи - какая-то специфика подготовки курсантов существует?

- Наша зона ответственности - это север северо-запад, конечно главным образом мы смотрим на Север.  А вот Арктика - это уже дополнительное образование, дополнительные тренировки. Я должен сказать, что у нас единственное учебное заведение , где существует кафедра ядерных энергетических установок, мы готовим специалистов для работы  на атомных ледоколах. 

"Макаровка" совместно с Крыловским центром в Петербурге отрабатывают навыки взаимодействия нескольких судов,  взаимодействие работы во льдах — здесь конечно колоссальная специфика работы в Арктике. Там не расставишь каких-то знаков как на реке, они будет перемещаться вместе со льдами.  Этим тонкостям мы обучаем будущих моряков,  которые готовятся работать на судах в полярных регионах.

Архангельский институт совместно с морской академией  в Санкт-Петербурге, с июня месяца  вводит пилотный проект "Фарватер". Это будет дополнительное образование с применением дистанционных технологий именно по работе в Арктике

Так что  потенциал, который есть в Петербурге, приблизить сюда. Мы работаем и это уже вполне реально.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовал Артемий Заварзин