02.06.2015 14:49

Руководитель Ростуризма рассказал о своих впечатлениях от Соловков

Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов, который приезжал в Архангельск на третий туристский форум, рассказал «Правде Севера» о развитии индустриального туризма, своих соловецких впечатлениях и о многом другом.

Олег Сафонов- Вы на Соловках раньше бывали?

- Нет, я впервые приехал и в Архангельскую область, и на Соловки. Впечатления очень сильные. Уникальный ансамбль, очень красивый, гармоничный. Отрадно, что идут очень серьезные реставрационные работы на средства министерства культуры. Нас прекрасно встретили, отец наместник нам все показал. Соловки уже в течении шестисот лет являются одним из важнейших наших духовных центров. Важный этап пройден и в двадцатые годы, когда там большевики организовали печально известный лагерь особого назначения. Нужно переосмыслять, смотреть, вспоминать.

- Российский туризм меняется. Наши местные туроператоры рассказывают, что появился совершенно новый спрос - спрос на дорогой, эксклюзивный турпродукт от очень обеспеченных, взыскательных бюджетников, которые раньше ездили только за границу.

- Многие люди осознано выбирают путешествия по нашей стране, потому что это интересно и потому что появился конкурентоспособный турпродукт. И есть другой очень важный фактор: до прошлого года в течении 24 лет туризм в России понимался как туризм выездной.

Хотя во всем мире туризм понимается как внутренний и въездной. Это очень серьезная отрасль экономики. Перекос российского туризма в сторону выездного приводил к тому, что ежегодно из нашей страны вывозились огромные деньги. В 2014 году это 50 миллиардов долларов. В 2013 году - 53 миллиарда долларов. Эти цифры даются всемирной туристской организацией.

Наша задача - чтобы эти деньги, или какая-то их часть, с каждым годом все большая, работали в нашей стране. Важно развивать инфраструктуру, создавать новые турпродукты, новые маршруты, новые бренды, чтобы у людей появлялась возможность путешествовать по своей стране и чтобы у иностранных граждан возникало желание приехать к нам. Надо показать все жемчужины, всю невероятную красоту, которая у нас есть.

Рост внутренних туристических потоков я связываю с тем, что эти задачи были решены. В этом году мы впервые создали внутри страны пакетный туристический продукт. Наш внутренний туризм до недавнего времени был неконкурентоспособен. Человек приходил в турагентство и говорил: «Я хочу купить пакетный тур». Ему предлагали все что угодно, кроме России. Потому что пакетного туристического продукта внутри страны просто не было. В этом году он появился.

Есть еще один важный фактор, который нам помогает. Он наиболее ярко проявился в прошлом году. Когда рубль по отношению к евро и доллару сильно упал, это привело к удорожанию поездок за рубеж. Сочетание всех этих факторов и привело к значительному росту внутреннего туристического потока, чему мы очень рады. Мы считаем, что все эти факторы, благоприятные для внутреннего и въездного туризма, необходимо использовать.

- В рамках форума вы обсудили проект «Серебряное ожерелье России». Что это такое?

- В начале этого года создан новый бренд «Серебряное ожерелье России». Он объединяет одиннадцать регионов Северо-Запада нашей страны, в том числе и Архангельскую область. Это первый мега-бренд, созданный после советского периода. Все известные туристические бренды имеют долгую историю. Это хорошо, но не менее важно, чтобы появлялись новые бренды, новые туристические идеи.

Мы провели заседание координационного совета по поводу развития этого бренда. В его рамках создано двенадцать туристических маршрутов, и мы обсуждали чем конкретно их наполнять.

Это совещание проходило на Соловках. Соловки – это пример сотрудничества двух регионов: Архангельской области и Карелии. Вот пример маршрута «Серебряного ожерелья»: приехать в Архангельск и посмотреть красоты Архангельского края, полететь на Соловки, потом поехать в Карелию, посетить Петрозаводск, поехать в Санкт Петербург, а потом уже вернуться в Москву. Об этом мы и общались с коллегами из регионов Северо-Запада. Я считаю, что «Серебряное ожерелье России» будет одним из самых популярных туристических брендов нашей страны.

- Каково место Соловков в «Серебряном ожерелье»?

- Двенадцать маршрутов - они разные. Среди них, например, есть маршрут, связанный с духовными центрами нашей страны, самыми известными монастырями Северо-Запада. Естественно, что одним из самых важных, самых известных духовных центров являются Соловки, поэтому Архангельская область очень ярко представлена в этом маршруте.

- Сейчас в Соловецкий архипелаг вливаются огромные деньги: от средств министерства культуры до частных инвестиций. При этом существует дискуссия о том, надо ли ограничивать поток посетителей этих островов.

- Соловки - духовный центр, здесь действует монастырь, монахи занимаются своим делом, молятся. При этом туризм исключительно важен для Соловков. Сейчас на острова приезжает более 30 тысяч туристов в год, это значительный поток. Очень важно, чтобы наши люди могли приезжать в духовные центры, приобщаться к духовному богатству. Даже если люди пока не верят в бога, не пришли к богу, этот духовный центр можно рассматривать как центр культуры, центр искусства.

Не исключено, что человек, приехавший на Соловки простым туристом, посмотрев на эти духовные жемчужины, придет к вере. А может быть – не придет. Но в любом случае он себя обогатит, он поймет, кто он такой, что сделали наши предки, будет гордиться их достижениями. Действительно, на Соловках возникают такие чувства.

Конечно, нужно выдерживать баланс, чтобы туристы приближались к духовным достижениям, но поток туристов не оказывал негативного влияния на духовную жизнь монастыря.

Я считаю, что наместник отец Порфирий очень мудрый человек, и совместно с местной туристской администрацией вполне успешно сможет решить эти задачи. Туристская инфраструктура активно развивается, меняется поселок. Совершенно очевидно, что для его развития необходимы инвестиции. Источников данных инвестиций может быть туризм и должен быть туризм. Туризм – это благо.

- Мне показалось, что вас увлекла идея развития промышленного туризма в Архангельской области.

- Архангельская область может стать одним из лидеров промышленного туризма. Здесь находятся совершено уникальные объекты. Единственный в России космодром, предприятия в Северодвинске, которые производят атомные подводные ракетные крейсеры и другие корабли. Таких предприятий, таких объектов показа в стране больше нет. Космическая отрасль, подводное судостроение - это одни из самых технологически сложных, интеллектуально ёмких производств.

Я высказал Игорю Орлову свое мнение, что на базе этих, известных во всем мире, объектов надо строить массовый туризм. При этом надо обеспечивать безопасность туристов и защиту всех секретных сведений, которые там имеются. Архангельская область должна стать одним из лидеров промышленного туризма.

Мы с коллегами посетили атомный подводный ракетный крейсер «Северсталь». Командир подводной лодки провел нам очень интересную, содержательную экскурсию. Появляется гордость за наших конструкторов, инженеров, рабочих, создавших ракетоносцы, которые обеспечивают свободу и независимость нашей страны, нашу безопасность. Это один из интереснейших объектов туристического показа и для наших туристов, и для иностранных граждан. Кроме того, это элемент «мягкой силы»: нам есть чем гордиться, у нас есть невероятные, гигантские достижения в разных областях.

- Находят ли эти идеи понимание у руководителей предприятий?

- Это непростая задача, мгновенно такие вопросы не решаются. Отрадно, что эту идею поддержал губернатор. Дальше мы обсуждаем возможности реализации этой задачи, и я думаю, мы ее решим.

- Вы, наверное, относитесь именно к категории очень обеспеченных бюджетников-туристов...

- Видимо, да. Скорее всего, к ней и отношусь

- Где вы в последние время бывали в качестве клиента отечественных туроператоров?

- В прошлом году моя семья отдыхала в Сочи и в Крыму. Я могу констатировать очень серьезное улучшение качества обслуживания туристов в Сочи и значительное улучшение инфраструктуры. Я считаю, что по инфраструктуре Сочи превышает средний мировой уровень. Это курорт более высокого уровня, с точки зрения инфраструктуры, коллективных средств размещения, дорог, аэропорта, железнодорожных услуг.

Инфраструктура Крыма требует серьезного улучшения. Инвестиций в Крым в течение многих лет не было. Это уникальный природный комплекс, и я уверен, что в ближайшее время там пойдет работа по улучшению инфраструктуры, и перспективы у Крыма очень хорошие.

Когда появляется туристический поток, инфраструктура сразу же создается. Когда есть спрос, сразу появляется предложение. Пример - Соловки. Есть стабильный и растущий туристический поток - появляются новые гостиницы, причем гостиницы очень высокого качества. Они заполнены на 100 процентов уже сейчас. Очевидно, что существует дополнительная потребность в строительстве гостиниц. Это же хорошо! Люди инвестируют, строят. Есть разные предложения. Эти гостиницы достаточно высокого уровня, назвать их дешевыми нельзя.

Но есть частный сектор, где можно снять жилье подешевле. А можно жить почти за бесплатно в палатках. Турист пусть сам выбирает, что ему по карману. Так и должно быть.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Павел КОНОНОВ. Фото автора.