30.09.2015 02:59

«Мы объехали весь мир, а такого нигде не видели...»

В музее школы Бурчевского

А «такое» – наша архангельская школа Бурчевского

Кто-то, а уж Тур Хейердал – авторитет. Побывав в школе Бурчевского (у нас ее так и называют), он сказал: «Мы объехали весь свет, а такого самобытного учебного заведения для детей не видели». Наша детская школа народных ремесел действительно уникальна.

И ей, первой и единственной пока в стране (да и во всем мире, оказывается), уже четверть века. Возраст, однако.

Чтобы знали и гордились, скажем: – здесь учат уже более двенадцати ремеслам; – у школы двенадцать филиалов в области, пришлось даже открыть заочное отделение (желающих хоть отбавляй); – она выпустила с высшим званием «мастер» больше шестисот ребят, а к этому надо прибавить еще почти шесть тысяч «мастеровых» и более двух тысяч «подмастерьев»; – сама же школа за это время превратилась в настоящий учебно-методический центр, а за разработку программ по народным ремеслам Русского Севера получила премию президента Российской Федерации; – в ней создан свой музей, там более трехсот детских работ, не считая выставочного фонда; – не зазорным для себя считают рядом стоять изделия взрослых известных мастеров. Да только на выставку с гордым названием «Народные мастера Поморья» к 15-летию школы Государственный Российский музей народного творчества отобрал 400 изделий наших ребят. Творения их рук за рубежом видели, даже в Индии они побывали. Гостей же школа принимала из Америки, Германии, Китая, Японии, Франции, да всех и не перечесть; – но в школе не только ремеслу учатся – знания получают и по истории народной культуры, и по основам рисункам и композиции; – народная культура так многогранна!

Не диво, что присоседились к школе и совершенно естественно зародившиеся рядом фольклорные коллективы – в Коневе, например, в Северодвинске. В планах школы даже создать свой народный коллектив.

Может, и рассказ об этой школе начинать следовало с Владимира Николаевича Бурчевского. Уж директорто действительно фигура уникальная. Мало того что всю область исколесил в погоне за ремеслами и знаменитыми мастерами – к концу второго года директорства из ремесел, которым школа учила, не владел разве что вышивкой и вязанием.

Но коньком как было, так и осталось мастерство берестянщика. Тут он такое вытворять может! В те годы знаменитый искусствовед Нина Анатольевна Филёва, которая многих умельцевсамородков вывела в большой мир искусства, свела Бурчевского с Михаилом Васильевичем Варварским, мастером-кудесником, талантливейшим и разносторонним человеком.

Владимира просто оглушили красота и разнообразие, неуемность фантазии его работ. Рукотворные маленькие мельницы, мячики, погремушки, бесчисленные непостижимо изящные шаркунки – все это заворожило Бурчевского. Откройте книгу «Ремесло за плечами не виснет», всмотритесь в фотографии работ Варварского, ушедшего уже, – поймете, почему Бурчевский и многие считают его учителем. Учителем с большой буквы.

Не из этого ли источника берет начало и писательский подвиг ученика? Безо всякого преувеличения подвиг. И вам не трудно приобщиться к нему – к этой удивительной книге, где под одной обложкой и потрясающая по силе искренности, простодушия и чудная по языку исповедь Мастера, и приложение не менее редкостное. Это и азбука, и энциклопедия берестяного ремесла. Ему-то книгой Бурчевского обеспечено надежное будущее.

Когда, осиротев, совсем мальчишкой, Бурчевский приехал в город, его поразил не впервые увиденный трамвай, а то, что в хозяйстве у тетушки не было ни солонки берестяной, ни туеса, ни плетеной хлебницы. А мечта его жизни была – возродить старинные ремесла, да там, где они родились. Но этого он и произнести долго не смел. Только впечатление это, может, и стало первым толчком к главному делу его жизни. Сам Бурчевский считает счастливым талисманом своим на жизненном пути станок, обыкновенный деревянный ткацкий станок. Из тех, что пыльные, бесхозные, долго томились на поветях и в кладовых.

И как к ним было подступиться? … Посетители VII городской выставки детского творчества были ошарашены коллективной работой кружковцев семнадцатой школы – действующим ткацким станком, на таких прабабки еще домотканые яркие сарафаны делали да пестрые коврики-дорожки мастерили. С той поры и стал Владимир Николаевич, тогда еще школьный трудовик, и узнаваем, и почти знаменит во всей области.

И столько всего уже успели сделать на этом станке в школе Бурчевского! А сегодня хозяйка его – Аня Беднарчик, простите, Анна Андреевна, выпускница того же уникального детского учреждения.

Знают ее как победителя Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Вот она-то и может продемонстрировать всем пестрядиную ткань, и браную скатерть и полотенце, и яркую ковровую дорожку.

В ее мастерской делают и ажурное полотно, и ремизное. Вот вам и старый станок! Возродилось народное ткачество наше в умелых руках детей.

И если уж говорить о том, что возродила школа Бурчевского, так не обойдешь ни гончарное дело, ни редкостные узоры нашей знаменитой росписи по дереву, ни забытую почти пучужскую роспись (ее-то и в родном Верхнетоемском районе почти забыли).

Все большим спросом пользуются эти изделия. И применение дельное находят. Но больше спрос – и вопросов больше. Где, к примеру, купить туес, чтобы и молоко, и квас держал, чтоб и грибы, и капусту засолить можно было, и сами красивые были бы? А где обыкновенную глиняную латку купить рыбу запекать? А глиняный горшок – кашу варить? Недавно Бурчевскому звонок был: «Бочки позарез нужны. Ну хотя бы пять».

– Есть на примете один мастер из Мезени. Телефончик могу дать.

Школа Бурчевского окончена. И ремесло по душе пришлось. А дальше куда? Кто и где ждет? И в этом школа уникальна: ни в одном учебном заведении для детей так голову не ломают над завтрашним днем воспитанников своих.

Самые старшие и способные из учеников могут в специальные институты и высшие училища поступать. И поступают, и заканчивают. Но надежды на них нет. Не возвращаются к нам на Север. Устраиваются в столицах. И жить легче, и с заказами проще.

ГПТУ-35, где прикладники могли получить среднее профессиональное образование, закрыли. Туда выпускники школы охотно шли – им давали их профессию.

Так что ГПТУ было для них отдушиной.

Косторезное училище скоро, похоже, сдадут в Холмогорском районе. Да отпустят ли туда родители? Вся загвоздка в попаже, ведь за реку нужно добираться.

Наверное, есть смысл возродить семейные мастерские. А еще есть у Бурчевского с мастером-издателем Екатериной Николаевной Симоновой замечательная задумка. Нужна серия книг, подобных приложению к работе Бурчевского «Ремесло за плечами не виснет».

Пусть в ней каждый из педагогов школы так же просто, доступно и интересно о своем ремесле расскажет.

Да так, чтоб от «а» до «я», чтобы это и азбука, и энциклопедия была для ремесленника. И не на пальцах, а в сопровождении обоймы рисунков. Пример перед глазами – чудо-книга Мастера.

Едва упомянула невзначай фамилию Бурчевского, как моя собеседница, Нина Егоровна Порывкина, бывший педагог 72-й исакогорской школы, тут же продолжила: – Да мы все должны ему в пояс поклониться, и не только за то, что для детей делает. Все сельчане ему обязаны за культуру, которая от школы по деревням идет. Да и просто за лад в доме.

Не его ли нам не хватает даже на самом высоком уровне? 

P.S. Я намеренно почти не упоминаю фамилии педагогов. Или всех, или никого. Да и коллективом-то их не назовешь – это братство, чудесное братство единомышленников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вера РУМЯНЦЕВА. Фото Виталия Крехалева.