04.03.2018 10:49

В начале было слово «сапка»

Фото из архива Юлии Зуевой

Архангельский логопед Юлия Зуева напоминает, что если ребёнок в год говорит десять слов – это прекрасно, а если в три года «всё понимает, но не говорит», пора обращаться к специалистам

– Десять слов к году – это такая усреднённая норма, в современном мире не всегда так, но всё же. И слова, конечно, не «трактор» или «кровать», а «мама», «па», «ба», «дай» – вот и насобирали. В два года в среднем у ребёнка должна быть хотя бы одна фраза – «где баба?» или «мама, дай пить». Словарный запас – около трёхсот слов. А бывает, двухлетние дети уже и четверостишия Юлия Зуеварассказывают. Но когда приходит ребёнок четырёх лет и практически ничего не говорит, это, я считаю, упустили время, – объясняет Юлия Владимировна. – И до трёх лет ждать первые слова не стоит. Распространено мнение – в три года заговорит, у соседки же заговорил. Так вот это не совсем правильно. Врачи-неврологи утверждают, что если ждать до трёх лет, только маленький процент детей выйдет в норму. Либо звуки будут нарушены.

Главный инструмент – зеркало

Юлия окончила факультет коррекционной педагогики Поморского университета и начала работать в детском саду. Профессия оказалась очень востребованной, многие родители просили позаниматься частным образом. И Юлия Владимировна решила открыть свой кабинет.

– Ничего о предпринимательстве не знала абсолютно, поэтому пошла в центр занятости, а они отправили меня в Архангельский региональный бизнес-инкубатор. Там говорят: «У нас через неделю семинар «Основы предпринимательской деятельности», всё расскажут – с чего начать, какие виды налогообложения, какая поддержка есть». Послушала, более-менее вникла, мне помогли написать бизнес-план, а ещё узнала, что у них на льготных условиях сдаются кабинеты – с мебелью, оргтехникой. Помещение устроило – можно и индивидуально заниматься, можно и группу небольшую пригласить.

Начинающему бизнесмену только помещение и надо было – учебных пособий и игр за семь лет работы в детском саду накопилось множество. А главный инструмент логопеда – зеркало, перед которым идут занятия, потому что ещё и зрительный контроль очень важен.

– Особой рекламы не делала – сарафанное радио, да создала группу в социальной сети, – говорит Юлия. – Спрос есть, а работа в основном вечером и в выходные – дети же в садике. А днём приходят школьники, над письменной речью работаем, есть и такие логопедические проблемы. Сейчас даже некоторым отказываю, потому что некуда записать.

Запуск речи

В последнее время распространилась задержка развития речи, некоторые специалисты связывают это с нежеланием детей общаться. Ребёнок с помощью вопросов узнаёт очень мало информации, особенно, когда надо прийти к логическому выводу. Зато с телефоном умеет обращаться практически с рождения. Гаджеты-гаджеты, о'кей, Гугл.

Возраст самых маленьких Юлиных учеников – два года. Это называется занятия по запуску речи.

– Звукоподражанием занимаемся – знакомимся с животными, как корова говорит? А как киска говорит? На занятиях – не то, что дома. Один сказал, другой на него смотрит, ему тоже хочется. И с пластилином играем, и с картинками. Артикуляционная гимнастика – обязательно. Маленьким ребяткам очень полезно, развиваются речевые мышцы, и всё это способствует становлению речи, – рассказывает Юлия Владимировна. Есть упорные дети, каждое упражнение повторяют, родителям особо и контролировать незачем. А некоторым легче в дружеской атмосфере, для них я – тётя Юля, а не Юлия Владимировна. Бывает, придут, кабинет разглядывают. Один мальчик спрашивает: «А где ты спишь?» «Дома, – говорю, – я же здесь не живу». Он очень удивлялся.

Приходят в кабинет и дети с тяжёлыми нарушениями речи, которые за несколько занятий не исправить. Юлия работала в детском саду в специальной группе для таких детей, где два года идёт обучение, и занятия – каждый день. Воспитатели работают в том же ключе и призывают – чем раньше начнётся коррекция, тем больше вероятность, что ребёнок пойдёт в обычный класс и уже с чистой речью.

Проблема «р-р-р»

Бытует мнение, что логопед только «р-р-р» исправляет. На самом деле работы очень много, и она разная. А с проблемой «р-р-р» приходят и взрослые.

– Девушка двадцати девяти лет решила, что не хочет больше картавить. Я посмотрела – оказалось, ей надо подрезать уздечку. Обычно такую операцию делают ребяткам лет в пять. Она подрезала и стала очень ответственно заниматься. За короткий срок научилась. Мы поставили этот звук и сейчас закрепляем на речевом материале.

А ещё Юлиным ученикам частенько не даётся «ш».

– Допустим, ребёнок говорит не «шапка», а «сапка», он так привык, язык лежит внизу. Делаем гимнастику, есть специальные инструменты – зонды. С помощью зондов ставим язык наверх. И начали: «Ш-ш-ш-ш», о, сообразил, где язык стоит. Потом уже без палочки. Но надо же закрепить, потому что уйдёт и опять скажет маме «сапка». Даю специальный речевой материал. Отрабатываем звук сначала в словах. В начале слова – шапка, шина. В середине – сушка, мошка, в конце – кыш. Потом несколько слов – большая шапка, шапка-ушанка. Потом уже предложения, и постепенно звук встаёт в речь. Привык язык, появился навык. Родителям говорю, что надо дома повторять. Это же как в спорте – постоянные тренировки нужны.

За активную речь

К сожалению, в детских садах и в школах, и об этом говорят все педагоги, для работы с детьми остаётся всё меньше и меньше времени – вал документации, бесконечные проверки, требования постоянно участвовать в конкурсах и публиковать научные труды, а от этого зависит зарплата.

– Я, конечно, стараюсь повышать квалификацию, недавно ездила в Москву на курсы. Но работать люблю с детьми, а не с документами.

А ещё логопеды работают вместе с врачами – физиотерапевтом, неврологом.

– Открывает ребёнок рот, а у него язык как комочек. Значит, дизартрия – то есть мышцы в тонусе, либо, бывает наоборот, слишком расслабленные. Понятно, что тут один логопед не справится. Отправляю к специалистам, а они уже определят, что делать. А есть детки, которые совсем не говорят. Это называется алалия – недоразвитие речевых центров. У нас у всех есть два центра в мозге, один отвечает за понимание речи, другой – за активную речь. И у родителей основная жалоба – всё понимает, всё, но не говорит! Вот это и есть алалия. Врачи могут назначить и процедуры, и медикаменты, и уколы. А через какое‑то время приходит – уже и болтать начал! Значит, помогли.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЁВА