24.04.2015 07:54

Покупай с умом!

Пожалуй, каждому из нас доводилось совершать покупки, о которых мы впоследствии жалели. И не потому, что не подошел размер, цвет или даже цена, а потому, что эта покупка оказывалась нам совершенно ненужной. Между тем заставить человека сделать такую покупку – это целая наука, и имя ей – маркетинг.

Как это ни удивительно, но непростая экономическая ситуация только способствует развитию этой науки. Оптимизируя свой семейный бюджет, россияне в первую очередь сокращают расходы на покупки. От некоторых отказываются вовсе, другие заменяют на более дешевые аналоги. В результате доход предприятий торговли начинает падать, вынуждая искать пути возмещения ущерба. А возмещается он за счет нас с вами.

Не хотелось бы поддерживать советский стереотип о врагах: покупателе и продавце. Просто у нас разные задачи и интересы. Интерес продавца – повысить прибыль, интерес покупателя – сократить расходы. Очевидно, что они противоречат друг другу.

Кто предупрежден, тот вооружен. Вот лишь несколько приемов, которые сподвигают нас на ненужные покупки. Зная их, вы сможете принимать решение о покупке более осознанно.

Акции и скидки Как правило, они распространяются на ту продукцию, которая пользуется наименьшим спросом. Незначительное снижение цены в этом случае спасает продавца от убытков и позволяет быстро сбыть залежавшийся на полках товар.

Также нередки случаи, когда скидки оказываются фиктивными: просто на некоторое время цена на товар была специально завышена, а потом вернулась к нормальному уровню.

Яркое оформление Яркие стикеры, цветные ценники и раскладки в центре торгового зала привлекают внимание и не дают пройти мимо. Однако, отвлекаясь на столь очевидные раздражители, мы можем не увидеть аналогичной продукции по более доступной цене.

Размещение на полках Товар в магазине раскладывается осознанно – в соответствии с тем, как фокусируется внимание человека. Самое выгодное расположение – на уровне глаз. В результате именно здесь вы найдете самый дорогой товар. Аналогично больше внимания мы уделяем полкам справа, и эта особенность восприятия тоже учитывается при раскладке товара.

Ну а территория касс – настоящая ловушка для покупателя. Именно здесь, стоя в очереди, мы – исключительно от безделья – берем бесконечные шоколадки, леденцы, газированные напитки. Каждое из наименований стоит недорого, но такие покупки в течение месяца наносят ощутимый урон нашему бюджету.

Музыка Приятная мелодия, постоянно звучащая в торговом зале, воздействует на нас, снижая уровень критического восприятия и погружая в состояние иллюзорного благополучия. Мы невольно переоцениваем свои финансовые возможности и позволяем себе покупки, которые категорически противопоказаны при нашем уровне дохода.

Так что же делать покупателю, чтобы избежать ловушки? «Все маркетологи мира бессильны перед мужчиной со списком покупок». Эта мудрая шутка – настоящая тактика защиты. Чем четче вы представляете, что именно и в каком количестве необходимо приобрести, тем более критически вы подходите к каждой покупке.

Составляйте список, сравнивайте цены на один и тот же товар в разных магазинах, не торопитесь, будьте внимательны и никогда не ходите за покупками голодным. Эти простые правила помогут вам выстроить правильную покупательскую тактику.

Материал подготовлен в рамках программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области в 2014–2019 годах».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег ВОРОНЦОВ. Фото Виталия Крехалева