16.08.2017 08:32

Власти обещают навести порядок с перевозками пассажиров в Архангельске

Губернатор как‑то обмолвился, что ему не только страшно садиться в наши автобусы, но даже проезжать рядом с ними
А глава Архангельска Игорь Годзиш решил лично проинспектировать качество услуг, оказываемых городским пассажирским транспортом

Автоперевозчики угрожают городу коллапсом

Что же в результате получат пассажиры городских автобусов, которым ситуация с общественным транспортом в Архангельске уже давно не нравится? 

Исчезнувшие трамвай и троллейбус, фактически утраченный муниципальный автотранспорт, засилье «пазиков» с их ужасным сервисом – всё это побуждает архангелогородцев писать бесконечные жалобы в городскую администрацию.

После прихода к власти новый глава Архангельска Игорь Годзиш объявил, что систему организации общественного транспорта необходимо реформировать. Для начала провели научное исследование, которое выявило целый ряд маршрутов, дублирующих друг друга. По мнению учёных, эти маршруты следует упразднить.

Реформа потихоньку начала претворяться в жизнь. Так, был упразднён один из самых «длинных» маршрутов – 22‑й, соединявший северную и южную окраины Архангельска. В городской администрации говорят, что этот маршрут дублирует другие и долгое время вообще был нелегальным. Чтобы жители Маймаксы не пострадали после ликвидации 22‑го, было принято решение увеличить количество автобусов на 9‑м маршруте, а также уплотнить их график. Чиновники сообщают, что жалоб от жителей стало меньше, однако у автотранспортников другие сведения, и они приводят слова возмущённых людей, которые пострадали после ухода 22‑го.

Без дублёров

На фоне всех этих споров транспортная реформа, обещанная Игорем Годзишем, продолжается.

Вот что предлагает городская администрация.

Ликвидировать дублирующие маршруты с перспективой увеличения числа автобусов, работающих на оставшихся маршрутах. Аргументы следующие: дублёры создают толчею на остановках, загружают дороги, увеличивают общий объём расходов транспортников и тем самым влияют на тариф, а ещё устраивают гонки в борьбе за пассажиров.

Пересмотреть правила проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов. Теперь они будут проводиться по 44‑ФЗ. В результате заявиться сможет любой желающий, и решающим фактором будет цена – увеличится конкуренция. А лоты будут совмещать высокодоходные маршруты с малорентабельными или убыточными. Сегодня убыточные дотируются из бюджета.

Обязать транспортников обновлять автопарк, причём делать упор на низкопольные автобусы среднего и большого класса.

Проводить такую реформу муниципалитету позволяет новое федеральное законодательство.

Отделить хороших от плохих

Бизнесмены-автобусники с этими пунктами не согласны. Глава ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов заявил в СМИ: «Мы добиваемся того, чтобы власть услышала местных, архангельских перевозчиков. Да, у нас есть плохие перевозчики, от которых надо избавляться. Но есть и хорошие, поэтому нельзя всех грести под одну гребёнку. Власти надо понимать, на кого она ориентируется – на местных перевозчиков или на кого‑то извне. Перевозчикам важна уверенность в завтрашнем дне, осознание того, что им дадут нормально доработать прописанный в договоре срок. А также прозрачный и понятный механизм тарифного регулирования. Тогда можно говорить об обновлении подвижного состава».

В то же время в администрации города считают, что транспортники попросту не хотят ничего менять. Ведь годами твердят об улучшении сервиса, но ничего не меняется. Хамство, мат по рации, грязные салоны, гонки, пропуски остановок, отсутствие автобусов после десяти вечера и многое другое.

Отдельная тема – автобусный дорожный травматизм. Областной минтранс приводит такие данные: в 2014 году по вине автобусников было совершено 15 ДТП, в 2015‑м – 26, в прошлом году – 28, а за неполный нынешний – уже 29. За прошедшие три с половиной года в областном центре погибло три пассажира, 137 человек были ранены. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов как‑то обмолвился, что ему не только страшно садиться в наши автобусы, но даже проезжать рядом с ними. Безусловно, эта ситуация не устраивает ни власть, ни ГИБДД, ни жителей.

Тарифы, которые мы не выбираем

Практически каждый год автотранспортники ставят перед правительством региона вопрос об увеличении тарифов на проезд. Мотивируют это и ростом цен на бензин, и износом самих автобусов, и необходимостью повышать зарплату водителям и кондукторам.

Ещё в 2014 году Игорь Орлов в ответ на требования об увеличении тарифов, говорил: «На мой взгляд, если пассажир платит больше, то в ответ он должен получить соответствующую отдачу. Повышать сегодня стоимость проезда при тех безобразиях, которые творятся в сфере пассажирских перевозок в Архангельске, недопустимо. Хорошим примером для столицы Поморья должны стать Северодвинск и Котлас, где используются автобусы большой вместимости, а не привычные ПАЗы. Архангельск – самый большой и густонаселённый город в регионе, но почему‑то он является и самым невыгодным с точки зрения пассажирских перевозок. Это очевидный парадокс и глупость».

Сравнение с Северодвинском и Котласом, действительно, уместное. В соседнем Северодвинске власть смогла‑таки наладить конструктивные отношения с бизнесменами. Итог: удобные вместительные автобусы, минимум пазиков – в основном они работают на пригородных маршрутах, автоматическое объявление остановок, вежливые кондукторы, чистота салонов, регулярно обновляемый автопарк. И ничего, что северодвинцам приходится платить 25 рублей за поездку, это того стоит. В Котласе также проблем с транспортом практически нет, это признают даже таксисты, которые отмечают, что им невыгодно ездить по городу из‑за налаженной работы автобусов. А в Архангельске проблема на проблеме, и при этом ещё и тарифы растут как на дрожжах.

Перевозчики нервничают и рассылают в СМИ пресс-релизы, где угрожают городу транспортным коллапсом. Такое вполне возможно, учитывая, что на этом рынке сегодня хорошая выручка, терять которую из‑за реформ коммерсанты не хотят.

Горожан однако, волнуют не столько перепалки чиновников и перевозчиков, сколько нормализация работы транспорта. Когда из одного конца города в другой придётся ездить с пересадками, ждать по полчаса на остановках своего автобуса, а потом толкаться в переполненных салонах – тут уже не до логистики и реформ. Поэтому и надо, чтобы услышали в первую очередь людей, а не в очередной раз перераспределили интересы и ресурсы – каждый в свою пользу…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Алексей МОРОЗОВ Фото Артёма Келарева, администрации Архангельска