20.11.2019 10:00

Как в Архангельске искали национальную идею

Вёл пленарное заседание форума первый заместитель губернатора Архангельской области, сопредседатель регионального отделения Всемирного русского народного Собора Алексей Алсуфьев. С приветствием к участникам выступил митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий
Фото с сайта Архангельской и Холмогорской епархии
Выступает иерей Михаил Юров

В Архангельске, в стенах СГМУ прошёл III региональный форум Всемирного русского народного Собора памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

Не просто мечта – русский прорыв

Тема форума имела, в общем, глобальное звучание: «Национальная идея России: духовный смысл существования данного народа на данной территории».

Пленарное заседание вёл первый заместитель губернатора Архангельской области, сопредседатель регионального отделения Всемирного русского народного Собора Алексей Алсуфьев. Он напомнил, что в октябре 2019 года на XXIII Всемирном русском народном Соборе было провозглашено, что устойчивый демографический рост и укрепление здоровья нации стали высшим государственным приоритетом наравне с развитием обороноспособности и безопасности страны. На Соборе также была принята «Стратегия народосбережения в Российской Федерации на период до 2050 года».

О ней непременно тоже бы зашла речь, если бы на форум приехал Константин Малофеев, заместитель главы Собора, председатель общества «Двуглавый орёл» и глава Группы компаний «Царьград». Но сделать это помешала погода – в тот день шёл ледяной дождь и все авиарейсы были отменены. А его доклад звучал так: «Русская мечта 2050».

Есть словосочетание «американская мечта», которое мы все знаем. Если уж очень кратко – у каждого должно быть право жить лучше и получить то, что он заслуживает. Говорят, что она – душа американской национальной политики.

А что мы знаем о русской мечте? И вообще – есть ли она? Перед заседанием форума я провела небольшой опрос на эту тему среди знакомых. В основном отвечали строчками из песен: «Жила бы страна родная», «Не личное главное…», «Раньше думай о Родине…»

А Родина думает о нас? Уместен такой вопрос? Есть ли у неё эта самая идея, призванная защищать и приумножать свой народ?

Константин Малофеев к нам на форум не приехал, но ничто не мешает почитать в интернете материалы, разработанные бюро президиума Всемирного русского народного Собора в мае нынешнего года, в которых словосочетания «русская мечта», «русский прорыв», «русское будущее» стали ключевыми.

Так что же такое «Русская мечта – 2050»? Это документ, призванный стать основой стратегического планирования развития России как сверхдержавы-цивилизации вплоть до середины XXI века, которое основано «на базовых ценностях, укоренённых в православии и цивилизационном идеале Христианской империи». Потому что, как подчеркнул Константин Малофеев, «мы не знаем, кто будет у власти в 2050 году и как будет структурирована эта власть. Единственное, в чём можно быть уверенными в России, – это то, что Русская Православная Церковь в 2050 году будет существовать».

И чтобы реализовать эту мечту, прежде всего, надо решить проблему, которую ещё Ломоносов обозначил как народосбережение. И приводится такой аргумент: «сегодня существуют резонные опасения, что к 2050 году на территории России останется не более 100 миллионов человек, лишь половина из которых будут этнически русскими».

Но для этого как раз и необходимо определиться с национальной идеей. С той самой душой национальной политики, которая и позволит сохранить народ, а, значит, страну.

Как раз на форуме, который прошёл в Архангельске, и обсуждали – какой должна быть наша национальная идея. И у нас есть возможность услышать, что предлагает обществу её консервативная часть.

Когда Родина начинается не с берёзки

Первым на форуме выступал протоиерей Евгений Соколов. Он привёл в пример разговор с полковником, которого спросил – кому тот служит? Полковник ответил, что служит Родине. На уточняющий вопрос, что такое Родина, ответил так: «Родина – это берёзка в моём палисаднике, родник на берегу моей лесной реки, это моя деревня». И получил обратный аргумент: «Берёзку спиливают, родник затоптали, деревня разрушается. Почему же вы сидите здесь, а не идёте защищать свою Родину?»

Дальше протоиерей говорит, что он напомнил полковнику, что офицер царской армии воевал за веру, царя и Отечество. В служении Родине на первом месте у русского офицера стояла духовная идея. На втором – власть, которая эту идею защищала и насаждала. И только на третьем месте была территория, на которой эта идея утверждалась.

Вот тут как раз и подошли к заявленной теме форума – о поисках духовных смыслов существования данного народа на данной территории. Потому что берёзка, родник и деревня – без идеи – просто территория.

Киевский князь Владимир тысячу лет назад понял, что прекратить междоусобицу славянских племён может только единая для всех духовная идея. «И тысячу лет жила и мучительно трудно отстаивала наша страна свою национальную идею, которую дарует нам Бог при нашем зарождении и становлении – святая Русь, храни веру православную, в ней же твоё утверждение», – делает вывод протоиерей Евгений Соколов.

А дальше он напомнил слова президента России на Валдайском форуме, который говорил, что после 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития родится как бы сама по себе. Этого не случилось, как и грубого заимствования чужого опыта.

Что предлагает священник, в принципе предсказуемо. «Сегодня мы стоим перед простым и одновременно тяжёлым выбором, – говорит он, – надо найти силы и вновь поставить в центр бытия нашей страны Бога, Его волю. И жить с твёрдой верой и сознанием, что это единственный путь, когда Господь будет помогать нам вернуться к нашей подлинной, данной Богом национальной идее: «Святая Русь, храни веру Православную, в ней же твоё утверждение».

Он также сказал, что предвидит «стандартное возражение, которым нас постоянно пытаются ввести в заблуждение, когда утверждают, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна». Дальше дословно: «Но это неверно. Мы мононациональное и моноконфессиональное государство по всем нормам, утверждённым международным правом. Ибо на последней переписи 80 процентов граждан России обозначили свою национальность как русские, а вероисповедание – православие. Поэтому мы вправе сказать, что мы мононациональный и моноконфессиональный народ. И нам Богом доверена трудная, но очень ответственная задача – хранить веру Православную как главный смысл существования нашего государства. Мы терпеливый, искренний, честный народ. Мы сохранили за свою тысячелетнюю историю около ста национальностей, ста языков, ста традиций. Всем народам, живущим с нами в России, мы обеспечивали достойное существование независимо от их вероисповедания».

Если кратко подвести итог сказанного – национальную идею придумать нельзя, она каждой стране даётся при её рождении, у России – национальная идея зиждется на основах православия. Тогда народ, живущий на её территории, обретает духовный смысл своего существования.

Проклятие общества потребления

Совершенно неожиданным, во всяком случае для меня, оказался доклад иерея Михаила Юрова. Одно название чего стоит: «Вселенная Homo Deus. Человек-Бог – наднациональная идея XXI века».

В своих рассуждениях на эту сложную тему священник опирается на книгу «Homo Deus», как он сам говорит, культовой трилогии известного властителя дум современности Юваля Ноя Харари. И подчёркивает, что это не просто очередной броский заголовок, а довольно стройная концепция, представляющая собой целый срез западной прогрессивной мысли. Это своеобразный план со своими стратегическими направлениями, реализация которых в совокупности и приводит к заявленному идеалу.

И остановимся на трёх основных задачах, которые надо решить, чтобы добиться цели: побороть голод, стать бессмертными и найти способы стимулирования у человека состояния перманентного наслаждения и эйфории.

Дальше священник рассуждает не о том, каким образом это можно сделать. Такие задачи перед наукой поставлены, и в этом столетии они должны решиться. Вопрос, что из этого получится? И, конечно, в таком глобальном вопросе служитель Церкви не может не обратиться к Библии. По его мнению, как тогда, так и теперь человечество попадается на одну и ту же уловку. Тогда первый человек решил, что можно стать богом без самого Бога, «решил, что право быть богом можно украсть, как крадут фрукты из чужого сада. Вкушение запретного плода – это символический акт мятежа против Создателя и Его законов. Злоупотребив свободой, мы вдруг решили, что можно совершить некое внешнее, даже магическое действие и стать богом. Съел плод, и ты – бог. Поздравляю!»

Вот очень важная цитата, на мой взгляд: «Иначе говоря, не нужна мудрость, нужна информация. Вот только информация без знания того, во имя чего и как она должна быть использована, без готовности ею оперировать убивает её носителя. Это и произошло с нашими первопредками».

«Удивительно наблюдать, как этот психологический слом греха до сих пор работает в нас даже на самом поверхностном, бытовом уровне, – размышляет Михаил Юров, – Мы истово верим, что чисто внешние механические манипуляции могут сделать нас лучше, умнее, сильнее. Это своеобразный комплекс волшебной палочки».

Затем он разбирает каждую из трёх задач, которую надо решить, чтобы иметь возможность стать Человеком-Богом. Первая – накормить всех. «Звучит очень человеколюбиво, но вот беда, сам господин Харари приводит любопытную и очень показательную статистику, – продолжает иерей. – Сегодня в мире от переедания гибнет больше людей, чем от голода».

И дальше он говорит о проклятии общества потребления – сколько бы страстному, неумеренному и невоздержанному человеку ни давали, будет всегда недостаточно. Накормить невозможно! К тому же сегодня утилизируются многотонные фуры продуктов, и при этом собираются конгрессы и конференции, где говорят о том, как решить проблему голода. И приводит разные экстравагантные предложения – в том числе об употреблении в пищу отслуживших свой век бионосителей, которых стоит только подвергнуть специальной химической обработке. И это уже каннибализм.

Если говорить о проблеме бессмертия, то здесь ловушку священник видит в том, что мы возлагаем надежды только на технологии. Никто не спрашивает, а зачем тебе бессмертие, если ты сам себе неинтересен? «Опять же сам Харари делится шокирующим наблюдением. Сегодня в ряде регионов от суицидов погибает больше людей, чем от террористических акций или военных действий, – продолжает иерей Юров. – Жутко, не правда ли? Тысячи людей добровольно капитулируют. Они не просто не хотят жить вечно в этом мире, им оказывается слишком много и обычного среднестатистического жизненного пути».

И последняя задача – добиться состояния перманентного наслаждения и эйфории. «Индустрия шоу-бизнеса, всё более изощрённые фрик-перформансы и виртуальная реальность позволяют закрыть и этот вопрос, – говорит батюшка, – в чуть более долгосрочной перспективе человек сам будет моделировать киберреальность. Таким образом и наступит состояние непрерывного наслаждения».

Но и тут ловушка. И он приводит результаты эксперимента, когда учёные взяли крысу и создали для неё настоящий оазис, плюс в клетке поставили кнопку, нажатие на которую активировало устройство стимуляции зоны её головного мозга, отвечающего за состояние удовольствия. Очень быстро она обнаружила этот манипулятор. Зажав его, она через некоторое время и сдохла, вероятно, от голода, потеряв всякий интерес к происходящему вокруг. Кормушка так и осталась полной.

И вот вывод: «Никакие внешние манипуляции не сделают из человека бога, если он внутренне не будет способен преодолеть себя самого. Никакие искусственные оранжерейные условия не откроют перед человеком врата рая, если он не хочет продвинуться дальше девиза «Ешь, пей, веселись». Наша беда состоит в том, что мы вечно думаем, как спасти Россию и мир, ничего при этом не изменив в себе, в то время как Господь предлагает нам принципиально иной путь. Преобразись сам, и поймёшь, как преобразить мир вокруг тебя».

С этим выводом спорить трудно. Но сам Юваль Ной Харари в своей книге пророчит такое жуткое будущее, что вряд ли к нему захочется стремиться, будучи в светлом уме и здравой памяти. Особенно, если останешься, как большинство, обычным хомо сапиенс, к которым хомо демос будут относиться, словно к братьям младшим. Ну как мы сейчас – к животным. И это не самое страшное из того, что пророчит израильский учёный и писатель. Как по мне – это, скорее, книга-предостережение – не туда мы идём всем человечеством. И это уже не шутки. И с кого тут надо начинать? Боюсь, с себя, без какой‑то существенной поддержки, у большинства из нас сил не хватит – умрём на кнопке! Что и происходит уже. «Кнопок» много создано. Зачем? Чтобы нажимать! Такое проклятие…

Так вернёмся же к «Русской мечте 2050». Вот ещё цитата от её разработчиков: «Русская мечта» – это гораздо больше, чем просто разрабатываемая экспертами Всемирного Русского народного Собора концепция устойчивого национального развития. «Русская мечта» – это глобальный «русский прорыв» всех подлинно консервативных сил, на который надеются, в том числе, и далеко за пределами современной России».

Может, правда, мир смотрит на нас? А чего ему и не смотреть на такую большую и всё ещё могущественную страну? Юваль Ной Харари дал свой сценарий развития человечества. Но он сам же подчёркивает, что этот сценарий не обязательный, хотя весьма вероятный. Так что мешает нам написать свой? Может быть, он впишется в национальную идею, которую мы так мучительно не можем обрести…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО