13.07.2015 14:21

В Архангельске и на Соловках вспоминают знаменитого ингуша Созерко Мальсагова

Созерко Мальсагов и его книга «Адские острова. Советская тюрьма на Дальнем Севере»

Научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» начинается сегодня. Во время конференции в Архангельске и на Соловецком архипелаге пройдут мероприятия памяти Созерко Мальсагова - знаменитого ингуша, бывшего офицера царской армии, который смог совершить побег из СЛОНа.

Сегодня в Архангельск прибыла ингушская делегация. Гости знакомятся с городом, побывали в музее Малые Корелы. Ближе к вечеру запланирована встреча с врио губернатора Игорем Орловым, областным Советом национальностей, молодежным советом и молодежным правительством. И затем две делегации - ингушская и архангельская - улетят на Соловецкие острова.

На Соловках участники конференции встретятся со священноначалием Соловецкого монастыря и руководством Соловецкого музея, проведут выездные площадки конференции, возложат цветы к памятнику заключенным на аллее памяти.

Параллельно группа молодежи из Архангельской области и Ингушетии отправилась из Кеми в поход по маршруту побега соловецких узников. За приключениями участников проекта в карельских лесах можно было следить по хештегу #мальсаговпобег.

Созерко Мальсагов - бывший офицер царской, а позже - добровольческой армии, который в 1925 году одним из первых совершил побег из Соловецкого лагеря особого назначения, перебравшись затем за границу Советского Союза. В 1926 году в Лондоне на английском языке вышла в свет его книга «Адские острова. Советская тюрьма на Дальнем Севере». Вторую мировую войну Созерко Мальсагов, будучи офицером польской кавалерии, встретил в бою - такую справку дает официальный портал Соловецкого архипелага.

Заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов - о том, как испытания, пережитые народом во время репрессий, могут объединить его в современных условиях:

- Эта конференция логично вытекает из тех задач, которые поставил Святейший Патриарх Кирилл, когда он говорил о Соловках, как о центре изучения опыта новомучеников и исповедников.

Соловки - место, которое нам Господь оставил, вернее, нам Господь явил, если мы говорим об истории 21 века, как место величайших страданий, но через эти страдания и величайшего христианского подвига. То количество новомучеников, которые дали Соловки, мы можем сравнить лишь со временами, когда христианство только зарождалось, и когда была такая же богоборческая власть в лице Римской империи. Тогда христиане совершили подвиг: предпочли принять мученическую смерть, нежели отойти от идеалов Бога. И на Соловках мы имеем такой же уникальный сплав веры и страданий. От этого соединения рождается наша вера, наша молитва.

Сегодня мы имеем уникальную возможность прочувствовать Божественную энергию, которая пронизывает каждую пядь соловецкой земли. Когда Патриарх сказал, что Соловки должны стать именно таким местом, то речь шла не о том, чтобы это была только история - хотя это тоже важно. Но чтобы это была история, которая бы шла бок о бок с верой и несла мощный позитивный заряд для нашей страны. Абсолютно очевидно, что Россия вне православия обречена, она не сможет существовать. И опыт советский это, как раз, четко доказал. Соловецкий лагерь не был первым концентрационным лагерем, но именно он стал символом мужества, страданий и подвижничества.

И мы, в рамках этой конференции, открываем очень большой пласт общественной жизни: как через опыт новомученников осмысливать тему репрессий. Когда эта тема возникла в 80-90-х годах, начали искать палачей и жертв, требовать, чтобы потомки одних покаялись перед потомками других. И это разъединяло общество. Как же переосмыслить и прийти в новое качество восприятия этого огромного пласта нашей общей жизни, нашей истории? Для меня ответ абсолютно очевиден - это должно произойти через осмысления вершины, какой и является подвиг новомученников, Без новомученников и исповедников соловецких, не было бы и Победы в Великой Отечественной войне.

Когда власть буквально на коленях стояла, обращаясь за помощью к людям, мы получили тот колоссальнейший подъем, который позволил сломать фашистскую машину. Но что заставило людей брать оружие и идти защищать страну, хотя многие были репрессированные, раскулаченные? Они защищали не просто Советский Союз, а большое пространство родной земли, освященное испокон веком православием, они защищали свое Отечество.

Сразу после конференции, которая посвящена опыту новомучеников и исповедников, на Соловках идет большое мероприятие, посвященное соловецким юнгам. При том, мы специально не планировали, чтобы эти два мероприятии прошли одно за другим. Так сложилось, вернее, в данном случае можно сказать, что так помыслил Господь. Когда мы говорим о феномене Соловков - здесь ничего случайного не бывает. И не случайно оказались рядом подвиг духовный и подвиг военный.

Важный объединяющий момент Соловков - эта земля стала местом страдания для представителей всех конфесий и сословий дореволюционной и послереволюционной России. Важен подвиг каждого конкретного человека - он самоценен. Сейчас для нас самой яркой и уникальной фигурой оказалась фигура Созерко Мальсагова. Он был блестящим офицером, примерным семьянином, человеком, который оставался верным присяге. Оказавшись на Соловках, не пал духом - ему удалось бежать оттуда. Это редчайший случай. Мы спрашиваем себя - через что нам укреплять единство российской нации? На мой взгляд, лучше всего - через подвиг конкретного человека.

Что же помогло Мальсагову выжить? Это вера, это правильное отношение к своему долгу офицера и к такому понятию как честь горца. И такой уникальный сплав качеств в этом человеке стал удивительным мостом, который соединил Архангельскую область и Ингушетию. Получилась мощная скрепа. Сейчас важны именно такие скрепы, которые бы объединяли всю нашу страну.

Для нас очень ценно также, что когда мы обратились к Русской Православной Церкви с предложением о том, чтобы в рамках этой конференции, которая носить ярко выражений православный характер, сделать целый блок, посвященный Мальсагову, мы встретили стопроцентное понимание. Как сказал наместник Свято-Преображенского монастыря отец Порфирий: «Это же наш Созерко». Для него, как для человека, который молится обо всех, кто прошел этот архипелаг, он свой, он соловецкий. То, что мы объединили в рамках одного мероприятия потомков узников соловецкого лагеря - православных, мусульман, представителей других конфессий, дает, на мой взгляд, возможность говорить о переходе в другое качество понимания своего прошлого. А это очень важный фундамент для понимания того, как с строить свое будущее.

Господь каждому человеку дает возможность пройти свой путь, и каждый проходит его, как может, как умеет. Опыт Мальсагова говорит о том, что его путь был пройден не просто достойно, но и с гордо поднятой головой. Самое главное - это путь победителя. Созерко Мальсагов был победителем при жизни, остался победителем и после своего ухода. И стал ярким примером, на котором нам самим надо воспитываться и воспитывать тех, кто идет за нами. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анна ПАВЛОВА. Иллюстрация портала my-solovki.ru