Соответствующий законопроект минтранса появился на официальном портале раскрытия информации госорганами.
Как пишет «Российская газета», дополнения минтранса в Воздушный кодекс касаются введения компенсации при отказе авиакомпании перевезти пассажира, в том числе из-за перебронирования или сверхбронирования (овербукинг).
А отказать она может «при отмене, объединении рейса, указанного в билете, с другим рейсом перевозчика, а также при замене типа воздушного судна, изменении маршрута или невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете».
«В случае невозможности обеспечить пассажиру перевозку на рейсе, указанном в билете, перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения, указанного в билете, – цитирует издание текст законопроекта. – При согласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки считается измененным с предоставлением пассажиру компенсации в порядке, установленном федеральными авиационными правилам.
При несогласии – договор расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами».
Поправки могут вступить в силу уже в следующем году.
Эксперты тем временем заявили, что пассажиры в случае принятия законопроекта столкнутся с неудобствами. Так, по мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, от нововведения выиграют лишь перевозчики.
«То есть пассажир может не улететь, даже если вовремя приехал в аэропорт, но оказался последним в очереди на регистрацию», – говорит он.
И совсем странно новость о законопроекте выглядит на фоне заявления депутата Госдумы Александра Четверикова о намерении пресечь практику овербукинга в российских авиакомпаниях. Парламентарий в связи с этим подготовил поправки в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Как писали в мае прошлого года «Известия», в законопроекте четко прописаны обязательства авиакомпании в случае, если во время регистрации на конкретный рейс пассажиру не хватило места в самолете при условии, что у него на руках купленный билет.
И кроме того – «за отказ доставки пассажира по маршруту, указанному в билете, перевозчик уплачивает его десятикратную стоимость и обязан предложить приобрести клиенту новый билет на ближайший рейс».
«Подавляющее большинство авиакомпаний грешат такой практикой. Я считаю, что это откровенное мошенничество – ст. 159 ч. 4 УК «Мошенничество в особо крупных размерах», – цитировало издание депутата.
Мы сделали запрос в авиакомпанию «Нордавиа», где поинтересовались «грешит ли она такой практикой», как выходит из ситуации, когда на борту оказываются «лишние» пассажиры, и воспользуется ли возможностью продавать авиабилетов больше, чем имеется мест в самолете, если законопроект Минтранса все же будет принят? И вот какой ответ получили:
«В нынешней ситуации мы не злоупотребляем так называемым овербукингом, несмотря на то, что по статистике, как правило, минимум один пассажир не приходит на рейс. Подобная ситуация сложилась и после принятия закона о невозвратных билетах. Авиакомпания «Нордавиа» не пользуется предоставленным законом правом и продолжает возвращать людям деньги за билеты, если у них возникает необходимость их сдать.
Риски для пассажиров в случае принятия законопроекта зависят от того, есть ли для них угроза потери стыковки рейсов или такой угрозы нет. Если перевозка оформлена единым билетом, то риска нет. Если же речь идет о разных перевозчиках и отсутствии договорных отношений между ними, то, безусловно, определенный риск возникает».
Что касается самой идеи законопроекта Минтранса, то, как нам ответили в авиакомпании, «это пример того, что международная практика может принять форму закона в Российской Федерации».