28.01.2015 07:15

На пределе человеческих возможностей

В последнее время в средствах массовой информации Архангельской области заметно усилилась критика в адрес энергетиков, отвечающих за свет в домах северян. Журналисты и потребители электроэнергии на эмоциях, не разбираясь в ситуации, обвиняют филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» в неготовности к зиме. Каковы истинные причины технологических нарушений и что осложняло работы по восстановлению электроснабжения в новогодние праздники?

Погодные условия

С середины декабря прошлого года до середины января 2015–го. на территории Архангельской области, в особенности в южных районах, наблюдались крайне неблагоприятные погодные условия: обильные снегопады, резкие перепады температуры воздуха в пределах от +4 до –35°С с переходами через нулевое значение с повышенной влажностью. Это привело к обильному снегоналипанию и образованию наледи на проводах (диаметром до 20–30 см) и деревьях из прилегающего леса. От большой нагрузки деревья под тяжестью снега ложились на провода. Происходили многочисленные схлесты, провисания проводов до земли с обрывом, повреждалась арматура и изоляторы воздушных линий. ЛЭП, построенные в 60–70-х годах прошлого века, не рассчитаны на такие капризы погоды.

Количество зафиксированных отключений электроснабжения в этот период напрямую зависело от погодных условий. Как только погода нормализовалась, наблюдалось существенное снижение числа аварийных повреждений. Основная масса отключений зафиксирована на территории Котласского, Онежского и Коношского районов. Подобная ситуация была в Вологодской области и Республике Карелия. В большинстве районов в северной части Архангельской области отключений электроснабжения удалось избежать.

Готовы ко всему

– Обвинения, жалобы со стороны СМИ и потребителей на производственные отделения филиала «Арх- энерго», которые якобы бездействовали в сложившейся ситуации, не совсем объективны. Эти заявления делаются без учета всех причин технологических нарушений, – говорит директор «Архэнерго» Игорь Котенко.

– Бездействием круглосуточную работу энергетиков с 31 декабря по 11 января назвать сложно. Мало кто задумывался, что специалистам в районах при каждом отключении приходилось в любое время суток мчаться на участок, чтобы отыскивать на линиях место повреждения, устранять технологические нарушения, восстанавливать ЛЭП и оборудование в суровых зимних условиях, не думая о собственном здоровье, не считаясь с самочувствием, временем, усталостью и личными планами в праздничные дни. Попробуйте поставить себя на их место. А вы были бы способны на это?

Так, например, 31 декабря для работников Приморского РЭС выдалось напряженным. По словам начальника РЭС Сергея Решетникова, весь день на различных линиях происходили отключения. То обрыв на воздушной ЛЭП, то вышла из строя кабельная перемычка, то повреждение на абонентской отпайке.

«Под вечер забарахлил силовой трансформатор на подстанции «Хорьково», – вспоминает С. Решетников. – В нем было небольшое повреждение. Чтобы не оставить без света в праздник запитанных от этой подстанции жителей, наша бригада во главе с главным инженером РЭС забыла о времени и до 21 часа ремонтировала оборудование. За три часа до новогоднего обращения президента линию на село Новинки поставили под напряжение». Сами энергетики домой вернулись практически под бой курантов. Кстати, уже 1 января наши бригады снова вышли на работу, так как ночью стихия опять вызвала повреждения нескольких линий. «Для нас – это рабочая необходимость, наша обязанность и профессиональный долг», – говорят они.

Задействовали все силы

Потребители сетуют и на то, что в период массовых отключений до РЭС и в диспетчерские пункты было не дозвониться. Как это ни банально, но именно в это время энергетикам просто некогда было отвечать на разрывающиеся телефоны. Они сосредоточились на максимально четкой и оперативной организации восстановительных работ. Начальники РЭС лично выезжали на места, прекрасно понимая, каково местным жителям без электричества. И делали все возможное для скорейшего восстановления электроснабжения. Все работы энергетики проводили незамедлительно.

В связи с большим количеством повреждений на линии выходил абсолютно весь персонал. К проведению аварийно-восстановительных работ были привлечены все силы и средства, а также персонал и техника соседних РЭС и другие службы производственных отделений. Для борьбы с налипанием снега выполнялись учащенные обходы линий раз в 2–3 суток, в том числе в выходные и праздничные дни, а также ежедневное обивание снега с проводов.

Пешком по сугробам в лютый мороз

При выполнении аварийно-восстановительных работ были приложены усилия для своевременного восстановления электроснабжения потребителей в течение 24 часов в соответствии с нормативными требованиями. Работы осложнялись тем, что большинство воздушных линий электропередачи в Архангельской области являются труднодоступными, проходят по лесным массивам и болотистой местности, не имеют подъездных путей и тянутся на десятки километров от одного населенного пункта до другого. Это сильно затрудняет передвижение людей и техники.

Глубина снежного покрова делает невозможным даже использование снегоходов, поэтому, чтобы найти повреждение на ЛЭП и устранить его причину, энергетики делают обходы линий на лыжах. Это требует времени, даже если пустить бригады с двух сторон навстречу друг другу. Поэтому подача напряжения производилось не сразу, а после устранения причины аварийной ситуации.

– По результатам анализа технологических нарушений на наших сетях в новогодние праздники могу сказать, что масштабных отключений не было. В основном гасли поселки с населением несколько десятков, максимум несколько сотен человек, – прокомментировал заместитель главного инженера «Архэнерго» по оперативно-технологическому и ситуационному управлению, начальник центра управления сетями Юрий Жданов. – В первую очередь наши бригады восстанавливали электропитание более крупных населенных пунктов, где есть социально значимые объекты.

Как пояснил заместитель главного инженера по эксплуатации Борис Стенин, подключение резервных источников электроснабжения при отключениях электропитания социально значимых объектов – прерогатива, в первую очередь, муниципальных властей, которые должны предусмотрительно закупать их и использовать в аварийных случаях.

– Ответственность за организацию резервного питания несем не только мы, но и сами потребители. Там, где у муниципалов не запустились или отсутствовали дизеля, мы помогали, привозили свои, – подчеркнул он. – Но на сегодняшний день у нас всего 23 резервных источника электроснабжения общей мощностью более 1600 МВт. Этого недостаточно, чтобы запитать все социально значимые объекты региона, тем более что для подключения резервных источников электроснабжения требуется выполнение технических мероприятий, что не всегда возможно.

Долги выше – ремонтов меньше

При массовых отключениях в РЭСах не хватает людей и техники, особенно высокопроходимой. Это объективная реальность в сегодняшней непростой финансовой ситуации предприятия. Из-за систематических неплатежей ОАО «Архэнергосбыт» (его долг перед «Архэнерго» на начало 2015 года составляет 2,4 млрд рублей) закупать новую технику, оборудование и надежные материалы у электросетевого предприятия нет возможности. Текущая деятельность ведется на средства, взятые в кредит. Сети по всей территории региона продолжают стареть. Запас прочности многих объектов исчерпан (средний износ сетей составляет 77 процентов), поэтому они так чувствительны к неблагоприятным погодным условиям.

Хронические неплатежи ОАО «Архэнергосбыт» осложняют работу сетевого предприятия по реализации ремонтной программы и модернизации действующего электросетевого оборудования. Задолженность гарантирующего поставщика превышает десятилетний объем ремонтной программы филиала. Данной суммы хватило бы, например, чтобы решить вопрос с созданием централизованной системы электроснабжения в пяти районах Архангельской области.

Но понимать все это, вникать и разбираться в ситуации никто не хочет. Гораздо проще просто ругать энергетиков и обвинять их в бездействии.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Отдел по связям с общественностью филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго»