27.09.2014 08:34

Маргаритинка: что в сухом остатке?

Фото Артема Келарева.

Ежегодная Маргаритинская ярмарка в Архангельске  – это не просто огромный рынок. Это и праздник, и  большое событие в экономике области. Во всяком  случае – так оно должно быть. А как на самом деле?  Какие перемены нужны нашей Маргаритинке, чтобы  самой себе соответствовать?  

Менеджер компании «Поморская ярмарка» Наталья Никонова, из года в  год руководящая «крытой»  частью во Дворце спорта,  рассказала о своих впечатлениях о прошедшей ярмарке  и в целом о тенденциях: в  какую сторону развивается  наша Маргаритинка.

– Если судить по участникам, Наталья Алексеевна, у  нас все больше приезжих?  Или наши, местные, производители также стремятся  пополнить ряды? 

– Тенденции не меняются.  Местных участников процентов 40, и их число практически стабильно. Спрос на  ярмарку велик, и в том числе  среди местных производителей, тем более что в этом году  аренду площадей им полностью компенсировали из областного бюджета – они платили лишь взнос на участие. Только во Дворце спорта  таких бесплатных мест вышло порядка 230 квадратных метров. Ограничения были  стандартными – до восьми  квадратов на участника, но в исключительных случаях –  например, если холодильная  витрина не влезает, – мы делали исключения. В основном наши брали от шести до  восьми квадратных метров.

У иногородних на ярмарку спрос не меньший: она  уже очень раскручена, и ее знают далеко за пределами области. Даже сложно  сказать, откуда к нам едут больше, охват участников  – от Мурманска до Сочи,  от Калининграда до Новосибирска. В целом мы – во  Дворце спорта – заключили 251 договор на участие.  При этом учитывайте, что  договор может быть один,  а участников – несколько.  Особенно если речь идет о  наших муниципальных образованиях. Иногда из-за  этого возникает путаница с  числом участников – у муниципалов итоговая «картинка» может показать больше.

– Каких продуктов и товаров было представлено  больше всего? И есть ли  какие-нибудь изменения?

 – Соотношение продуктов  питания к прочим товарам  стабильно: 40 процентов  к 60. Есть некий костяк  постоянных участников, и  есть небольшой отток старых-приток новых – что-то  в районе 15 процентов. В  общем, обычный процесс.  – Появились в этом году  принципиально новые товары, которым раньше аналогов не было? – А это каждый определяет на свой вкус, но авторские и эксклюзивные вещи  были, и найти можно было  что угодно, вплоть до старинных самоваров. Много  было и фабричных изделий,  рассчитанных на широкого  потребителя, – приезжали  дилеры от фабрик, продавали, кстати, недорого.  

– А что дальше? Есть куда  расти Маргаритинке? 

– Если бы позволяли  технические возможности, участников могло бы быть  больше – желающие есть.  И мы об этом каждый год говорим. Но стены ледового  дворца раздвинуть не можем  – площади уже заняты по  максимуму. А торговать на открытом воздухе согласны  далеко не все, есть товары,  которым это может повредить.

Тем не менее на сегодня  технических возможностей  разместить большее количество участников нет. Центр  города очень любим горожанами и гостями, очень  раскручен. Здесь хорошая  транспортная доступность,  огромная парковка на площади Профсоюзов. Но нет  современного выставочного  центра, который бы мог  вместить всех участников, поэтому приходится,  во-первых, ограничивать  людей по площадям, вовторых – довольствоваться  тем числом участников, что  есть сейчас. И этот вопрос  не решить выставочному  оператору. Чтобы построить хороший выставочный  зал, нужна обоюдная заинтересованность бизнеса  и власти.

– При том, что имеем,  какое решение лично вам  видится наиболее оптимальным? 

– Все предложения  ГИБДД перенести ярмарку  на Окружную, может быть,  и имеют под собой основания, если думать о безопасности движения в городе, но  не более того. И участникам,  и посетителям это будет неинтересно, если только не организовать каким-то образом бесплатный подвоз к  торговым местам.  

А если «раздробить»  ярмарку и разместить по  разным площадкам: одну  часть – в одной части города, другую – в другой, уже  не будет такого ощущения  праздника, той масштабности. Даже в этом году, стоило перенести практически  всю культурную программу  во Дворец пионеров, следуя  многолетнему требованию ГИБДД перестать надолго  ставить сцену, мы как организаторы, работающие на  ярмарочном стенде информации все дни с утра до вечера, выслушали очень много  вопросов и просьб от рядовых посетителей: «Почему  нет обычного концерта?»,  «Хотим концерт». Потому  что люди идут не просто  купить что-то, а именно  за особым ярмарочным настроением.

Поэтому пока я выхода не  вижу, в таких обстоятельствах лучше оставить все  как есть.  

– Но наметилась и другая интересная тенденция.  Фактически ярмарки идут у нас теперь практически  круглый год. Почему торговля выбирает именно эту форму? Может быть, стоит  устроить еще одну постоянную торговую площадку, в  том числе для участников  из других городов?

 – На самом деле именно  Маргаритинская ярмарка  имеет огромный спрос, все  остальные – достаточно умеренный. Мы, как правило,  приурочиваем ярмарки к  каким-то праздникам – Новому году, Восьмому марта,  и главное тут в том, что  люди могут прийти и купить свежий товар, причем  все тематическое – в одном  месте. Такая форма и в том  объеме, в котором существует, устраивает всех – и  посетителей, и наших участников. А вообще, насчет  популярности такой формы  как ярмарка: существуют  дилеры, которые вообще живут тем, что распространяют  товар по таким ярмаркам в  регионах. Они переезжают с  одной ярмарки на другую, и  если это всем выгодно – почему нет? 

Елена ХЛЕСТАЧЕВА. 

«Застряли  в советском  времени» 

Своими впечатлениями от  прошедшей ярмарки поделились  ее участники из районов области.

Татьяна Зиновьева,  заместитель руководителя отдела культуры,  молодежи, семьи и спорта администрации Красноборского района:

 – В Маргаритинской  ярмарке мы участвуем давно. В этом году  представляли изделия  из бересты и роспись по  дереву и сделали вывод,  что архангелогородцам не нужны сувениры,  не очень интересует их  и роспись по дереву.  Охотнее берут изделия  из бересты функционального значения: корзинки, солонки, сахарницы... У нас проблема  заключалась в том, что  торговое место нашего  муниципального образования долго не могли  найти наши постоянные  покупатели. У районов  на ярмарке в этот раз  было очень невыгодное  размещение торговых  палаток, хотя раньше  обычно мы располагались напротив главного  входа во Дворец спорта. Видимо, устроители  ярмарки решили, что  раз своим районам бесплатные места даются,  то сойдет и так. Хотя,  казалось бы, приоритет должен отдаваться  именно своим производителям. Нужно в  первую очередь показывать своих умельцев  и мастеров, если хотим  развивать территорию.

Леонид Житов, начальник отдела по культуре и туризму администрации Пинежского  района: 

– В этом году мы тоже,  как и все, участвовали в  Маргаритинской ярмарке. Надо сказать, что  на этот раз организация мероприятия была  лучше. Хорошо, например, работала охрана.  Проблема заключалась  в том, что сильно была  перегружена улица Иоанна Кронштадтского,  с которой все заезжали  на ярмарку – и те, кто торговал, и те, кто представлял муниципальные  образования. И потом,  наша палатка для изделий мастеров располагалась слишком далеко,  поэтому нам пришлось  долго переносить товар.  А так вместо запланированной одной палатки нам в этом году выделили две.  

Марина Резанова,  главный специалист  отдела культуры, спорта, молодежи и туризма  администрации Устьянского района:

 – На Маргаритинскую ярмарку ездим  постоянно, были и в  этом году. Но нам не  хватило деловой части.  Раньше проводились  форумы, семинары, мастер-классы, на них мы  узнавали что-то новое.  В этом году из деловой  части практически ничего не было, а если и  было, то в основном для  предпринимателей. К сожалению, не поехали  в этом году на ярмарку  наши пчеловоды, объяснив такой шаг отсутствием смысла. Мед  привозят из других регионов, он подешевле,  но разве можно сравнивать продукт местных  пчеловодов с медом из  других регионов? Есть  претензии и к тому, где  располагались торговые точки. Они стояли рядом со стендами муниципальных образований. Мое мнение – это  неправильно. Нужно их  как-то разделять. Да и  логика размещения самих торговых палаток  была не совсем понятна. Например, торгуют  мясом в одной палатке,  а напротив – рыба. Что  касается Дворца спорта,  то там темновато, сыровато, стены обшарпаны,  а приглашаем участников со всей страны.  Понятное дело, другого места, возможно, не  нашлось. Но нужно к  этому готовиться заранее, все продумывать.  Мы бывали на многих  ярмарках, сравнивать  есть с чем, так вот уровень у нас, пожалуй,  самый низкий. Застряли где-то в советском  времени. Пора бы уже  подниматься.

Подготовила  Екатерина ЮРЬЕВА.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.