22.07.2015 03:30

Лекарства – вопрос жизни

Лекарственное обеспечение области напрямую зависит от того, в каком финансовом состоянии находится государственное предприятие.

Лекарства – вопрос жизни. В настоящее время остро стоит вопрос о доступности лекарственного обеспечения. Но когда мы говорим о доступности, в первую очередь обращаемся к государственным аптекам.

С кого еще спрашивать за обеспечение северян льготными лекарствами, поставками вакцин от инфекционных заболеваний или обуздание цен во время простудных эпидемий? Лекарственное обеспечение области напрямую зависит от того, в каком финансовом состоянии находится государственное предприятие.

Алексей СолдатенковЧитателям будет интересно узнать о развитии, проблемах и перспективах крупнейшей аптечной сети Архангельской области. Об этом и многом другом мы решили поговорить с первым лицом и обратились с вопросами к генеральному директору ГУПАО «Фармация» Алексею Солдатенкову.

– Алексей Валерьевич, вы возглавляете предприятие три года. Скажите, пожалуйста, с чем вы столкнулись, когда приступили к руководству? С чего начали свою деятельность?

– Когда приступил к работе, нужно было выяснить причину убытков. В первую очередь я обратил внимание на некорректную работу с дистрибьюторами, перед которыми к этому моменту были большие долги, была нужна оптимизация работы с поставщиками, в том числе контроль входящих цен на предлагаемую продукцию. Следующим этапом было рассмотрение вопроса, связанного с таким видом деятельности, как поддержка аптечных организаций в удаленных и малонаселенных районах области, что, безусловно, является для нас неприбыльным направлением. У таких аптек даже есть свое название – планово убыточные. Но закрывать эти аптеки нельзя, потому что тысячи людей могу остаться без жизненно важных препаратов и вообще без лекарственного обеспечения.

Также более шести с половиной миллионов рублей в год предприятие затрачивает на обеспечение региона сильнодействующими, наркотическими и психотропными средствами по рецептам врачей, и это тоже убыточное направление. Кроме того, на предприятии есть производственные аптеки, которые занимаются изготовлением лекарств по индивидуальным рецептам врача. Эти лекарства необходимы северянам, и отказаться от такого вида деятельности мы не имеем права.

Неприятным открытием для меня стал факт выплаты выходных пособий при увольнении, когда прежним руководством были подписаны дополнительные соглашения, в соответствии с которыми, покидая предприятие, сотрудники получали значительные суммы денег. Несомненно, это также было одной из причин ухудшения экономического положения. В законности подобных соглашений сомневаться не приходилось, хотя ни с моральной, ни с этической точки зрения подобные выплаты было оправдать невозможно. Аналогичные соглашения были подписаны и с сотрудниками предприятия, которые продолжили свою трудовую деятельность. Отмечу, что условия по выплате выходных пособий при расторжении трудовых договоров, на основании которых производились выплаты, были сразу исключены.

Неоправданные выплаты денежных средств касались не только трудовых договорных отношений. В процессе работы выяснилось, что у предприятия имеется задолженность по договору поставки, при этом накладные документы, на основании которых возникла задолженность, были подписаны прежним руководством дважды, а поставка товара была произведена один раз. И несмотря на то, что мы предприняли все возможные меры, чтобы избежать указанных расходов, а именно: отстаивали позицию в судах всех инстанций, обращались в правоохранительные органы, по решению суда мы были вынуждены выплатить денежные средства повторно.

Еще одна причина, сдерживающая финансовый рост предприятия, на мой взгляд, – пустующие площади не занятые под основной вид деятельности. Было проведено несколько аукционов, по результатам которых нам удалось частично решить эту проблему, однако некоторые помещения, расположенные в отдаленных районах и сельской местности, являются не привлекательными для арендаторов. Проблема и по сей день остается актуальной, мы постоянно ведем поиск потенциальных арендаторов.

Не могу оставить без внимания и сложившийся негативный имидж сети. Прежнее руководство предприятия не организовало должной работы по переоснащению аптек. Свою роль сыграла и хаотичная работа с брендом, что препятствовало узнаваемости аптек покупателями как единой аптечной сети, а некорректная работа по закупке товара привела к завышению цен на лекарства.

– Вы возглавляете государственное предприятие, в чем особенность его деятельности?

– Начну с того, что перед нами стоит сложная задача совмещать выполнение социально значимых функций и получение прибыли от коммерческой деятельности. На нас возложена социальная ответственность, выполнение задач, поставленных министерством здравоохранения Архангельской области. Обеспечение доступной лекарственной помощью северян и жителей удаленных и малонаселенных районов, реализация программы по льготному обеспечению граждан, обеспечение пациентов лечебно-профилактических учреждений наркотическими средствами, психотропными веществами, активная работа с малообеспеченными группами населения – все это направления общей концепции социальной политики предприятия. Мы работаем прежде всего для сохранения здоровья людей. На выполнение этих задач требуются колоссальные средства. Для этого мы развиваем розничную сеть, ищем новые формы работы с населением, проще говоря зарабатываем.

– Вы коснулись обеспечения малонаселенных и труднодоступных районов области, а оно требует оперативности и значительных транспортных расходов. Как организована доставка лекарств в удаленные уголки области и как удается оптимизировать этот процесс?

– Да, я согласен, что доставка лекарств – дело очень затратное, более того, скажу откровенно, содержание собственного автопарка нецелесообразно. Было принято решение обратиться к ряду транспортных компаний. Основным требованием была не только организация доставки груза, но и оказание полного комплекса услуг: осуществление приемки, доставки, погрузки, выгрузки, перемещения товара между аптеками внутри районов области. Задача стояла сложная, так как предложения в основном были только на оказание услуг по доставке, что не соответствовало запросу. Проведя переговоры с большим количеством компаний, оказывающих транспортные услуги, приняли предложение, которое максимально соответствовало требованиям. В итоге удалось оптимизировать этот процесс, так как при помощи одной компании мы смогли добиться получения сразу нескольких услуг, что, несомненно, сказалось и на стоимости.

– В настоящее время органы государственной власти особое внимание уделяют доступности лекарственного обеспечения в коммерческом секторе. В связи с этим вопрос: как осуществляется процесс формирования цен в аптечной сети предприятия?

– По данным о товарообороте лекарственных препаратов нашей аптечной сети за 2014 год, продажа жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов составила 47 процентов, почти половину от общего объема. Этот показатель имеет тенденцию к росту. Цены и наценки на эти препараты регулируются на государственном уровне.

Цены на остальной ассортимент формируются в зависимости от условий работы с дистрибьюторами и с учетом сложившейся ситуации на рынке.

Отмечу, что согласно данным исследования аналитической компании «DSM Group» в 2014 году цены на лекарства в российских аптеках выросли на 12,7 процента, в последние месяцы рост доходил до 20 процентов. Подчеркну, что наши розничные цены поднимаются только при росте уровня закупочных цен. Большое значение имеют сроки поставки, отсрочка платежа, срок годности товара, наличие и объемы закупаемой продукции и, наконец, – надежность партнеров. Мы не работаем с непроверенными поставщиками. Для того чтобы обеспечить еще более доступную лекарственную помощь, предусмотрено предоставление скидок, в том числе в районах, где отсутствует конкуренция, разрабатываются и внедряются акции, для льготных категорий граждан в сети особые условия, а в ассортимент аптек включены препараты российского производства и дженерики, в качестве которых мы уверены. Отмечу, что ежегодно показатель объема предоставляемых скидок возрастает в среднем на три миллиона и в 2014 году общая сумма предоставленных населению скидок в сети составила десятки миллионов рублей от общего товарооборота – 29,5 миллиона рублей.

– Что вас как руководителя удовлетворяет в работе сегодняшней «Фармации»? Расскажите, пожалуйста, о достижениях.

– Наиболее успешным, на мой взгляд, является интересный и амбициозный проект «Аптеки низких цен». Попытки создания социальных аптек были всегда, но удачными и востребованными их назвать сложно. Раньше в таких аптеках просто предоставлялись скидки. Мы кардинально изменили подход к созданию аптек, которые могли бы реально помочь и поддержать северян. Четыре такие аптеки работают в крупных районах Архангельска, одна в Северодвинске и одна – в Новодвинске. Об успехе этих аптек говорит и то, что их ежедневно посещают более двух тысяч покупателей, а ведь именно это, по моему мнению, является реальной оценкой работы со стороны населения.

Проведена огромная работа по переоснащению и других точек продаж, сегодня аптеки встречают посетителей новыми вывесками, обновленными залами с современным оборудованием, в них стало светло и уютно. Мы сделали все для того, чтобы северянам было приятно посещать наши аптеки.

При проведении модернизации было принято решение провести ребрендинг, основанный на почитании традиций предприятия, которое исторически является правопреемником первых аптек в области, в связи с чем мы вернулись к исконному названию аптечной сети.

Началась и продолжается работа с новыми видами розницы. Открыт отдел медицинской одежды, воплощена идея по созданию специализированных аптек, например диабетическая аптека.

Активно развиваются отделы оптики, приобретено новейшее оборудование для проверки зрения, проводятся консультации врачей-офтальмологов, аппаратное лечение заболеваний глаз, предоставляется услуга по индивидуальному подбору контактных линз и очков, проводится диспансерное наблюдение за пользователями контактными линзами. Модернизировано собственное производство мягких контактных линз и корригирующих очков.

Мы стараемся максимально участвовать и в таких направлениях, как поставка в лечебно-профилактические учреждения лекарственных препаратов и оснащение их медицинским оборудованием. Восстановлены конструктивные партнерские отношения с производителями и поставщиками.

Сейчас наша организация может себе позволить обслуживать федеральную и региональную льготу за счет собственных оборотных средств, что свидетельствует о стабильности в работе компании. Я уверен, что предпринятые меры по развитию предприятия позволят выстраивать правильную стратегию дальнейшего роста. Та социальная миссия, которую мы выполняем, является лучшим стимулом для движения вперед.

– И в завершении беседы хотелось бы поговорить о людях, которые помогают в решении поставленных задач. Как поддерживается профессиональный уровень специалистов и достойные условия труда?

– Люди, персонал с его знаниями, творческим потенциалом, верностью интересам предприятия – это главная ценность нашей компании. Достижения сотрудников отмечены медалями РФ, знаками «Отличник здравоохранения», почетными грамотами министерства здравоохранения, губернатора Архангельской области, мэрии Архангельска, органов местного самоуправления. Ежегодно на областном конкурсе «Лучший провизор года» победителями становятся специалисты нашего предприятия.

Ввиду стабилизации финансового состояния мы можем позволить выделять денежные средства на обучение и повышение квалификации специалистов, организацию выездных учебных семинаров. Ведется активное сотрудничество с Архангельским медицинским колледжем и Северным государственным медицинским университетом. Студенты, которые решили связать свою жизнь с фармацией, имеют возможность обучаться за счет средств государственного предприятия. По окончании учебного заведения молодые специалисты обеспечиваются работой, соцпакетом, дружелюбным коллективом. Создан ряд программ для адаптации молодых кадров.

Для сотрудников созданы комфортные условия труда, модернизированы рабочие места, вознаграждение за труд производится в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, по результатам деятельности проводится премирование.

СПРАВКА
Алексей Солдатенков в августе 2012 года приступил к исполнению обязанностей, а 10 октября 2012 года распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области был назначен генеральным директором ГУПАО «Фармация». Именно этот руководитель за три года своей деятельности вывел предприятие из зоны убытков, оптимизировал деятельность аптечной сети и вернул статус лидера фармацевтического рынка региона.
В 2014 г. общая сумма предоставленных населению скидок в сети «Фармация» составила 29,5 миллиона рублей
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина ЛОГИНОВА, Ирина ЛЫСКОВА, Алексей ПРОХОРОВ, Иван ЗВОНАРЕВ