28.09.2016 17:25

В Архангельске работают над «арктическим генеральным планом»

Фото Артема Келарева

В областном центре проходит второй международная научная конференция «Прибрежные ресурсы и комплексное освоение прибрежных районов Арктической зоны».

Учёные и представители власти обсуждают широкий круг вопросов: технологии экологического мониторинга на ледовых территориях, состояние здоровья и адаптацию людей в полярных условиях, отечественные разработки для развития транспортной системы Севморпути, освоение ресурсов Арктики.

В приветственном слове академика РАН Николая Лавёрова, которое зачитал директор Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики (ФИЦКИА РАН) Владимир Павленко, говорилось, что арктические территории России располагают значительными и несопоставимыми по разнообразию с другими районами мира природными ресурсами. Их освоение должно обеспечивать благосостояние местного населения, регионов, вошедших в состав Арктической зоны (АЗРФ) и страны в целом. В то же время научное освоение Арктики невозможно без международной кооперации. К слову, на конференции эта аксиома подтверждалась участием представителей науки Швеции и Республики Корея.

В приветствии главы областной власти Игоря Орлова, которое озвучил советник губернатора Лев Левит, отмечалось, что научный поиск в Поморье всегда носил практический характер. И сейчас ведущие промышленные предприятия региона опираются на передовые научные разработки. В Архангельске десятилетиями ведутся научные исследования по арктическим направлениям. Но возросший интерес мира к Арктике ставит новые задачи. 

Владимир Павленко заметил, что даже в тяжёлые для отечественной экономики годы Россия находила ресурсы для уникальных экспедиций и исследовательской работе в высокоширотном регионе. Учёный также рассказал о работе по формированию центра изучения Арктики и поблагодарил губернатора Игоря Орлова за оказанную поддержку.  Для развития столь крупной территории как АЗРФ, по мнению Владимира Павленко, необходимо разработать механизм бюджетного финансирования на основе государственно-частного партнёрства.

Риски и неопределённости

Заместитель генерального директора Шведского секретариата полярных исследований Магнус Аугнер рассказал историю совместной российско-шведской научно-исследовательской работы последних двух десятков лет. Он также отметил, что АЗРФ является сферой интереса многих учёных мира. Большая часть подводной вечной мерзлоты находится в российской Арктике. На этих территориях сконцентрированы большие объёмы газа метана в замёрзшем состоянии. Есть вероятность, что под влиянием глобального потепления газ начнёт высвобождаться, что чревато ещё большими климатическими изменениями.

Менеджер по России и Восточной Европе института Акваплан-нива (Тромсё, Норвегия) Алексей Бамбуляк представил доклад, посвящённый рискам и неопределённостям при разливах углеводородного сырья. Он подчеркнул, что в России законодательство может вступать в противоречия с международными документами. Неопределённости касаются и оценки ущерба от разливов, поскольку, на взгляд эксперта, «мы плоховато знаем, как воздействует нефть на конкретный организм» и популяцию. Поведение нефти во льдах — тоже сложный и многогранный процесс, поскольку на него влияют уровни солёности воды, состояния льда и другие факторы. 

Вызывает вопросы и система реагирования на разливы в Арктике. Северный филиал Морспасслужбы, по словам Алексея Бамбуляка, имеет основное оборудование в Мурманске. Зона ответственности — от границы с Норвегией примерно до Тикси.

— Со скоростью 15 узлов на открытой воде самое быстрое судно будет идти от Мурманска до Тикси шесть дней, — отметил эксперт и пояснил, что за такой период сложности в сборе нефти неизбежны.

Россия ратифицировала ряд международных конвенций, которые могут повлечь юридические коллизии в деле компенсации ущерба при разливах. По словам представителя норвежского института, если в российских морях одно судно допустит розлив нефти, а другое — газового конденсата, то международные конвенции защитят перевозчика нефти. Он (а точнее — страховщик) понесёт фактически лишь расходы для очистки вод от нефти. 

— Если через шесть дней придёт судно и ничего не сможет собрать, Россия за такой розлив ничего не получит. Пример — катастрофа в Керченском проливе, когда претензия Росприроднадзора осталась нереализованной в международных судах, — пояснил эксперт. 

Перевозчику газового конденсата грозят гораздо большие последствия. Алексей Бамбуляк также сообщил, что сейчас в мире идёт полемика о том, что мазут нельзя применять в высоких широтах, а дизтопливо можно. Впрочем, эксперт убеждён, что это ошибочное представление.

Восточный арктический генплан

Арктика — сурова, но притягательна. В том числе для дальневосточных стран, которые, казалось бы, не имеют к ней никакого отношения. Ещё с 1980-х Южная Корея испытывает исследовательский интерес к Арктике. Началось всё с создания полярных станций, участия в экспедициях и укрепления партнёрских отношений с циркумполярными странами (Норвегия, США, Канада, Россия и другие). А в 2004 году был создан Корейский институт полярных исследований. Корея входит в число стран-наблюдателей Арктического совета.

А теперь государство работает над «арктическим генеральным планом». Над ним трудятся 27 различных организаций и учреждений.

— Мы бы хотели внести свой вклад в устойчивое развитие Арктике, — сообщила  представитель Корейского института полярных исследований Ли Хонг Кум.

В числе ближайших задач — расширение партнёрской сети в Арктике и способствование развитию научных исследований и бизнеса в макрорегионе, пишет информационное агенство «Регион 29».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вадим Рыкусов