21.03.2019 15:32

Были отходы. Теперь – это отрасль

Из переработанных пластиковых пакетов делают канализационные люки и тротуарную плитку
А так выглядят хлопья, полученные из пластиковых бутылок

Артур Ходырев, корреспондент телеканала «Россия-24», наш земляк, побывал в разных городах России и посмотрел, как там проходит реформа по обращению с твёрдыми бытовыми отходами

На телеканале вышли два его репортажа на эту тему. Сегодня мы публикуем их газетную версию, подготовленную специально для «Правды Севера». Прежде всего, речь идёт о раздельном сборе мусора и, что очень важно – сколько это стоит. А также о переработке мусора в тепловую и электроэнергию.

Пластиковые хлопья

Предприятие расположено в Твери, перерабатывает мусор с 2006 года. Основное сырьё – пластиковые бутылки, которые привозят со свалок. Их сортируют, рубят, моют и перерабатывают в разноцветную субстанцию, напоминающую овсянку. Пластиковый полуфабрикат называется так же, как и выглядит – хлопья.

Герман Попов, генеральный директор Тверского завода по переработке мусора, говорит, что, к сожалению, бутылка идёт в основном с полигона. Это огромное количество грязи:

– Если мы перерабатываем около двух тысяч тонн бутылок в месяц, то более 200 тонн мы вывозим обратно на полигон, это – грязь.

В закупке килограмм бутылки стоит около 40 рублей. Стоимость готовой продукции на рынке колеблется от 60 до 80 рублей тоже за килограмм. Готовая продукция – пластиковые шарики, которые получают, переплавив пластик. Из них можно делать хоть лопаты, хоть цветочные горшки. На заводе наладили выпуск упаковочных лент.

Раздельный сбор в цикле переработки мусора – тот фактор, который определяет объём предложения. Каждый житель становится невольным гарантом качества продукции. Чистая бутылка для производителя – это та, которую собрали отдельно от пищевых отходов. И она особо ценная.

Люки из пакетов

В Оренбурге, городе, который расположился на границе Европы и Азии, сортируют и перерабатывают мусор последние пять лет. Так что мусорную реформу здесь, можно сказать, провели экстерном. В городе невероятно чисто. Притом сортировочные баки расположены не только возле жилых домов, но и в историческом центре. Бак для пластика, для бумаги, отдельно для бытовых отходов. Объём каждого – пять кубометров. Большая часть – под землёй.

Поддержка жителей – важный фактор. Это позволяет спокойно проводить модернизацию и расширение производства, которое расположено в городской черте. Недавно здесь освоили переработку пакетов.

Пластиковые пакеты – из тех отходов, которых больше всего. Переработке и утилизации практически не поддаются. Что с ними делать – постоянный предмет дискуссии экологов. Из радикальных предложений – запретить подобную упаковку законодательно и перейти на бумагу, которую можно переработать.

С другой точки зрения – совокупный ущерб от вырубки леса, варки целлюлозы, необходимой для производства, оценить сложно. В Оренбурге нашли выход. Канализационные люки из пакетов на заводе производят уже год. Продукция пользуется спросом. Экономия на закупке, логистике. И, главное, их не крадут. А ещё они в четыре раза дешевле обычных.

Метод производства не сильно отличается от того, как делают цемент. Нагретый пакет, смешанный с тёплым песком, принимает любую форму. Это свойство позволяет делать не менее прочную тротуарную плитку. По техническим характеристикам она даже лучше. Можно краситель добавлять, чтобы цвет разный был. На цементную если надавить – она расколется. Эта – нет.

Построить проще, чем объяснить, что это нужно

Евгений Лысенко, администратор проекта мусороперерабатывающего завода, начал вести блог и рассказывать о стройке после нескольких долгих споров со знакомыми. Они никак не хотели верить в то, что сжигать мусор можно без вреда для экологической обстановки. Сейчас у него одиннадцатый выпуск видеоблога и десять тысяч подписчиков.

Руководитель строительных проектов по профессии, а теперь блогер, Евгений уже сам точно не скажет, какая из его двух работ теперь важнее. Возводить завод, кажется, порой проще, чем объяснить людям, что он, действительно, нужен.

Для обывателя экологические характеристики деятельности завода можно описать следующим образом. Концентрация вредных веществ в кубическом метре выбросов меньше, чем производит легковой автомобиль, который заправляют топливом стандарта Евро 6.

До ближайшего населённого пункта отсюда около километра, что не очень типично для отрасли. В мире подобные предприятия часто располагаются в городской черте. В России, как выясняется, требования решили сделать жёстче.

К 2022 году в Подмосковье заработают четыре завода, которые будут сжигать после сортировки почти три миллиона тонн мусора. Это треть всех отходов области. Ещё пять должны появиться в Республике Татарстан. Резко вырос спрос на специалистов.

Андрей Шипелов, генеральный директор компании по переработке отходов, говорит, что только в одном московском регионе спрос на кадры порядка шести тысяч человек. Многие региональные операторы создают обучающие центры.

Утилизация – лишь одна из функций мусороперерабатывающих предприятий. Ведь по своей сути – это электростанции. Из 700 тысяч тонн отходов в год, это средняя мощность, можно получать около 70 мегаватт. Этой энергии хватит на район, и она дешевле.

В данный момент прорабатывается вопрос о том, чтобы обязать сбытовые компании принимать в сети выработанную таким образом энергию. Также необходимо разработать механизм, который будет компенсировать потребителю часть конечной стоимости электричества.

Чтобы мусора хватило

Но сейчас на повестке дня другой вопрос – стоимость вывоза мусора.

– Утверждены нормы накопления отходов, – говорит Татьяна Иванова, управляющая ТСЖ. – В жилом фонде – на квадратный метр, в муниципальных учреждениях – на человека. Как мы можем платить за вывоз одновременно, когда мы находимся дома и находимся на даче?

Чтобы не было никаких перегибов в формировании стоимости мусора – дорабатывается законодательная база. Например, в Кировской области депутаты приняли закон, согласно которому цена вывоза для наиболее незащищённых категорий граждан будет компенсирована. Аналогичная работа ведётся и в других регионах страны.

Денис Буцаев, генеральный директор «Российского экологического оператора», говорит, что основная задача, поставленная правительством, сделать услугу максимально качественной и объёмной для населения, при этом сохраняя контроль над ценообразованием. Она не должна быть излишне дорогой либо непонятно дорогой.

«Непонятно» – ключевое слово. Вывоз мусора в России долгое время почти не регулировался, что стимулировало появление незаконных свалок. Сбрасывать отходы на полигон всегда дороже, чем просто в лес или у дороги.

Ситуация, которая сложилась в Саратовской области, уникальная. В регионе построено сразу два мусороперерабатывающих завода. Но вывести их на полную мощность пока не получается. Мусора не хватает.

Стоит признать, что в среднем услуга вывоза мусора становится дороже. В этой связи всё чаще говорят о том, что необходимо разрабатывать компенсационные механизмы. Попросту – платить людям за раздельный сбор.

Раздельный сбор мусора – первый и один из главных этапов реформы. С разной эффективностью его начинают внедрять во всех субъектах Федерации.

Депутаты Госдумы предложили предоставить налоговые льготы мусороперерабатывающим компаниям. Среди идей – освободить предприятия от НДС и налога на прибыль.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.