24.10.2018 09:04

Проверка на уроках

Фото автора и Антона Чеплагина
Учителя говорят, что решились накрайний шаг – увольнение, – чтобы отстоять свою школу

Что показало противостояние учителей и чиновников системы образования

На высоте

Это самое высокое место в Архангельской области – порядка двухсот метров над уровнем моря, оно же и самое чистое. Отсюда начинают своё течение сразу несколько рек. Смотрю на Святое озеро с балкона самого высокого дома. А за озером – деревня Климовская, она тоже самая чистая в области, это признали специалисты научного центра Российской Академии наук, который здесь работает и который создан благодаря академику Николаю Павловичу Лавёрову. Он родился здесь, в деревне Пожарище, а закончил Климовскую школу.

Татьяна Котова и её дочь Даша живут вдеревне Пожарище, а родная Климовская школа – за озеромСтою на балконе его большого родительского дома и вижу, как вместе с двумя кошками сюда бежит Даша – она единственный ребёнок в деревне Пожарище, а учится в Климовской средней школе. Зимой через озеро – рукой подать. А сейчас надо идти лугом, переходить реку по длинному и красивому мосту. Но это дело привычное. Как и для её мамы – Натальи Сергеевны Котовой, которая работает учителем в этой школе.

Наталья Сергеевна – родственница академика Лавёрова. Рассказывает, что сюда они вместе с её мамой приехали, чтобы ухаживать за дядей Пашей, отцом Николая Павловича. Так решили на большом семейном совете.

– А то у нас в родне все люди очень занятые, моя сестра тоже занимаются наукой – она сейчас живёт во Франции, в Тулузе, и мама с ней, – рассказывает Наталья Сергеевна. – Но на зиму мама приедет сюда, у неё в доме небольшая комната. А так здесь постоянно гостят родственники.

Наталья с мужем и дочкой живут по соседству, уход и поддержка родового гнезда всемирно известного учёного – это уже забота её семьи, которую они выполняют с радостью. На доме – мемориальная табличка, рассказывающая о его значимости. Но сам дом – не музей, здесь в неприкосновенности содержится только комната Николая Павловича – кровать, стол и полочка книг.

Наталья Сергеевна рассказывает, как они приехали в деревню на время, но сейчас, считает, что это лучшее место для жизни – красота, простор, озеро, река, лес. А ещё – любимая работа.

– Николай Павлович говорил, как хорошо, что у нас в роду есть учитель и что я работаю именно в школе, которую он заканчивал, – вспоминает Наталья Сергеевна.

И, несмотря на всё это, три недели назад она вместе со всеми учителями Климовской школы написала заявление об уходе. Спрашиваю – почему она это сделала – ведь у неё здесь столько обязательств.

– Из-за несправедливости, – отвечает Наталья Сергеевна. – Это было так несправедливо по отношению к Ирине Петровне! Я ночью проснусь и спать не могу, всё думаю, как могли с ней так поступить! И я написала заявление об уходе, потому, что с несправедливостью мириться нельзя.

Два директора

Ситуация, которая возникла в Климовской школе в начале октября, вышла и за рамки села, за пределы района. Случай беспрецедентный – все 13 учителей школы написали заявление об уходе, не согласившись с решением районного управления образования о смене директора.

Ирина Муха, бывший директор Климовской школы задень до увольнения. В редакции «Коношского курьера» ей вручили летопись районной газеты об академике Лавёрове – подарок к наступающему 90‑летию школы. Фото Ирины Петровны появилось на первой полосе газетыОчень краткий пересказ этой ситуации. Последние пять лет директором школы работала Ирина Петровна Муха, учитель русского языка и литературы. Когда в этом году подошло время аттестации, районное управление образования выдало ей очень хорошую характеристику – ведь за пять лет у неё не было никаких взысканий. Но вывод под характеристикой был неожиданный – к аттестации не допустить. После разговора с Татьяной Сергеевной Сидоровой, руководителем управления образования, Ирина Петровна написала заявление об уходе по собственному желанию. Татьяна Сергеевна предложила Сергею Васильевичу Миронову, учителю физкультуры этой школы, занять место директора. Он уже работал в этой должности до Ирины Петровны. Работал 15 лет, при этом, школа показывала очень хорошие результаты и даже вошла в сто лучших школ страны. А школьная команда по флорболу стала чемпионом России, на что есть и грамота, подписанная министром спорта Виталием Мутко.

С директорского места Миронов ушёл пять лет назад по семейным обстоятельствам – у его жены, Светланы Валентиновны, завуча школы, выявили онкологическое заболевание – надо было заниматься её лечением. О Светлане Валентиновне буквально все говорят самые лучшие слова – была сверхответственной, очень помогала Сергею Васильевичу, когда он работал директором. Когда этот пост заняла Ирина Петровна, она продолжала работать завучем, но из‑за болезни не могла выполнять свою работу в полной мере. И на молодого директора легла большая нагрузка.

В нынешнем году Светланы Валентиновны не стало. Сергей Васильевич в районном управлении образования сказал, что у него теперь нет смысла жизни, и он готов отдать все силы школе. Учителя, узнав о заявлении Ирины Петровны об уходе с поста директора, а, тем паче, о назначении на этот пост Миронова, написали письмо главе района Олегу Реутову, а также в областное министерство образования. В нём они объясняли почему этого делать нельзя. Не получив поддержки, подали заявления об уходе, многие успели получить трудовые книжки. Учитель математики уехала в Северодвинск.

Я разговаривала со всеми учителями. Главный вопрос – почему они пошли, в общем‑то, на самую крайнюю меру? Они объясняют, что это был шаг отчаяния – власть их не услышала, а ситуацию в школе так оставлять нельзя. И уверены, что на Ирину Петровну было оказано давление – пусть даже косвенное, если в конце очень хорошей характеристики стоит резюме – «к аттестации не допущена», то выхода нет. К тому же, её припугнули ещё и Следственным комитетом…

Все они единодушны – Ирина Петровна очень хороший директор – тактичный, внимательный, при ней было много творчества – проводились театральные выступления, праздники. И обязательно везде были задействованы все 45 учеников.

– Ведь, как бывает, – говорит Марина Николаевна Петрова, учитель истории, – она, кстати, в школе лидер общественного мнения, – нескольких детей выберут и они везде выступают. Но мы не звёзд же здесь выращиваем. Мы должны дать возможность всем детям проявить себя.

Учителя говорят, что эти пять лет, когда школой руководила Ирина Петровна, они прожили как в раю, это было время абсолютного счастья. «Ей отказать невозможно. Тактична, доброжелательна, хочется с ней работать. Она всегда подтянута, в хорошем настроении, чтобы ни происходило. А какие у неё уроки! Спектакли, а не уроки!»

Сергей Васильевич Миронов, по их словам, совсем другой тип руководителя – может нагрубить, надо всё время улавливать его настроение. Достижения были, но они – увы, уже в прошлом. Самое печальное, что у него есть весьма пагубная привычка. Учителя рассказывали, что в последние годы он мог из‑за этой привычки и уроки не проводить. Но они ему сочувствовали – жена болела, подстраховывали. Говорят, что только в этом году он три раза кодировался, последний – в сентябре.

– Нам было очень страшно начинать это противостояние, – продолжает Марина Петровна, – на собрании, когда приехали его назначать, мы всё это рассказали, и он всё слышал, сидел глаз не поднимал, но от должности не отказался. Знаем, что есть письмо родителей в его поддержку и тоже на имя главы района. Мы согласны, что он хороший учитель физкультуры, хороший тренер. Мы же не против – пусть бы работал учителем, занимался с детьми флорболом. Главное, чтобы не пил. Но если он станет директором, школа развалится…

И всё же Сергей Васильевич вступил в должность директора, но проработал один день. Во второй свой рабочий день он пришёл в школу выпивши и, как вспоминают учителя, всё больше пьянел и пьянел. Дело развивалось так, что пришлось вызывать полицию, был составлен протокол. После этого руководитель районного образования предложила ему написать заявление об уходе по собственному желанию, а в школе были объявлены досрочные каникулы. Кстати, решение тоже беспрецедентное.

В школе я была как раз на этих самых внеплановых каникулах. Жутковато – учебная четверть ещё в разгаре, а в школе тишина. Только технические работники намывают классы и парты.

«А почему старшеклассники плачут?»

По словам учителей, эту ситуацию очень тяжело пережили дети.

– Мои ещё совсем ничего не понимают, – рассказывает Ирина Евгеньевна Попова, учитель начальных классов. – Но они меня всё время спрашивают – а почему старшеклассники плачут? И объяснить им, маленьким, это очень трудно. Особенно, когда слышишь: «Правда, что все учителя от нас уходят?»

В общем, почти семейная драма. И, правда, как объяснить детям, что уходят не от них?

В школе сейчас учится 45 учеников. Один выпускник одиннадцатого класса, в девятом – пять. Но вместе со школой совмещён детсад, а там сейчас занимается 25 детишек. И это надежда школы, её будущее пополнение.

Учителя о своей деревне говорят в превосходных степенях. Важно, что здесь есть работа – лесопильное и сельскохозяйственное производства. Кстати, Олег Геннадьевич Реутов, глава района, мне потом рассказал, что это единственная деревня во всём районе, где не зарегистрирован ни один безработный. Он говорил, что люди в деревню тянутся, поэтому с жильём сложно – земли для постройки уже не осталось, а переводить земли сельхозназначения под строительство хлопотно, да и не всегда удаётся.

И залог развития села – школа. Остаются здесь жить или едут сюда работать, когда есть возможность отдать детей в садик, а затем – в школу.

В некоторых классах до сих пор висят разноцветные шарики – так дети по‑своему хотели скрасить уход учителей. Ну, вроде, как в отпуск ушли. Верили, что они вернутся.

– Мы же над каждым ребёнком трясёмся, – говорит Нина Николаевна Михайлова, – учитель немецкого языка. – Они же наши, как в семье…

Учителя вернулись, когда им объявили, что временно исполнять обязанности директора будет заведующая детсадом «Земляничка» Светлана Михайловна Вилакова. Такой компромисс..

Вперёд! Или отступить?

Районная власть по‑своему пережила эти события.

Татьяна СидороваТатьяна Сергеевна Сидорова, руководитель управления районного образования – элегантная, подтянутая, внешне спокойная. Но, когда начинает говорить о ситуации в Климовской школе, в голосе чувствуются слёзы. И всё же она считает, что поступила правильно по отношению к Ирине Петровне. Говорит, что всё накапливалось годами, хотя никаких замечаний, тем более выговоров, в адрес директора не было.

– Но у нас какие‑то интуитивные подозрения были, что не всё так ладно в школе. И вот после того, как она заявление написала, мы, естественно, выехали с проверкой в это учреждение и обнаружили ряд грубейших нарушений. Прежде всего, финансовых. И в плане оформления документации. И тогда я решила, что надо разговаривать с другим человеком. Сергей Васильевич был уже директором и лидером в образовании…

Спрашиваю – не стало ли для неё аргументом повременить с назначением то, что коллектив столь единодушно не принял его как директора?

– Что значит коллектив не принял руководителя? – искренне негодует Татьяна Сергеевна. – Эта ситуация дико ненормальная. У учителей одна задача – реализовывать государственную политику в сфере образования. А учитель здесь инструмент. Разве такое возможно, чтобы учителя диктовали условия управлению образования?

Татьяна Сергеевна видит один выход – присоединить Климовскую школу как структурное подразделение к одной из школ Коноши. Но сделать это будет непросто – там целая процедура с участием жителей села и депутатов районного собрания. Кстати, Ирина Петровна Муха – тоже депутат. И понятно, что ни родители, ни учителя не согласятся. К тому же, Климовская находится в 50 километрах от Коноши.

Олег РеутовОлег Геннадьевич Реутов, глава района, говорит, что не хотел подписывать распоряжение об увольнении Ирины Мухи и назначении Сергея Миронова директором, хотя знал его как хорошего организатора. Но также знал и о его пагубной привычке. Потом согласился, но решение подписал его зам.

– В душе я знал, что что‑то подобное рано или поздно произойдёт, но не думал, что на второй день работы, – комментирует он ситуацию с пьянкой нового директора в первые дни работы.

Говорит, что видит один выход – вернуть обратно Ирину Петровну. И размышляет:

– Хотя это может быть истолковано как отступление…

Говорю, что мы так много и так часто наступаем и идём вперёд, а иногда напролом. Считаем это силой. Может быть, иногда стоит и отступить, не считая это слабостью? А глава подытоживает:

– Я сделал ошибку, что не прислушался к учителям… Теперь это вижу…

В ожидании

Когда я спросила Татьяну Сергеевну Сидорову почему, по её мнению, вообще стала возможной ситуация, возникшая в Климовской, она ответила: «Наверное, потому, что мы не умеем договариваться». Уточнила – почему не умеем? Она сказала: «У меня пока нет ответа на этот вопрос».

В общем, у меня тоже нет. Но мне кажется, есть какой момент. Люди, участвовавшие в противостоянии, оценивали события по разным шкалам, что ли. Учителя говорят о Ирине Петровне Мухе как об отличном педагоге, руководителе, создавшем в коллективе творческую атмосферу. Ирина Сидорова считает, что та недостаточно хорошо работает с документами и финансами. А Олег Реутов оценивает её по тому, что она не сумела вовремя отремонтировать котёл.

При том, «на директора» нигде не учат, а с него спрашивают по таким разным параметрам, что просто невозможно им всем соответствовать в полной мере. А проверки, кстати, могли бы проводиться для того, чтобы помочь руководителю избежать ошибки. Но чаще как бывает – подловили, оштрафовали. Неудивительно, что занять это место не так много желающих. В Климовской школе, кстати, не нашлось больше ни одного.

И ещё такое противоречие. Судя по всему, Татьяна Сергеевна считает себя начальником над всеми учителями, поэтому они должны ей подчиняться. Учителя считают, что имеют право на собственное мнение.

Но все говорили о том, что эта ситуация возникла не случайно. Может, правда, где‑то зрела. И это такая проверка для всех, как бывает на уроках – школьных, и жизненных.

…. В конце прошлой недели в Климовской средней школе прошла ещё одна проверка. Её организовали специалисты министерства образования и науки Архангельской области. В школе также побывал Сергей Котлов, областной министр образования и науки. Министр поговорил с учителями и родителями и отменил досрочные каникулы. С понедельника, 22 октября учителя вышли на работу, а ученики заполнили классы. В ближайшее время будет назначен директор. Школа снова в ожидании…

Сергей Котлов, министр образования и науки Архангельской области
– В первую очередь было необходимо нормализовать образовательный процесс, чтобы дети смогли своевременно завершить учебную четверть. Противоречий в педагогическом коллективе нет, все учителя готовы продолжать работу в Климовской школе. В ближайшие дни муниципальные власти должны назначить директора в это учебное заведение.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО