14.03.2015 08:17

Живописцы, опалённые войной

23 февраля, в День защитника Отечества, в краеведческом музее открылась выставка работ художников  Архангельской области – участников и ветеранов  Великой Отечественной войны. 

Одновременно вышел  в свет альбом «Опалённые войной», рассказывающий  об этих художниках. Создание выставки и издание  альбома – результат взаимодействия государственного музея и социально ответственного бизнеса  (компании, которой руководят Валентина Синицкая и  Анатолий Назаров).

В предисловии к альбому «Опалённые войной»  его редакторы и составители Валентина Синицкая и  Анатолий Назаров пишут,  что его выходу в свет предшествовала большая исследовательская работа, очень  интересная и трудная. Авторы статей о художниках  работали в государственном  архиве Архангельской области, в библиотеке имени  Добролюбова, встречались  с родными и близкими живописцев.

В 1985 году, к 40-летию  Победы издательство «Советский художник» планировало издание альбома «Навечно в памяти» о  художниках Советского  Союза, не вернувшихся с  войны. Из Архангельской  области их было семеро:  четыре живописца и три  художника-оформителя…  

«Для альбома материал о  жизни и творчестве архангельских художников, погибших на войне, собрал  участник Великой Отечественной войны, заслуженный художник РСФСР, публицист Дмитрий Кузьмич  Ширяев. Он встречался с  родными художников, погибших на фронте, собрал  большое количество документов, но издание так и  не увидело свет… Остались  его статьи в газете «Правда  Севера» и неопубликованная рукопись «Художники  дальнего города». В альбом  «Опалённые войной» вошла  часть этого наследия Дмитрия Кузьмича, статьи известного журналиста Георгия Суфтина и скульптора  Валентина Михалёва».

В самом начале 1962 года Борис Семенович Пономарев, бывший Тогда редактором «Правды Севера», предложил мне,  работавшей в штате «Северного комсомольца», параллельно сотрудничать с  областной партийной газетой. Одной из первых моих  публикаций стал репортаж  «В мастерских архангельских художников». И вот  такое совпадение: о всех  героях моего репортажа –  В.А. Михалёве, И.С. Котове,  Д.К. Свешникове и Г.А. Семакове – рассказано в альбоме «Опалённые войной»…

Мое первое знакомство  с ними и их творениями проходило вскоре после того, как в Москве,  в просторном помещении  Манежа, закончила свою  работу Всесоюзная художественная выставка 1961  года. Архангелогородцам,  которым удалось побывать  там, было приятно увидеть,  что открывают осмотр выставки работы архангельского скульптора Валентина Андреевича Михалёва:  «Скульптурный портрет  североморца», скульптурные портреты Тыко Вылки,  подводника Грицая, скульптурная композиция «В  космос»…

И тогда, на Всесоюзной  выставке, и потом, в его  мастерской в Архангельске они привлекали своей  характерностью, жизненностью, своеобразной индивидуальной манерой. Недаром президент Академии  художеств Б.В.Иогансон,  рассказывая по радио о Всесоюзной выставке, назвал  произведения архангельского скульптора в числе  лучших. 

Архангельское отделение  Союза художников, созданное после войны, находилось на проспекте Советских космонавтов. Там же  размещались «знаменитые  и легендарные» художественные мастерские. И  сколько же ярких и очень  ярких творческих индивидуальностей собрал этот  дом под своей крышей… В  том своем репортаже хотелось мне полнее передать впечатление от работы таких не похожих друг  на друга художников, как  И.С.Котов, Д.К.Свешников  и Г.А.Семаков.

Уже с порога казалось,  что у Ивана Семёновича Котова празднично, весело и  модно. Это шло от огромного полотна, над которым он  трудился; оно так и называлось «Праздник песни».  Если в мастерской, где работал Котов, на стене висели  женские народные костюмы  (в них натурщицы позировали для центральных  фигур «Праздника песни»)  – то в мастерской Дмитрия  Константиновича Свешникова бросалась в глаза расшитая меховая малица и  другие предметы ненецкой  национальной одежды. Эта  малица была на той, чей  портрет был экспонирован  на Всесоюзной выставке в  Манеже. «Портрет ненецкой учительницы Тайборей»  привлекал внимание сочетанием внешней своеобразной  красоты с интеллектом и  одухотворенностью.

Про Геннадия Анатольевича Семакова товарищи-художники шутя говорили,  что на создание будущей  картины его вдохновили…  болгарские помидоры. Во  время неоднократных поездок на остров Колгуев  он не раз наблюдал, какое  это радостное, праздничное  событие для жителей Заполярья – прибытие большого  судна с Большой земли!  Этот момент он и собирался  изобразить в своей будущей  картине: как в небольшом  кунгасе помидоры торжественно переправляют с  парохода на берег, и эти  яркие посланцы солнечной  Болгарии весёлым контрастом выделяются на фоне сурового морского, заполярного  пейзажа.

С тех пор прошло более полувека… Никого уже нет в живых из той четверки,  с творчеством которых мне  посчастливилось познакомиться весной 1962-го.  Первым в 1989-м – ушел  И.С.Котов; за ним, в 1997-м  – Д.К.Свешников и в 1998-м  – В.А.Михалёв. Только  Г.А.Семакову удалось дожить до нового тысячелетия: день открытия выставки «Опалённые войной»  был ровно сороковым днем,  как его не стало.

Более поздние работы  четырех моих давних знакомых представлены и на  выставке в краеведческом  музее, и в альбоме «Опалённые войной». Они занимают достойное место  среди тридцати двух своих  собратьев по кисти и резцу.  

Теперь о другом. Губернатор Игорь Анатольевич  Орлов в своём приветственном слове к альбому написал: «…Читая биографии  наших северных художников и углубляясь в их  творчество, отмечаешь удивительную закономерность:  чем больше испытаний принесла художнику война,  тем светлее краски его картин, спокойнее пейзажи.  Наверное, эти величественные ледниковые просторы, уютные деревенские  улочки, мирные северные  пейзажи – как противовес  хаосу войны, разрухе и  человеческой боли».

Прекрасным примером,  подтверждающим эти слова, является биография  Алексея Яковлевича Румянцева. Автор очерка о  нём для альбома «Опалённые войной» – журналист,  писатель Николай Харитонов. Очерк называется  «Архангельский Павка  Корчагин»…

Один из восьми детей  ярославского слесаря швейных машинок «Зингер»,  выраставших в подвале, он  к десяти годам уже стал инвалидом по зрению: правый  глаз у него видел на 10 процентов. Это не помешало ему закончить Ярославское  художественное училище,  после чего он был направлен в Москву (ВХУТЕИН),  затем в Петроград, в Институт пролетарского искусства… «В 1932 году, 24 лет  от роду, молодой, полный  революционной романтики  художник, которому преподавали Кончаловский и Родионов, причалил к архангельскому берегу Северной  Двины… Между прочим,  в 30-е годы революционного века единственный в  Архангельске художник с  высшим образованием…»

Когда началась Великая  Отечественная, Алексей  Яковлевич, которого на  фронт не брали из-за плохого зрения, «умирал за  Родину дважды». Прошел  несколько кругов настоящего ада. Оборонные работы в мурманском Заполярье: отправляли в конце  августа на две недели, а  бросили на четыре месяца  до морозного полярного  декабря… В начале 1942-го,  после того, как он сумел  убедить медиков и его взяли на фронт стрелком пехоты – он был тяжело ранен  в боях под Ленинградом…  В 1943-м, по возвращении  в голодный Архангельск,  художник Румянцев преодолевает муки голода работой взахлёб… Таких испытаний с лихвой хватит  на всю оставшуюся жизнь.

А в результате – мирный  «Арктический пейзаж»,  «Новая Земля», «Берег  Литке», «Пролив Маточкин Шар», «Бухта Седова», портрет сказительницы Марфы Крюковой… Не  забыть бы, что Алексею  Яковлевичу Румянцеву мы  обязаны созданием отделения Союза архангельских  художников.

Слова: «…чем больше испытаний принесла художнику война, тем светлее  краски его картин, спокойнее пейзажи», в полной  мере относятся к такому,  полузабытому у нас художнику, как Валерий Александрович Антоновский. О  нем напомнил и рассказал в  своём коротком очерке для  альбома «Опалённые войной» Владимир Шапенков.  Очерк называется «Кавалер  ордена Славы», а короткий  он потому, что его автору,  несмотря на все старания,  удалось разузнать о своём  герое совсем немного.

Участник Великой Отечественной войны В.А. Антоновский родился в деревне  Алексеевской Вельского  района Архангельской области. Окончив семилетку  в родной деревне, приехал  в Архангельск и устроился  на работу в артель «Художник». Затем поступил в  Ярославское художественное училище, где учился в  1937–1938 годах. Переехал  в Ленинград, работал в художественных мастерских.  В марте 1941 года был призван на действительную  военную службу.

Войну он встретил телеграфистом 135-го отдельного гвардейского батальона  связи. В конце 1942 года  был награжден медалью  «За оборону Ленинграда».  А в начале июля 1944 года  гвардии рядовой Валерий  Антоновский был награжден орденом Славы третьей  степени.

Владимир Шапенков  приводит строки из наградного листа: «28 июня 1944  года, в момент наступления наших войск, группы  бомбардировщиков противника сделали несколько  налетов на боевые порядки  пехоты, нарушив всякую  связь. Гвардии рядовой  Антоновский, не обращая  внимания на бомбежку  с воздуха и минометный  огонь противника, вышел  на линию и через 7 минут  восстановил связь. Связью  немедленно воспользовался  командир 64-й Гвардейской  дивизии, имея возможность  через 63-ю Гвардейскую  дивизию доложить обстановку командиру корпуса,  а также получить от него  указания. В продолжение  последующих четырех налетов авиации противника  гвардии рядовой Антоновский, будучи сильно контужен, оставался на боевом  посту, на линии, обеспечивая устойчивую связь».

После демобилизации  Валерий Александрович  вернулся в Архангельск,  работал в Художественном  фонде, был принят в члены  Архангельского отделения  Союза художников СССР…

А фотографии с трех его  картин, представленные в  альбоме «Опалённые войной», называются так:  «Плоты тянут», «Северная Двина» и «Плоты на  Двине». Замечательные,  на мой взгляд, картины –  от них так и веет миром и  тишиной.

Владимир Шапенков заканчивает свой очерк так:  «В заключение хотелось бы  с горечью отметить, что я  не знаю дату смерти героя  войны и художника и его  судьбу после 1960-х годов.

Он уезжает из Архангельска, и след его теряется».

Ну, а вдруг он не умер, а  жив до сих пор? Ведь 28 января следующего, 2016 года  Валерию Александровичу  Антоновскому исполнилось  бы 95 лет – люди живут и  дольше. Очень хочется в это  поверить… Может, кто-то  из наших читателей знает о  дальнейшей судьбе художника? Большая просьба:  сообщите об этом нам, в  «Правду Севера».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ. Фото из альбома  «Опалённые войной».