06.02.2021 13:24

В Архангельской области открыта «горячая линия» для получателей социальных услуг

Lori (c)

Информационная и юридическая поддержка северян – часть нового проекта регионального Союза общественных объединений инвалидов, который называется «Союз – ресурсный центр для НКО – поставщиков социальных услуг»

Проект стал победителем конкурса президентских грантов 2021 года.

Обратиться на «горячую линию», получить бесплатную юридическую консультацию, связанную с социальным обслуживанием, с 1 февраля может любой желающий. Для этого надо зайти на сайт союза sousnko.ru и заполнить бланк заявления.

Елена Шинкарёва– Свыше 100 тысяч жителей Архангельской области официально являются инвалидами, – говорит Елена Шинкарёва, председатель союза, – северян с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями ещё больше. Многие нуждаются в социальных услугах, но не имеют информации – где, как и какие услуги можно получить? При этом ситуации необязательно связаны с инвалидностью. Например, сломал человек ногу и на какое‑то время оказался обездвижен – в этом случае у него тоже есть право на получение социальных услуг. Получить услуги можно как у государственных, так и у негосударственных поставщиков – каждый сам делает выбор.

По словам Елены Шинкарёвой, новый проект, по сути, продолжение проекта, над которым в союзе начали работать ещё два года назад. Тогда это тоже была победа в конкурсе президентских грантов – союз помогал НКО входить в реестр поставщиков социальных услуг.

Отличие нового проекта в том, что ориентирован он не только на поддержку некоммерческих организаций, но и на самих получателей социальных услуг.

– Соединить между собой поставщиков и получателей – одна из основных идей проекта, – подчёркивает Елена Шинкарёва. – И если изначально была идея – помогать тем поставщикам услуг, кто ещё не успел войти в реестр, то потом мы поняли – у тех, кто уже в реестре, вопросов не меньше.

Социально ориентированные НКО, к сожалению, не всегда обладают юридическими и информационными ресурсами для обеспечения своей деятельности – сил, знаний не хватает. Им требуется сопровождение, помощь, чтобы закрепиться и стать полноправными участниками системы социального обслуживания.

– Ресурсный центр, который появится в рамках нового проекта, поможет НКО организовать работу и по взаимодействию с органами власти?

– Безусловно. Недавний пример – в декабре постановлением регионального правительства была введена единоразовая выплата социальным работникам, работавшим с получателями социальных услуг, у которых выявлен ковид. Но в этом списке не оказалось негосударственных поставщиков социальных услуг.

Возможно, социальных НКО просто не так много, и голос одной небольшой организации не слышен. Но это нарушает принцип равенства. Если мы часть системы социального обслуживания, то почему наши социальные работники не могут получать государственную поддержку? Кто защитит НКО? В нашем случае – Ассоциация негосударственных поставщиков социальных услуг.

Суть работы ассоциации – иметь возможность влиять на то, что происходит в области, помочь НКО сделать себя слышимыми и видимыми.

Союз написал обращение в правительство. Нас действительно услышали – дано поручение минтруду разобраться в ситуации.

– А много ли таких социальных работников оказалось без выплат?

– Немного, до десятка человек. В принципе, дело даже не в деньгах, хотя 15 тысяч рублей – сумма существенная, а в том, чтобы проявить равное отношение – ведь поставщики социальных услуг, как государственные, так и негосударственные, делают общее дело.

– Негосударственные поставщики ещё и работают, как правило, с особыми социальными группами и в особых условиях.

– Именно так. Например, комплексные центры социального обслуживания чаще расположены в городах области. А у негосударственных поставщиков и НКО – огромное поле для деятельности в глубинке, куда сотрудникам государственных учреждений сложно добраться.

Яркий пример – Лешуконский район с отдалёнными деревнями. Работает там индивидуальный предприниматель Юлия Данильченко – активный член нашей ассоциации. То, что она делает, – спасение для многих бабушек и дедушек.

И таких примеров много. Кто наколет бабушке дрова? Благодаря поддержке негосударственных поставщиков, пожилые люди в маленьких посёлках могут оставаться дома, а не переезжать в интернаты. Соцработник принесёт воды, наколет дров, снег почистит.

Кстати, в стандартах социального обслуживания нет такой услуги, как уборка снега, – наши социальные работники делают это бесплатно.

– Какие ещё проблемы чаще всего возникают у негосударственных поставщиков социальных услуг?

– Вопросы, связанные с бухгалтерией, с формированием отчётности, – это трудности, с которыми НКО сложно справляться, по крайней мере, на начальном этапе. Есть и вопросы, связанные с защитой интересов самих получателей услуг.

Существует определённая процедура – человек должен быть признан нуждающимся в социальных услугах, должна быть составлена индивидуальная программа. Но решения эти, что тоже не очень справедливо, принимают только государственные учреждения – негосударственные поставщики не имеют такого права. И вот негосударственный поставщик жалуется – получатели услуг пошли оформлять индивидуальную программу, а им отказали. Возникли какие‑то препятствия – не хватило справки или ещё чего‑то. Помогаем, разбираемся вместе.

– Если сравнить ситуацию за последние годы – негосударственных поставщиков социальных услуг всё‑таки стало больше?

– Самой первой организацией из НКО, вошедшей в реестр в 2015 году, стало региональное отделение ВОГ. Затем присоединилась региональная общественная организация инвалидов «Надежда». Сейчас в реестре уже 17 организаций. И появляются новые желающие.

В этом году, при финансовой поддержке центра «Гарант», мы улучшили методическое пособие по вхождению в реестр поставщиков – сделали его более развёрнутым, обновили в соответствии с новой нормативной базой. Сейчас есть все инструменты, чтобы помочь поставщикам найти свой путь.

Для НКО это важно ещё и потому, что организации нужны постоянные и стабильные источники финансирования. Гранты – периодическая помощь. Неизвестно, получишь ты следующий грант на свой проект или нет, а включение в систему социального обслуживания даёт возможность регулярно получать бюджетную поддержку. Мы также планируем в рамках проекта выпустить памятку для получателей социальных услуг и ролик-презентацию о социальном обслуживании. Вся информация будет также размещена на сайте союза.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ