28.03.2019 09:36

Одна школа не справится

Фото Павла Кононова

В Архангельске обсудили, как перенастроить систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учётом трагедий 2018 года

Нет детей, которых невозможно перевоспитать. Есть взрослые люди, которые не захотели это сделать. Этот лейтмотив стал ключевым в рамках заседания круглого стола профильного комитета Государственной думы, которое состоялось в Архангельске 22 марта. Среди участников – члены комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина, Оксана Пушкина, Депутат Государственной Думы Оксана Пушкина считает, что пришло время поменять взгляд на школьное воспитаниеВалентина Миронова и Василина Кулиева, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, уполномоченные по правам ребёнка Северо-Запада, руководители и специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных организаций. Основная задача – обсудить вопросы межведомственного взаимодействия и профилактической работы с несовершеннолетними, совершенствования законодательства в этой сфере, реализации концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года.

Татьяна Синюгина– Трагические события, которые произошли в 2018 году в наших образовательных организациях, заставили нас совершенно иначе посмотреть на то, как организована профилактическая работа в нашей образовательной системе, – сказала Татьяна Синюгина. – Сегодня очевидно, что те методики профилактики и работы с детьми, которые применялись ранее, устарели, а разговоры и беседы не дают нужного результата. Дети нас не слышат, потому что сегодня они совершенно иначе воспринимают информацию. Из дружбы во дворе дети перешли в дружбу виртуальную, и кто у них в друзьях, с кем они ведут дискуссию, нам сегодня неведомо. При этом важно понимать, что не только система образования может и должна решать эти проблемы – это проблема межведомственная. И одна школа с ней никогда не справится. Поэтому необходимо перенастроить всю систему профилактики.

Интересы ребёнка

По мнению участников круглого стола, первое, что необходимо сделать, – это привести в соответствие современным требованиям нормативно-правовую базу и функционал всех учреждений, которые встроены в эту систему. Например, комиссии по делам несовершеннолетних сегодня работают по методикам, принятым в 1995 году, а в ряде других учреждений до сих пор действуют регламенты 60‑х годов прошлого века. Во-вторых, это наладить оперативное межведомственное взаимодействие и выстроить его так, чтобы в центре внимания были интересы ребёнка, а не формальное выполнение требований.

– Подрались в школе третьеклас­сники, на комиссии по делам несовершеннолетних этот случай рассмотрели, вынесли предупреждение, – рассказывает Нелли Струтинская, уполномоченный при главе Республики Коми по правам ребёнка. – Дети давно помирились, семья жила спокойно, а потом родители узнают, что ребёнок был поставлен на учёт в подразделении по делам несовершеннолетних системы МВД. Они просто обязаны это сделать. Для любого родителя важно будущее ребёнка, а этот статус – «стоит на учёте в ПДН» – может полностью перечеркнуть некоторые жизненные планы родителей и ребёнка. Если мы говорим, что в центре нашего внимания – ребёнок, то мы все должны работать в его интересах. Подобные ситуации не редкость, а выходов из них пока нет.

Игорь АндреечевСреди нерешённых проблем межведомственного взаимодействия есть и межрегиональные, и те, что необходимо отрегулировать на законодательном уровне. По словам Игоря Андреечева, директора правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области, это, например, вопросы привлечения в полном объёме к ответственности бизнеса.

– Недавно в социальной сети был выложен ролик, где несовершеннолетняя девочка в полураздетом состоянии находится в ночном клубе в Котласе, – сказал он. – Это стало предметом достояния широкой публики. Помимо школы, семьи, ответственность должны нести предприниматели, которые допустили присутствие подростка в заведении. Но привлечь их мы не можем.

Ещё одна проблема, озвученная представителями Ленинградской области, касается ответственности за детей, находящихся на учёбе в других регионах. Если несовершеннолетнего выявили в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то работать с ним можно только с согласия родителей и законных представителей, которые далеко.

По словам Татьяны Синюгиной, вопрос о разработке закрытого перечня случаев, когда с подростками можно работать без согласия родителей или законных представителей, неоднократно рассматривался, но поддержки так и не нашёл.

– Это данность, хотя, на мой взгляд, это неправильно, – сказала Татьяна Синюгина. – Потому что это может сохранить жизнь и здоровье не только конкретного ребёнка, но и других детей. Все помним трагедию, которая произошла в Перми в январе 2018 года. Родители ребёнка, который напал на школьников, имея заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии – прим. ред.) для организации особого образовательного маршрута, нигде никогда его не показывали. В итоге случилась трагедия. Родители всё скрывали, а у школы не было информации, чтобы организовать процесс обучения по‑другому.

Не на все руки мастер

На заседании не раз подчёркивалось, что школа – это лишь один из элементов системы профилактики, а не единственный.

– Учитель-предметник – не на все руки мастер, – отметила Татьяна Синюгина. – Он не должен выполнять функции социального работника, которые на него возложены сегодня. Для этого есть психолог и социальный педагог, которые отвечают за воспитание и индивидуальную профилактическую работу. Другое дело, что эти специалисты должны отвечать современным требованиям и обладать иными компетенциями. Раньше в вузах не учили, как работать в виртуальном мире, как выявлять элементы агрессии и самое главное – что делать дальше.

На одного психолога – 500 детей

После трагедий в образовательных учреждениях 2018 года на уровне федерального центра такие рекомендации для педагогов и психологов были разработаны и разосланы. Но вот только проблема в том, что зачастую эти вакансии в школах не закрыты. По словам Евгения Сильянова, директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, в целом по Северо-Западному округу проблема тяжёлая. Кадровый дефицит подтверждает и министр образования и науки Архангельской области Сергей Котлов.

Сергей Котлов– В школах региона на одного педагога-психолога приходится 500–600 детей, – отметил он. – В ряде учреждений есть открытые вакансии. Без наличия специалистов проводить профилактические мероприятия достаточно сложно. Мы сегодня на базе центра «Надежда» создаём структуру психологов, которые при необходимости будут выезжать в муниципальные образования. Но необходимо системное решение.

По мнению министра, одна из причин дефицита кадров – низкая оплата труда. Эта категория специалистов не попала под майские указы президента. А без финансовой поддержки выстроить качественную и результативную систему будет сложно.

В ходе круглого стола участники заседания также предложили включить в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения культуры и спорта, рассмотреть возможность создания на базе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа групп дневного пребывания для подростков, пересмотреть размер штрафов за зацеперство и многое другое. Завершением мероприятия стало посещение Архангельской воспитательной колонии.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА