Причины многих проблем взрослого человека таятся в его детстве. Переживания первых лет жизни во многом определяют нашу судьбу. Это правило справедливо и в отношении обращения с деньгами.
Лично в моем детстве денег практически не было. Не в том плане, что мы жили бедно, а в том, что я очень смутно представлял, как связаны между собой работа родителей, магазины и новые игрушки. Возможно, именно поэтому основы личной финансовой безопасности и семейной экономики мне приходилось изучать на собственном опыте, набивая шишки и совершая хрестоматийные ошибки.
Фото Николая ГернетаУже будучи взрослым, я не раз слышал в магазинах классический диалог:
– Мама, купи машинку!
– У меня нет денег.
– Но ведь на еду у тебя деньги есть! Почему ты мне не купишь машинку?
Очевидно, что ребенку не разъяснили целый ряд ключевых понятий, которые уже в самом ближайшем будущем будут играть в его жизни очень важную роль. И хорошо бы, чтобы детская наивность и эгоистичное «хочу!» не привели к большим взрослым проблемам.
Мнение папы
Не хочу выступать в роли семейного психолога, просто поделюсь личным опытом воспитания. Со своей дочерью о деньгах я впервые заговорил, когда ей было пять лет. К слову, психологи считают, что ребенок готов к восприятию такой информации уже с трех лет.
После нескольких вопросов с ее стороны о том, что такое деньги и почему мы не можем себе позволить какие-то развлечения прямо сейчас, я решил поиграть с ней в игру. Нарисовал бумажные деньги – десять бумажек с цифрой «1». И сказал – это тебе деньги на день. В соответствии с прейскурантом обед стоил три денежки, проезд на автобусе – одну денежку, развлечение или угощение – две денежки.
Мне даже не пришлось ничего объяснять. Ребенок сразу понял, что иногда лучше пройтись пешком и потратить сэкономленные деньги на чтото другое, что без обеда не обойтись и что в итоге на развлечения и угощения остается не так уж много.
Советы из практики
А теперь – несколько рекомендаций психологов по воспитанию правильного отношения к деньгам:
– не избегайте разговоров о деньгах с детьми, но и не акцентируйте на них внимание;
– отправляясь с ребенком в магазин, обсуждайте, сколько денег у вас есть и что вы на эту сумму сможете купить;
– выслушивайте предложения ребенка, не торопитесь сказать категорическое: «Денег нет». Терпеливо объясняйте причину отказа;
– первые «карманные» деньги лучше всего начинать давать с первого класса дважды в неделю; – желательно, чтобы сумма «карманных денег» была фиксированной;
– не стоит платить ребенку за выполнение домашних обязанностей. Это именно обязанность, а не оплачиваемый труд;
– учитесь вместе с ребенком считать в уме, чтобы конечная сумма чека не была для вас неприятным сюрпризом.
Материал подготовлен в рамках программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области в 2014–2019 годах».