30.04.2015 06:02

Деньги и дети

Причины многих проблем взрослого человека таятся в его  детстве. Переживания  первых лет жизни во  многом определяют  нашу судьбу. Это правило справедливо и в  отношении обращения  с деньгами.

Лично в моем детстве денег практически не  было. Не в том плане,  что мы жили бедно, а в  том, что я очень смутно  представлял, как связаны  между собой работа родителей, магазины и новые игрушки. Возможно,  именно поэтому основы  личной финансовой безопасности и семейной экономики мне приходилось  изучать на собственном  опыте, набивая шишки и  совершая хрестоматийные  ошибки.

Фото Николая ГернетаУже будучи взрослым,  я не раз слышал в магазинах классический диалог:

 – Мама, купи машинку!

– У меня нет денег.

– Но ведь на еду у тебя  деньги есть! Почему ты  мне не купишь машинку?

Очевидно, что ребенку  не разъяснили целый ряд  ключевых понятий, которые уже в самом ближайшем будущем будут играть  в его жизни очень важную  роль. И хорошо бы, чтобы  детская наивность и эгоистичное «хочу!» не привели к большим взрослым  проблемам.

Мнение папы

Не хочу выступать в  роли семейного психолога, просто поделюсь личным опытом воспитания.  Со своей дочерью о деньгах я впервые заговорил,  когда ей было пять лет.  К слову, психологи считают, что ребенок готов к  восприятию такой информации уже с трех лет.

После нескольких вопросов с ее стороны о том,  что такое деньги и почему мы не можем себе  позволить какие-то развлечения прямо сейчас,  я решил поиграть с ней в  игру. Нарисовал бумажные деньги – десять бумажек с цифрой «1». И  сказал – это тебе деньги  на день. В соответствии с  прейскурантом обед стоил  три денежки, проезд на  автобусе – одну денежку,  развлечение или угощение  – две денежки.

Мне даже не пришлось  ничего объяснять. Ребенок сразу понял, что  иногда лучше пройтись  пешком и потратить сэкономленные деньги на чтото другое, что без обеда не  обойтись и что в итоге на  развлечения и угощения  остается не так уж много.

Советы  из практики

А теперь – несколько  рекомендаций психологов  по воспитанию правильного отношения к деньгам:

 – не избегайте разговоров о деньгах с детьми, но  и не акцентируйте на них  внимание;

– отправляясь с ребенком в магазин, обсуждайте, сколько денег у вас  есть и что вы на эту сумму  сможете купить;

– выслушивайте предложения ребенка, не торопитесь сказать категорическое: «Денег нет».  Терпеливо объясняйте  причину отказа;

 – первые «карманные»  деньги лучше всего начинать давать с первого  класса дважды в неделю; – желательно, чтобы  сумма «карманных денег»  была фиксированной;

 – не стоит платить ребенку за выполнение домашних обязанностей. Это  именно обязанность, а не  оплачиваемый труд;

 – учитесь вместе с ребенком считать в уме, чтобы конечная сумма чека  не была для вас неприятным сюрпризом.

Материал подготовлен в рамках программы  «Повышение уровня финансовой грамотности  населения и развитие  финансового образования  в Архангельской области  в 2014–2019 годах».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег ВОРОНЦОВ