В Севгидромет пришло распоряжение – подготовить план утилизации судна «Михаил Сомов»

4 сентября 18:14 Море
«Михаил Сомов»
«Михаил Сомов»

Понедельник – день тяжелый. Но никто не ожидал настолько негативной новости в начале рабочей недели. Впрочем, такого вообще не ждали.

В Северное управление гидрометеослужбы из центрального офиса «Росгидромета» пришло распоряжение – в срок до 25 сентября подготовить план мероприятий по УТИЛИЗАЦИИ научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Других вариантов по использованию орденоносного заслуженного судна – арктического снабженца, скорее всего, не рассматривается.

По неофициальным данным, зимний ремонт 2018 года может обойтись НЭС «Михаил Сомов» в 160 миллионов рублей. Дорого! И потому всерьез рассматривается вопрос о замене старого, отслужившего своей век дизель-электрохода, новым. Работу по обеспечению полярных станций Северного ледовитого океана с успехом может выполнять другое научно-экспедиционное судно – «Академик Трешников». Его порт приписки – Санкт-Петербург, принадлежит судно Арктическому-Антарктическому научно-исследовательского институту.

PS: И все-таки, «Михаила Сомова» при той судьбе, которая ему приготовлена, жалко. Для Советской науки, для Российской Арктики им сделано очень много. Даже в моей довольно заурядной биографии есть две яркие строчки, где «Михаил Сомов» – главное действующее лицо. В 2000 году – участие в экспедиции Академии наук «Севморпуть», которая проверила состояние полярных станций Арктики после фактически двадцатилетнего забвения. В 2010 году – участие в снабженческом рейсе, когда впервые в истории за одну навигацию был дважды пройден путь от Карских Ворот до острова Врангеля, не просто пройден – «Михаил Сомов» тогда обеспечил необходимым 40 полярных станций.

*********

Наша справка

Всем, кто хотя бы раз побывал в полярных широтах (как в северных, так и в южных), имя Михаила Сомова хорошо известно. Ветераны арктических и антарктических экспедиций помнят человека, полярного исследователя. Еще в далеком 1938 году молодой специалист-гидрометеоролог принял участие в первом походе судов по Северному морскому пути. И с тех пор «заболел» Арктикой. Высокие широты стали местом его работы, научной лабораторией. В составе экспедиций он бывал на Северном полюсе, на островах ледовитого океана, на ледокольных пароходах. Во время войны Михаил Сомов занимался ледовой разведкой – составлял карты, облегчающие плавание караванов судов. В 1950 году океанограф Сомов возглавил дрейфующую научную станцию «Северный полюс-2». А в 1955-м, когда впервые в истории советские научные суда «Обь» и «Лена» отправились к берегам Антарктиды, руководителем экспедиции был назначен доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.

В 1973 году Михаила Михайловича не стало. Академия Наук обратилась в правительство с просьбой увековечить имя ученого. Научно-экспедиционное судно, построенное в Херсоне, получило название «Михаил Сомов». Однотипные дизель-электроходы усиленного ледового класса серии «Амгуэма» специально проектировались для плавания во льдах. При мощности двигателя в 8200 лошадиных сил, при толщине носовой части 44 сантиметра «Михаил Сомов» легко мог преодолевать метровый лед. На судне могли разместиться до полутора сотен человек – экипаж и экспедиция. 8 июля 1975 года на нем в торжественной обстановке был поднят флаг Союза ССР. В сентябре того же года дизель-электроход прибыл в Ленинград, где его передали судовладельцу – НИИ Арктики и Антарктики.

В порту приписки «Михаилу Сомову» приходилось бывать не часто. Место его работы – полярные воды. 21 раз ему довелось участвовать в Антарктических экспедициях. В 1982 году на суде прошло переоборудование: замена дизелей, укрепление корпуса, модернизация лабораторий. В 1985 году весь мир узнал о его ледовом дрейфе возле берегов шестого континента. Зажатый между обломками айсберга «Михаил Сомов» не раз рисковал быть раздавленным и затонуть. Экипаж не покинул судно, сумел выбраться из ледового плена. Вернувшись в родной порт, многие моряки получили правительственные награды. НИС «Михаил Сомов» был награжден орденом Трудового Красного знамени.

На постоянное «место жительства» к нам на Север дизель-электроход пришел в 2000-м году. По решению главного управления гидрометеослужбы судно было передано Северному управлению ГМС, портом приписки его стал Архангельск. В том же году впервые после двадцатилетнего перерыва на борту «Михаила Сомова» в Арктику отправилась научная экспедиция. С той поры плавание во льдах Карского и Баренцева морей с научными работниками институтов стали регулярными. Выполняет научное судно и грузовые рейсы. Но главной его задачей остается снабжение полярных метеостанций всем необходимым. Ежегодно в летние месяцы «Михаил Сомов», приняв в трюмы контейнеры с продуктами, пакеты стройматериалов, бочки с дизельным топливом, отправляется к островам арктических морей. И потому нынешние полярники, как и много-много лет назад их предшественники, тоже знакомы с Михаилом Сомовым.

Владимир СОКОЛОВ

Общество

24 ноября

Севе­рян приг­лаша­ют напи­сать Все­рос­сийс­кий геог­рафи­чес­кий диктант

24 ноября

Архан­гель­ский фон­тан обе­ща­ют отрес­тав­риро­вать и уста­новить к 2019 году

24 ноября

Стали известны победи­тели регио­наль­ного кон­курса «Вос­питать человека»

23 ноября

На речных пере­пра­вах Архан­гель­ска начи­на­ют рабо­ту буксиры

23 ноября

Газе­та «Прав­да Севе­ра» стала лау­ре­атом глав­ной област­ной общест­вен­ной наг­рады «Дос­то­яние Севера»

23 ноября

Архан­гель­ская область полу­чит допол­нитель­ные сред­ства на рас­селе­ние ава­рий­ного жилья в 2018 году

23 ноября

Стали известны имена победи­те­лей глав­ной регио­наль­ной общест­вен­ной наг­рады «Дос­то­яние Севера»

23 ноября

В Архан­гель­ске наг­ради­ли победи­те­лей кон­курса «Луч­ший урок письма»

23 ноября

В Помор­ской филар­мо­нии стар­това­ла бла­гот­вори­тель­ная акция «Подари Рож­дество детям»

23 ноября

32 областные общест­вен­ные органи­за­ции выиг­рали 45 мил­ли­онов рублей

23 ноября

В Пер­вой город­ской боль­нице Архан­гель­ска стали про­водить опе­ра­ции по вос­ста­нов­ле­нию нор­маль­ного ритма сердца

22 ноября

Про­дол­жа­ет­ся прием заявок на учас­тие в сту­ден­чес­кой олим­пи­аде «Я – про­фес­си­онал»

22 ноября

Экспе­рты обсужда­ют в Архан­гель­ске особо охраня­емые при­род­ные тер­рито­рии

22 ноября

На соис­ка­ние наг­рады «Дос­то­яние Севе­ра-2017» выдви­нут 51 номинант

22 ноября

«Вод­ник» про­иг­рал хаба­ровс­ко­му «СКА-Неф­тяни­ку» с круп­ным счетом

Похожие материалы

23 ноября Общество

На речных пере­пра­вах Архан­гель­ска начи­на­ют рабо­ту буксиры

15 ноября Общество

Иван Лан­дин – герой осво­ения Аркти­ки, дав­ший в 1933 году остро­ву имя газе­ты «Прав­да Севера»

20 октября Общество

Спа­са­те­ли пре­дуп­режда­ют: в Архан­гель­ской области в выход­ные выход на воду опасен

5 сентября Общество

Над­еем­ся, что судь­ба «Миха­ила Сомо­ва» будет счаст­ли­вее, чем участь «Ермака», «Геор­гия Седо­ва» и «Оби»

4 сентября Общество

В Сев­гидро­мет приш­ло рас­поря­же­ние – под­гото­вить план ути­ли­за­ции судна «Миха­ил Сомов»

19 августа Общество

Аркти­чес­кий Алек­сандр Матросов

18 августа Общество

Ста­рей­ший дизель-элект­ро­ход Рос­сийско­го науч­ного флота «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» при­был в Архан­гельск

16 августа Общество

Яхта «Апос­тол Андрей», искав­шая следы экспе­ди­ции Вла­ди­ми­ра Руса­нова, вер­нулась в Архан­гельск

7 августа Общество

Задачу мира четы­рёх веков решили россияне

5 августа Общество

Топ­ливо из Архан­гель­ска везут даже на Чукотку

18 июля Общество

Турис­тич­ес­кий сезон на Солов­ках в разгаре

8 июля Общество

Аркти­чес­кий пла­ву­чий уни­вер­си­тет отпра­вил­ся из Архан­гель­ска в оче­ред­ную экспе­ди­цию