15.11.2017 07:09

Иван Ландин - герой освоения Арктики, давший в 1933 году острову имя газеты «Правда Севера»

Почётный полярник Зиновий Каневский писал о людях, имена которых есть лишь на крупномасштабных картах: «Подавляющему большинству из нас эти имена не говорят ничего.
Р. Л. Самойлович, директор Всесоюзного арктического института (третий справа в нижнем ряду) с соратниками. Иван Ландин – третий справа в верхнем ряду
И только ты, страна полей, Предпочитаешь сдуру Делам своих богатырей Их содранную шкуру Николай Панченко (1949 г.)

Об этих людях пишут редко. Но в еще не написанной тысячетомной истории Арктики им по праву принадлежат 999 томов!» Одно из таких имен – Иван Алексеевич Ландин – герой освоения Арктики, давший в 1933 году острову имя газеты «Правда Севера»

Факты по крупицам

В книге Сергея Попова и Владилена Троицкого «Топонимика морей Советской Арктики» читаем: «Правда Севера – остров в бухте Воскресенского. Назвал в 1933 году И. А. Ландин в честь Архангельской областной газеты «Правда Севера», нештатным корреспондентом которой он был в период работ Западно-Таймырской экспедиции».

Ищу в той же книге, а нет ли объектов в Арктике, названных именем самого Ландина. Увы, нет. Листаю прекрасную книгу почетного полярника Георгия Паруйровича Аветисова «Имена на карте Арктики», изданную в 2009 году. О Ландине в ней уже есть короткая справка.

Иван Алексеевич ЛандинЛётчик, участник Гражданской войны Иван Алексеевич Ландин, родился в городе Покров Московской области. За свои боевые заслуги в 1920 и 1921 годах был награждён орденом Красного Знамени и почётным оружием. Через десять лет Ландин уже был начальником Северо-восточной полярной экспедиции «Аэрофлота», занимавшейся обследованием авиатрасс от мыса Дежнева до Тикси. В 1933 году он руководил Западно-Таймырской экспедицией Управления полярной авиации Главсевморпути. 15 марта 1937 года Ландин арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации, 11 января 1938 года – приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу и в тот же день убит. Спустя почти 20 лет Военная коллегия Верховного суда СССР И. А. Ландина реабилитировала. А через 16 лет его именем был назван пролив в Карском море, отделяющий острова Каминского от материка.

Сразу оговоримся: слово «почетное оружие» закрепилось за «почётным революционным оружием». Так называют особые награды 1919–1930‑го годов, которыми отметили всего 21 человека из командиров высшего военного звена (в том числе двух человек – дважды). Это 21 шашка с изображением ордена Красного Знамени на эфесе и 2 нагана со знаком ордена на рукоятке. Ландина среди них никогда не было. Скорее всего, Аветисов имел в виду наградное именное оружие, как наган Сухова в «Белом солнце пустыни».

У этой справки Аветисова счастливая судьба. Помещённая на форуме «Полярная почта», она пополнилась новыми фактами биографии Ландина, которые сообщали и россияне, и жители других стран. Например, Борис Максимаджи из Никарагуа, назвавшийся племянником Ландина. Но даже и те крупицы биографии Ивана Алексеевича, что стали известны сегодня, позволяют считать его героем и Гражданской войны, и освоения Арктики!

Дважды кавалер

В 1926 году Воениздат выпустил «Сборник лиц, награждённых орденом Красного Знамени и Почётным революционным оружием». Из него узнаём, что Ландин удостоен сразу двух орденов Красного Знамени!

В сборнике находим лишь 308 фамилий кавалеров двух орденов Красного Знамени: двадцатичетырёхлетний Иван Ландин среди них! В их числе также и Александр Пархоменко, и одногодка Ландина Виталий Примаков, не проигравший ни одного из своих 60‑ти сражений, и будущие генералы армии Ока Городовиков и Иосиф Апанасенко, и семь будущих Маршалов Советского Союза: Семён Будённый, Климент Ворошилов, Василий Блюхер, Григорий Кулик, Семён Тимошенко, Константин Рокоссовский и Василий Чуйков! Прекрасное начало биографии, не правда ли?

Первый раз Ландина наградили в 1921 году, второй – в 1922‑м. За какие же подвиги? На сайте «Полярная почта» есть выдержка из книги Семёна Федосеева «Пулемёты русской армии в бою», цитирующая приказ о награждении Ландина: «В 1920 году 53‑й Туркестанский автоброневой отряд участвовал в штурме крепости Старой Бухары. 1 сентября бронеавтомобиль командира отряда И. А. Ландина скрытно подъехал к стенам крепости и «ураганным огнём из оружия и пулемётов обстреливал в упор ворота и бойницы, чем не давал врагу перейти в контратаку; прикрыл выезд тяжёлых батарей на передовую позицию и значительно облегчил подход к крепости нашим стрелковым частям».

От Архангельска до Чукотки

В период до 30‑х годов информации о работе Ландина не найдено. Встретилось лишь упоминание, что в 1930 году он руководил экспедицией Гражданского воздушного флота (ГВФ) на Камчатке. 15 мая 1931 года в печати появилась информация, что ГВФ организует двухлетнюю экспедицию по изучению северных окраин СССР – от Архангельска до Чукотки – для выбора мест посадок гидросамолетов. Общее руководство возлагалось на «заслуженного лётчика товарища Слепнёва» (20 апреля 1934 года он войдёт в семёрку первых Героев Советского Союза). Руководить одним из трёх отрядов этой комплексной экспедиции поручили Ландину. Значит, он и в области авиации имел уже к тому времени большой авторитет. Ведь участок, отведённый его отряду, был едва ли не самым трудным: от залива Лаврентия на Чукотке до устья Лены. Этот отряд и получил название «Северо-восточной полярной экспедиции «Аэрофлота». Ему поручалось изучить 90–100 пунктов побережья.

Об итогах первого года работы этой экспедиции Е. В. Алтунин в книге «Крылья Севера» написал, что на основании 54‑дневного похода «были составлены авиакарта и авиалоция побережья от мыса Дежнёва до устья Колымы и дано его геологическое описание, составлено «Руководство к плаванию маломерных судов вдоль побережья Восточно-Сибирского моря» и разработан проект строительства Восточно-полярной авиалинии».

Впечатления от второго года работ экспедиции оставил выдающийся полярник Владимир Визе в книге о походе «Сибирякова» в 1932 году. «У Ляховской станции мы встретились с экспедицией «Аэрофлота» под начальством И. А. Ландина. Экспедиция имела в своём распоряжении моторный бот «Пионер» грузоподъёмностью 16 тонн. На этом судёнышке уместилась экспедиция в составе 9 человек. Люди ютились в такой тесноте, что приходилось удивляться, как они умудрялись работать. Между тем работа экспедицией на «Пионере» была выполнена весьма основательная».

Поразительно, но на «Пионере», где едва размещались 9 исследователей, и на вельботе «Сокол» экспедицией Ландина было спасено и доставлено в Якутск 62 человека с погибших при шторме у мыса Буорхая пароходов «Лена» и «Эстафета». Сообщил об этом в июне 2014 года на форуме «Полярная почта» исследователь Адольф Милованов. Он же рассказал, что в Российском государственном архиве экономики обнаружил ходатайства в Президиум ВЦИК от руководства ГВФ и Якутской АССР о награждении участников экспедиции Ландина орденами. Внял ли ВЦИК этим ходатайствам – ещё предстоит выяснить, но то, что работа экспедицией Ландина в 1931–1932 годах была выполнена колоссальная, несмотря на тяжелейшие условия, делает и эту страницу истории освоения Арктики тоже одной из героических!

Арктические открытия западно-таймырской экспедиции

С созданием Главсевморпути Ландина приняли в Управление полярной авиации начальником авиаизыскательской группы и поручили руководство комплексной Западно-таймырской экспедицией. Сам он должен был выйти из Архангельска к острову Диксон на шхуне «Белуха» 1июля 1933 года. Туда же должны были прибыть ещё два подчинённые ему отряда на мотоботах «Сталинец» из Игарки и «Гыдоямо» из Красноярска. Но осмотр «Белухи», проведённый 10 июня 1933 года инспекторами Регистра СССР, выявил неисправности в корпусе судна и в шлюпке. Без их устранения судно в поход не было бы выпущено. Здесь проявили напористость сотрудники газеты «Правды Севера», в своих публикациях требуя скорейшей подготовки «Белухи».

На штампе «Отход» Архангельского торгового порта на судовой роли «Белухи», хранящейся в Государственном архиве Архангельской области, стоит дата 30 июля 1933 года. Шхуну вёл 50‑летний капитан Василий Иванович Ножкин, вторым штурманом шёл знаменитый впоследствии архангельский капитан Владимир Петрович Бурмакин. Список всех 19‑ти человек команды есть, а списка экспедиции нет. Лишь число пассажиров – 17.

Проведя ряд попутных исследований, на три дня попав в плен льдов, «Белуха» пришла к Диксону 20 августа. Участник той экспедиции М. М. Сергеев опубликовал два подробных отчёта о ней в «Советском Севере» и «Бюллетене Арктического института». Поражают выносливость, самоотверженность и беззаветное служение Родине этих исследователей, выполнивших в основном районе изысканий за 23 дня объём работ, запланированный на 40 дней! И это при том, что, как сообщал Сергеев, «Боты («Сталинец» и «Гыдоямо») производили тягостное впечатление по условиям размещения личного состава. Тесно, холодно, никаких удобств для ведения научной работы».

Экспедицией были открыты десятки островов. Два острова, нанесённые на карту до них, оказались на 20 миль севернее. Первая высадка на острова «Известий ЦИК» позволила установить, что их шесть, а не три, как было до этого на картах. Проведён большой объём гидрологических работ, определено восемь астропунктов, в два раза превышен план топографической съёмки (600 линейных километров вместо 300). Судовой промер выполнили на протяжении 1950 миль при плане 1500. Для безопасной навигации построили и выставили 20 знаков и вех. Выявили места для возможного базирования гидросамолётов. Н. П. Херасков вёл геологические наблюдения, зоолог М. П. Розанов изучал возможности расширения пушных и зверобойных промыслов на Таймыре. Непрерывно велись метеорологические наблюдения.

20 сентября «Белуха», приняв на борт почти весь экспедиционный состав и отпустив боты к своим енисейским портам, взяла курс на Архангельск. 24 сентября у острова Белый «Белуха» наскочила на необследованную банку (Прим. ред. – мель). При волне до 6 баллов и сильном ветре шхуна получила до 15 ударов о грунт, потеряла руль, дала течь в машинном отделении. Несмотря на аврал и помощь команды парохода «Аркос», в 10 часов утра 25 сентября «Белуха» затонула. Люди, все материалы работ экспедиции и ценное имущество были спасены.

Остров Правды Севера

Советскими арктическими экспедициями в 1920–30‑х годах ХХ века были открыты тысячи объектов. Но только два отдельных острова и две группы островов назвали в честь газет.

14 августа 1933 года экспедиция на «Сибирякове» в Карском море впервые определила местоположение, посетила и назвала островами «Известий ЦИК» острова, открытые годом ранее экспедицией на ледокольном пароходе «Русанов». Имя дано в честь главной газеты страны.

В 1933 году Иван Ландин назвал крупнейший из островов архипелага Тилло островом Правды Севера.

В 1935 году на острове Самуила у северо-восточной оконечности Таймыра появилась полярная станция. Тогда же группе из 9 островов, два самых крупных из которых были открыты ещё в 1736‑м и 1742‑м годах соответственно Василием Прончищевым и Семёном Челюскиным, постановлением ЦИК СССР дали имя газеты «Комсомольская Правда» в честь её 10‑летия.

В 1939 году остров Каторжный (назван так в 1900 году Эдуардом Толлем за то, что его яхта «Заря» была зажата возле него льдами) при организации на нём полярной станции переименован в честь центральной большевистской газеты в остров Правды.

Четыре имени газет стали и именами островов. Слишком малое число, чтобы говорить о «тренде» на название географических объектов в ту пору именами газет. Для нас, архангелогородцев, это предмет особой гордости! Из четырёх газет страны, имена которых стали и именами островов, только одна из них – «Правда Севера» – издание региональное! Быть единственной в таком соседстве – предмет гордости и для газеты, и для Архангельской области.

О причине названия острова в честь региональной газеты можно строить пока лишь догадки. В ту пору из трёх основных функций прессы – пропагандиста, агитатора и организатора – главный упор делался на третью. Многие публикации «Правды Севера» имели продолжение и били в одну точку. Цель их – устранить отмеченные недостатки, указать пути, ведущие к скорейшему и качественному достижению цели. А в действенности материалов газеты Ландин успел убедиться и на собственном опыте, когда заметки в «Правде Севера» помогли ускорить ремонт «Белухи» к рейсу и, вообще, сделали возможным его проведение в 1933 году. Такую работу её и оценил герой гражданской войны Ландин, дав имя «Правды Севера» крупнейшему острову в архипелаге Тилло.

Герой и исследователь

О работе Ландина после 1933 года ничего не известно. Как сообщал Борис Максимаджи, при аресте его дяди «конфисковано было всё, даже его готовальня». Особым совещанием при НКВД СССР 16 июня 1938 года к 8 годам исправительно-трудового лагеря безвинно как «член семьи изменника родины» была приговорена и жена Ландина Августа Семёновна, вышедшая после заключения тяжело больной. Обнаружение трудового списка (предшественника трудовых книжек) Ивана Ландина позволило бы установить места его работы или службы от окончания Гражданской войны до 1930 года и выйти на его личные дела в этих учреждениях. Но и то, что удалось установить до сего дня, позволяет обоснованно считать его и героем Гражданской войны, и талантливым организатором и руководителем труднейших и успешных экспедиций по исследованию Арктики.

В 2018 году исполнится 85 лет экспедиции Ландина 1933 года и 85 лет, как именем газеты «Правды Севера» назван остров. В том походе на «Белухе» работал кинооператор Георгий Блюм. 5 марта 1934 года газета «Известия» сообщила, что кинофабрика «Востокфильм» заканчивает работу над кинокартиной о Западно-Таймырской экспедиции. Полагаю, руководству Архангельской области надо заказать копию фильма, которая должна храниться в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов в Санкт-Петербурге. Чтобы однажды жители региона могли увидеть своими глазами кинохронику той уникальной экспедиции. А пока хочется, чтобы наследники полярников 1930‑х годов просмотрели фотоальбомы своих дедов и прадедов. А вдруг на одной из подписанных фотографий окажется и портрет Ивана Алексеевича Ландина? Кроме моряков «Белухи» и спасших их моряков «Аркоса», такие фотографии могут оказаться и в других семьях. 15 октября 1933 г. «Правда Севера» сообщала: «13 октября «Сибиряков» вышел с Юшара в Архангельск. На борту находятся пассажиры «Аркоса» и «Седова», экспедиция и команда затонувшей «Белухи». Выходит, и в семьях сибиряковцев, и в семьях пассажиров «Аркоса» и «Седова» 1933 года могут оказаться такие фотографии.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Леонид БОЙКО, действительный член Русского географического общества. Фото с сайта «Полярная почта»