20.09.2019 09:00

Мы не делим детей на «лёгких» и «тяжёлых»

Фото предоставлены центром «Азимут»

В Архангельской области рассматриваются возможности для дистанционного консультирования детей с расстройствами аутистического спектра

Мария Пискунова– Мы работаем сейчас над формированием системы дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, – говорит Мария Пискунова, директор коррекционного центра «Азимут». – Рассматриваются различные варианты, в том числе с использованием возможностей телемедицины. Дистанционное консультирование особенно важно в тех случаях, когда семья живёт там, где нет необходимых специалистов. Дети, проживающие в районах, регулярно приезжают к нам на интенсивные занятия на неделю-две. За это время мы проводим диагностику, даём рекомендации родителям и специалистам.

– Первых ребят с аутизмом «Азимут» принял в мае 2017 года. Как изменились за это время ваши дети?

– Одинаковых детей не бывает. Темп и динамика развития очень индивидуальны: кто‑то шагает семимильными шагами, а для кого‑то и полшага – прогресс. Мы не делим детей на «лёгких» и «тяжёлых». Каждый из них нуждается в индивидуальной постоянной помощи.

– Какие методы вы используете в коррекционной работе?

– Дети занимаются с дефектологами, психологами, инструкторами. Активно внедряется система альтернативной коммуникации, проводятся занятия по логоритмике, вызыванию речи. Психологами используются методы сказкотерапии, плассотерапии, арт-терапии, эмоционально-образной терапии. Одними из наиболее любимых детьми являются занятия по лего-конструированию. В центре есть небольшой сенсорный сад, где ребята учатся заботиться о растениях, выращивать рассаду, изучают окружающий мир. Недавно наши специалисты прошли обучение по таким направлениям, как нейропсихология и нейродефектология.

Наблюдать за ребёнком, анализировать его поведение необходимо постоянно. Члены семьи, чувствуя поддержку, сами становятся более спокойными. А когда тревожность снижается, то улучшается и психологическая обстановка – мама с папой начинают по‑настоящему принимать своего ребёнка.

– Принимать – это не пытаться переделать?

– Чаще всего это даже не внешнее неприятие, а когда ребёнка всеми силами пытаются «ремонтировать», надеются на какую‑то волшебную таблетку.

Бывают ситуации, когда мама отказывается от сотрудничества со специалистами, так как считает, что у неё самой «всё в порядке»: «Психолог мне не нужен – помогите ребёнку». Но помогать нужно в первую очередь родителям. Когда родитель мечется, выбирая методы и формы работы с ребёнком, то, скорее всего, он его просто ещё не принял. Порой процесс растягивается на определённые этапы. И это тоже нормально. Но когда родитель застревает на каком‑то из этих этапов, не слышит специалистов, то помочь ребёнку нам очень сложно.

– То есть от того, как ведут себя родители, будет зависеть то, как поведёт себя ребёнок?

– Да. Есть дети, которым долгое время, до того как они попали в «Азимут», никто не помогал. Они ходили в садик, в школу, но их проблемы с поведением всё это время не решались. Итог – тяжёлое поведенческое расстройство. Мы не отказываем никому.

На сегодняшний день практически у всех ребят, особенно тех, кто занимается в центре давно, наблюдается явное улучшение поведения. Успех нашей работы зависит, в первую очередь, от уровня доверия и понимания между родителями и специалистами.

Так, например, для многих наших детей большая проблема – посещение парикмахерской. Мы договорились с одним из салонов, сотрудники которого теперь бесплатно приходят в «Азимут» и стригут детей в знакомой для них обстановке. Ребята вместе с родителями ходят в музеи, на экскурсии, концерты, в военно-спортивные клубы. Организуются у нас и «Музыкальные гостиные». Мы объясняем, как взаимодействовать с нашими детьми, какие аспекты и нюансы важно и нужно учитывать.

– Отношение к аутизму в обществе, на ваш взгляд, меняется или по‑прежнему настороженное?

– Меняется многое. Если раньше ребят с аутизмом просто «выдавливали» из садиков и школ на домашнее обучение, то теперь мы стараемся обсуждать, проговаривать проблемы и договариваться – конфликтов, действительно, становится меньше. Мы готовы вести своих ребят и дальше по жизни, взаимодействовать с ними и после того, как им исполнится 18 лет. Одно из важных направлений работы «Азимута» – подготовка к будущей самостоятельной жизни. Стараемся дать ребёнку возможность попробовать свои силы, освоить новые навыки, которые пригодятся в жизни.

– У вас в центре ведь даже своя медиастудия есть?

– Да, ребята создают новостные выпуски. Это тоже для них возможность социализироваться, почувствовать себя увереннее. Конечно, многое даётся непросто. Одного своего ведущего мы, например, полгода уговаривали появиться в кадре. И когда он всё‑таки решился, это стало пусть маленькой, но настоящей победой.

Есть у нас мальчик, который интересуется компьютерной техникой. Мы придумали, как его заинтересовать работой в студии – и сейчас он прекрасно монтирует видеоролики и мультфильмы.

– В «Азимуте» сейчас сколько ребят?

– 53, ещё 42 ребёнка стоят на очереди. Большинство – школьники, дошкольников меньше. Это связано ещё и с тем, что наши детки за два с половиной года подросли, а новых малышей мы пока взять не можем – тесно. Педагогов, сотрудников достаточно, а вот кабинетов для работы не хватает. Ждём переезд в новое здание на улице Шубина. Ну а пока решили некоторые кабинеты перестраивать – устанавливаем перегородки.

– Помимо «Азимута» в Архангельске есть ведь и другие коррекционные центры, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Вы сотрудничаете с ними?

– Я скажу так – мы открыты для сотрудничества. Дружим с АРГИМОЗ, к нам на занятия приезжает много ребят из Новодвинска. Совместно с новодвинской родительской организацией «Добрый лучик», которая выиграла региональный грант, будем сейчас реализовывать проект «Мы вместе».

Участвуем в социальном конкурсе «4Д» АЦБК. Написали проект «Умные руки» – это позволило нам купить расходные материалы, чтобы самим сделать пособия для занятий.

Я вообще считаю, что никакой конкуренции в коррекционной работе с детьми быть не может – услуги востребованы, работы хватит всем.

«Шёпотом и по имени»
Сергей Сунцов, нейропсихолог центра «Азимут»:

– Есть определённые, свойственные только аутизму черты: задержка либо отсутствие речевого развития, стереотипное поведение, нарушение социального взаимодействия. К сожалению, всё чаще добавляются и другие особенности, сопутствующие диагнозу. Например, нарушение сенсорной интеграции, когда слуховые, тактильные раздражители либо не воспринимаются, либо, наоборот, воспринимаются чрезмерно сильно.

Например, если позвать такого ребёнка громко, он может не услышать. Но если шёпотом и по имени – среагирует прекрасно. Негативную реакцию могут вызвать и прикосновения – ребёнок сжимается, отказывается взаимодействовать. Синдром также может сопровождаться нарушением понимания речи.

Порой, чтобы установить контакт, методики приходится менять каждую минуту. Большинство отечественных подходов коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра построено на уровне эмоционального взаимодействия. Если ребёнок, например, прыгает, бегает и никакого внимания на меня не обращает, то я тоже начинаю прыгать вместе с ним, чтобы он увидел – я здесь.

Эмоционально-уровневый подход, по сути, это аналог американской методики «Флортайм» – дословно: «время, проведенное в игре на уровне ребенка». Мы садимся вместе на пол, спускаемся как бы на уровень ребёнка…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ