08.02.2019 14:56

Лицом к будущему

Василий Матонин

Василий Матонин о том, какие возможности сегодня есть у писательской организации, и может ли художественное и публицистическое слово изменить современное общество

Василий Матонин – писатель, бард, доктор культурологии, профессор САФУ. Три года возглавлял областную писательскую организацию. В конце января попросил писателей освободить его от должности руководителя регионального отделения общественной организации «Союз писателей России». На общем собрании избран новый председатель правления – Владислав Владимирович Попов.

– Василий Николаевич, с каким чувством вы покидаете свой пост?

– С чувством облегчения. Я заметил, что с некоторого времени начал разделять личные и общественные задачи. Это означает, что пора передавать полномочия в добрые руки.

– Но вы же согласились три года назад возглавить организацию. С какой мотивацией?

– Не от хорошей жизни, а для преодоления наметившегося раскола. Нам удалось справиться с этой задачей, но в деятельности успешного руководителя необходимы наступательная тактика и амбициозные планы. Мы работали как дом культуры – проводили культурные мероприятия, как издательство – редактировали рукописи, как научный центр – занимались исследованиями, выступали с докладами на конференциях, как театр одного актёра – читали стихи со сцены на творческих вечерах. Это всё хорошо, но необходимо отдать личные долги: завершить начатую литературную работу.

– Надо признать, что наша писательская организация избежала скандалов и потрясений, особенно в разные переходные периоды…

– В девяностые-двухтысячные годы почти все писательские организации разделились сначала на «Союз писателей России» и «Союз российских писателей», а потом – на территориальные, тематические и другие литературные сообщества. Организационное единство писателей Архангельской области сохранилось во многом благодаря Инэль Петровне Яшиной: её организационному таланту и авторитету.

– Кстати, её за это и упрекали: кому‑то хотелось отойти от «Союза писателей России», который был родом из Советского Союза.

– А Советский Союз откуда родом? Из России. Раскол – это возможность обретения социального единства по идейному, религиозному или каким‑либо иным принципам, но рано или поздно каждый из нас остаётся один на один со своим личным прошлым. Жизнь писательской организации отражает настроения и нестроения, происходящие в стране, а литература – жизненно важный орган народа. У человека есть одно сердце, а у народа – одна литература. Как она может разделиться? В ней происходят разные процессы, но может ли сердце отделиться от организма по идейным причинам? Но иллюзий у меня поубавилось, а вместе с ними и куража.

– По поводу потерь иллюзий. Это случилось во время руководства писательской организацией?

– Алгоритм жизни напоминает синусоидальное движение от очарования к разочарованию: от иллюзий к реальности. Реальность начинается с готовности жертвовать собой. Если готов положить жизнь, время и силы на благое дело, действие станет действительностью. Всё получится. Нельзя служить, ничем не жертвуя во имя того, чему служишь. Я бы не хотел для нашей писательской организации нереализованных возможностей. Утрата иллюзий – это понимание того, что у меня есть свой персональный алтарь. Успешное или провальное дело всегда персонифицировано, то есть названо именем человека, который пожертвовал на это дело время, силы, деньги. Или не пожертвовал. Кстати, о деньгах. Во времена Инэль Петровны Яшиной было три оплачиваемых должности: секретаря, литературного работника и председателя правления. До 2019 года работа выполнялась не меньшая, чем прежде, но без штатных работников.

– Всё же есть какая‑то финансовая поддержка писательской организации со стороны власти?

– Писатели получали пособие.

– Мне называли сумму – 1044 рубля в месяц.

– Да, по указу губернатора Анатолия Ефремова каждый из писателей-профессионалов ежемесячно получал тысячу рублей. Кроме того, на мероприятия, проводимые совместно с работниками Добролюбовской библиотеки, ежегодно перечислялись сто тысяч рублей. Минус подоходный налог, оплата работы бухгалтера и приглашённых артистов. Командировочные и нештатные расходы, материальная помощь, коммунальные услуги, канцелярские товары, содержание банковского счёта и нештатные расходы оплачивались из писательских взносов.

– А что теперь будет?

– Когда в октябре мне позвонили из администрации области с вопросами о деньгах, я понял, что пособий скоро не будет. И действительно! Финансирование изменилось. Возможно, в лучшую сторону. Не знаю. Пособия отменили, но на всё про всё обещали перечислить миллион рублей. Правление Союза писателей полномочно распределить эти средства на оплату работы председателя правления и бухгалтера, на материальную помощь, на мероприятия, на издательскую деятельность и так далее.

– Сейчас много пишущих и самостоятельно издающихся людей. Это хорошо?

– Не все, кто пишет свои книги, умеют читать чужие книги. Утрачиваются высокие критерии оценки литературных произведений. Надеюсь, что количество литературно одарённых людей всё‑таки переходит в качество написанных сочинений, но на этом пути много препятствий, и прежде всего – самодостаточность. У хорошего писателя всегда есть хорошие учителя. Да и одних только усилий недостаточно без настоящей любви и подлинного страдания. Помните у Пастернака:

«О, если б знал, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью убивают.
Нахлынут горлом – и убьют.
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес».

– В советское время в Союз писателей вступить было очень сложно. Человек, имеющий такое удостоверение, был сродни космонавту. Сейчас насколько трудно это сделать?

– В нашу организацию вступить не менее трудно.

– Что для этого надо?

– Надо написать некоторое количество хороших книг, или же у автора должны быть талантливые публикации в авторитетных литературных журналах. Нужны три рекомендации от членов СП со стажем. Кандидата заслушивают на общем собрании писателей, которое происходит один раз в году. Тайным голосованием кандидата принимают или не принимают в организацию. Две трети голосов должны быть за кандидата. В этом случае ему назначается годовой испытательный стаж. Через год на следующем собрании, если голосование будет успешным для кандидата, его документы с протоколом решения собрания отправляют в московскую приёмную комиссию, которая, как правило, утверждает кандидатуру северного писателя. Иногда рекомендацию в Союз даёт Всероссийское совещание молодых писателей России.

– Почему пишущие люди стремятся в писательскую организацию? Там же нет никакой материальной выгоды…

– В сознании читателей с советских времён сложилось представление о том, что член Союза писателей России – профессиональный писатель. Принадлежность к этому творческому союзу – знак качества литературной работы.

– Молодые талантливые писатели появляются? Хотят ли они быть членами Союза?

– Да, в этом году мы приняли в Союз писателей Марину Анатольевну Зарубину. Всероссийским совещанием рекомендован Антон Шушарин – молодой и талантливый прозаик.

– «Поэт в России больше, чем поэт». Эти слова Евгения Евтушенко так часто цитируются, возможно, потому что он довольно точно отразил традиционное отношение общества к писателям в нашей стране. Дальше у Евтушенко идёт про «гордый дух гражданства». Как в нашем современном мире, на ваш взгляд, востребовано и писательское слово, и этот самый гордый дух?

– Думаю, что общество и действующая власть недооценивают значение писательского слова и журналистики, в которой представлены противоположные мнения и взгляды. Если мы видим и знаем только то, что хотим видеть и знать, у нас нет возможности объективно оценивать события и принимать правильные решения. Общество потребления создаёт мир иллюзий, где не только отдельный человек, но и политики, принимающие важные государственные решения, утрачивают власть над фактами. Ни высокие полномочия, ни финансовые ресурсы не работают отдельно от народа и конкретных исполнителей политической воли. Повседневная жизнь – это уже сфера интересов писателей, журналистов, учёных. Слово создаёт и преобразует действительность.

– В обществе есть представление, что свобода слова – это прерогатива журналистов. Но если нет запроса в самом обществе на эту свободу, то те, кто захочет её оградить, непременно сделают это. И, кстати, хорошо, что общество сейчас так активно апеллирует к журналистам, значит, её значение возрастает.

– Я был на митинге против превращения Русского Севера в свалку московского мусора. В митинге участвовали настолько разные люди, что в иных обстоятельствах их трудно представить вместе. Нельзя принимать решения, не учитывая настроения и ожидания народа. Можно, и не без основания, назначить виновных, но мусор в наших головах и вокруг нас никуда не денется без личных усилий каждого человека, направленных на изменение своего сознания и поведения. Для ответа на вопрос «что делать?» нужна честная публицистика как возможность дискутировать без взаимных оскорблений. По любому дискуссионному вопросу в социальных сетях спор неизбежно переходит в конфликт. В отличие от интернета, печатные издания – журналы, газеты, книги аккумулируют идеи, исключают возможность деструктивного спора. Позволяют сформировать личное мнение, сформулировать, высказаться и быть услышанным. Быть может, борьба против мусора в нашей жизни формирует гражданское общество? Надо учиться диалогу.

– С диалогом пока плохо получается…

– С диалогом у нас всегда плохо получалось. И это не локальная проблема.Вечевая ситуация, то есть разноголосица мнений, подавляемых той стороной, которая обладает реальной властью, снова и снова воспроизводится в отечественной истории.

– Ещё недавно люди с гордостью говорили: я ничего не читаю – ни газет, ни книг. Сейчас же чтение уже считается хорошим тоном. Наверное, какая‑то потребность в чтении возникла.

– Проснулся вчера утром. Было у меня много разных дел, но чувствую, что чего‑то не хватает для жизнедеятельности. Какого‑то витамина. Взял в руки книгу Николая Семёновича Лескова и прочитал один из святочных рассказов. Это большая радость – читать! Как иногда бывает недостаточно солнца, тепла и света, так не хватает тишины, хорошей музыки и литературы. Чем быстрее меняется внешняя жизнь, тем сильнее хочется внутреннего мира и покоя. Художественная литература – это возможность самосознания и самопознания. Думаю, что потребность в чтении будет возрастать.

– Возможно и потому, что люди читают, переписываясь друг с другом в соцсетях. И вдруг в какой‑то момент захотелось заглянуть за горизонт…

– Есть люди, которые желают пребывать в иллюзии, и они имеют такую возможность. Есть люди, которые мыслят картинками, лайками, говорят репликами. Общество неоднородно. Это данность, которую трудно оценивать однозначно. Но если человек хочет реализовать себя как личность, вектор его жизненных устремлений направлен на поиск трудного, «узкого» пути, где награда – подлинное счастье, всегда требующее усилий чрезмерных по отношению к повседневным жизненным ценностям. Радость даёт только то, ради чего мы тратимся. Жизнь в иллюзиях – это путь «широкий», проторённый, ведущий к рабской зависимости человека от внешних обстоятельств. Можно подчиняться реальности, а можно и формировать реальность словом и делом. Мы видим мир таким, каким его кто‑то описал, нарисовал, объяснил. В этом значение писателей, художников, учёных, журналистов.

Простите мне высокопарный и назидательный тон. На самом деле я ничего не знаю и не понимаю. Как ребёнок учится ходить, я, предчувствуя перспективу жить на одну пенсию – опять в политику повлекло, учусь ценить повседневные радости. У меня осталось мало времени для решения мировых проблем, поэтому буду читать книги, ходить в церковь и в баню.

– Раньше было такое понятие: «писать в стол». Сейчас тоже ведь книгу издать непросто, если нет денег.

– Думаю, что дело не в деньгах, а в необходимости высказаться. Как говорил Лев Николаевич Толстой, «можешь не писать – не пиши». Интернет открыт для любых публикаций. Однажды на литературном фестивале «Под Рубцовской звездой» участники поэтического семинара читали, разбирали, анализировали стихи. Деликатно, не перебивая друг друга (!), высказывали свои суждения. Одна из девушек скромно молчала. Кто‑то вспомнил, что в прошлом году на заседании такой же поэтической мастерской ей не успели дать слово, и сказал: «А давайте послушаем Настю Чебыкину!» Она прочитала два-три стихотворения, и все в один голос воскликнули: «Гениально!»

– Расскажите немного о новом председателе правления областной писательской организации, который принял у вас пост. Он широко не известен. На ваш взгляд, почему именно его сейчас избрали?

– Владислав Владимирович Попов – талантливый поэт, прозаик. За книгу рассказов получил премию «Имперская культура». Родился в Архангельске, окончил пединститут, учитель русского языка и литературы. У него есть опыт руководящей работы в школе, а главное – человек хороший: добрый и умный.

– А какие ваши «амбициозные планы»?

– Есть намерение весной с моим товарищем путешественником Евгением Шкарубой на яхте «Джульетта» пойти к Лофотенским островам, а летом продолжить историко-этнографические исследования на берегах Белого моря.

– А в творчестве?

– Надеюсь, что в ближайшее время выйдут диск с песнями на стихи Осипа Мандельштама, а также книга стихов, рассказов и афоризмов «Спиной к прошлому».

– Почему спиной?

– Потому что лицом к будущему.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото Ильдара Хабибуллина