28.11.2018 09:07

Методом скакалки и башмака

Ольга Смирнова

Учитель из Северодвинска при помощи подручного средства воспитывала детей из детдома

Всоциальной сети появилось видео, на котором школьный учитель, отчитывая детей «за плохую успеваемость», несколько раз ударила скакалкой двух учеников.

Видео показательной порки мгновенно разошлось по социальным сетям. Сюжет об этом вышел и в эфир федеральных СМИ.

Следственными органами Следственного комитета РФ по Архангельской области и НАО в отношении преподавателя возбуждено уголовное дело. Причины и условия, способствовавшие совершению преступления, сейчас выясняются. Собственную проверку проводит и региональный уполномоченный по правам ребёнка Ольга Смирнова.

– Ольга Леонидовна, правда ли, что пострадавшие дети – это воспитанники детского дома?

– Да. В том классе совместно обучаются дети из детских домов и дети из семей. Снял видео ребёнок, который тоже является воспитанником детского дома. Причём за несколько дней до этого ребёнок испытал на себе «метод скакалки».

– То есть «эпизод» был не единственный?

– Проверка показала, что до этого также был случай, когда дети получали удары скакалкой за невыполненное домашнее задание. И можно лишь предположить, как долго бы это продолжалось, не стань ситуация известной.

Сняв видео, ребёнок показал его своей старшей родственнице, которая отправила видео в администрацию детского дома, надеясь на незамедлительную реакцию. Но реакции не последовало. И через несколько дней видео было опубликовано в социальной сети.

– Получается, что администрация детского дома, узнав о том, что воспитанников бьют, скрыла этот факт?

– Проверка продолжается. Очень многие вопросы, в том числе и к администрации детского дома, требуют ответов. Идёт следствие. Но работу необходимо проводить и с детьми. К сожалению, педагог своими действиями преподала урок: физическое наказание и унижение другого – это нормально. И если учесть, что таким образом в классе наказывались дети из детского дома, то это можно расценить и как сигнал: этих так наказывать можно.

– «Регион 29» после случившегося провёл на сайте опрос: «Кто виноват в школьном конфликте с применением силы?» Так вот, 36 процентов респондентов уверены – учитель должен был найти другие методы, но 27 процентов высказались за то, что «по-другому с современными детьми нельзя», 22 процента ответили: «Не надо было раздувать скандал». Получается, скакалка в руке – это для многих норма?

– Либо мы научимся друг друга слушать и слышать, либо мы будем двигаться непонятно куда. Если взрослые будут унижать и физически наказывать детей, делить по градации «хорошие» и «плохие» и «не раздувать скандал», то куда мы скатимся?

– Круглые столы, семинары на тему школьной травли проводятся теперь регулярно. Но как запускается механизм травли? Ведь когда учитель оскорбляет ребёнка перед всем классом, то он стирает все нравственные границы в детских головах.

– Если педагог не прилагает усилия, чтобы остановить травлю, а, по сути, усугубляет её своими действиями и провоцирует, то это пример, который дети, действительно, подхватывают. Так, в одном из посёлков области недавно был случай, когда девочка-подросток опоздала на урок. И педагог высказался, что «не надо обращать внимания на людей с алкогольной зависимостью».

Дети стали смеяться, принюхиваться, обзывать девочку. Ребёнок в итоге не выдержал, убежал из класса. В школу пришла мама. С дочкой они направились к директору. Но не только не нашли защиты, а, скажем так, получили обвинения в свой адрес. И тогда мама решилась на освидетельствование ребёнка, которое подтвердило – алкоголя в крови девочки нет. Но! Перед ними никто не извинился. Более того, никто из педагогов не стал разбираться дальше в ситуации. Между тем, ребёнок, переживший стресс, находится на больничном.

– То есть действия учителя привели к тому, что над ребёнком начали издеваться все?

– Да. Дети поняли: это можно делать безнаказанно. Одноклассники начали портить её вещи, выкидывать школьный рюкзак. Конечно, после того как мама обратилась к нам, всё прекратилось. В школе проводится проверка. Но ситуация была уже настолько обострена, что мама вынуждена перевести дочь в другую школу.

И, к сожалению, это не единичный случай. Происходит как моральное, так и физическое унижение детей. Например, в одном из учебных заведений ребёнок недавно пострадал от сотрудника школы. Вина мальчика была в том, что он надел куртку и не вышел из школы, а остался ждать друга. Сотрудник, работающий в руководстве школы, решил «навести порядок». Схватил ребёнка за шею, наклонил к полу, затем отпустил и начал выталкивать к выходу. При этом все действия зафиксировала камера видеонаблюдения. Есть свидетели, которые слышали, что сотрудник ещё и нецензурно выражался.

– Свидетели – это другие дети?

– Да. Всё происходило на глазах у детей. Ребёнок, переживший потрясение, заболел. Две недели провёл с высокой температурой дома.

– А какое наказание понёс сотрудник?

– Школа провела внутреннюю проверку – вынесено дисциплинарное взыскание. Со стороны полиции действия расценены как административное правонарушение. Но сотрудник продолжает работать в школе. Я направила в региональное следственное управление следственного комитета обращение о проведении дополнительной проверки, так как полагаю, что это не просто «административное правонарушение», а жестокое обращение. Пострадал не только мальчик, но и дети, которые невольно стали очевидцами. Для них это тоже стресс. Когда ученики сейчас видят этого сотрудника в школе, то что происходит в их головах? Раз взрослый, наделённый властью, так поступает, то это нормально?

Моё глубокое убеждение – практически всё зависит от нас, взрослых. Дети – это дети. Взрослые должны быть в первую очередь ответственны за свои слова, дела, поступки. Дети всё впитывают.

Приходится до сих пор сталкиваться с тем, что некоторые педагоги позволяют себе навешивать ярлыки на детей. Говорить на родительском собрании: «Ваш ребёнок не кто, а что». Такой случай тоже произошёл в ноябре. Сейчас разбираемся в конфликте. И выясняется, что педагог ещё в прошлом учебном году унижал ребёнка словесно. Родители жаловались в администрацию школы, но, к сожалению, отношение к ребёнку не изменилось. Более того, учитель занял позицию: «Я не буду заниматься с вашими детьми!» Но ведь должна же быть педагогическая этика…

– Возможно, это пример профессионального выгорания.

– Да, как один из вариантов. Важно не допускать подобных ситуаций. Необходимо понимать возможности человека, работающего с детьми, его психологический настрой, отношение к детям. У нас большинство замечательных педагогов, умеющих найти контакт с детьми, родителями. Их опыт надо использовать шире. Во многих школах работают сегодня уполномоченные по правам ребёнка, службы примирения, родительские кафе, советы отцов. И, как правило, из этих школ обращений к уполномоченному практически нет.

– В интернете много примеров проявления такого насилия. Совсем недавно появилась информация о том, что сироты пострадали в оздоровительном лагере Ивановской области. Детей унижала и била директор лагеря… Причём некоторые из пострадавших – дети из Архангельской области.

– Да, об этом ЧП мне известно. Дети, действительно, пострадали не от того, что кто‑то напал на лагерь, а от руководителя оздоровительного учреждения, которая вот так их «оздоравливала» при помощи подручных средств.

– Скакалка номер два….

– Только на этот раз, по словам детей, для наказания использовались башмаки и карцер. Из объяснений педагога: «Дети плохо себя вели».

Я считаю, что при выезде детей за пределы региона важно направлять с ними в лагерь сопровождающего, который бы имел постоянный контакт с детьми. Пострадали не только наши дети. Об этом факте стало известно, опять же, от самих детей. Но рассказать об этом они решились, лишь когда возвратились из лагеря. Сейчас идёт следствие.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ