27.03.2015 07:30

От солнца и ветра

Так выглядит «автономный» фонарь

На дорогах Архангельской области впервые заработали автономные ветро-солнечные генераторы.

Проще говоря, это такие экологичные светильники с двумя источниками энергии – солнечными батареями и ветрогенератором. В светлое время суток аккумулятор заряжается с помощью солнечной энергии и энергии ветра, и в темное время фонарь светит. Вроде бы все просто: если аккумулятор заряжен полностью, то он и горит всю ночь. Средства на ветро-солнечные генераторы были получены благодаря участию агентства «Архангельскавтодор» в международном проекте «Barents Free Way», который проводится в рамках программы «Kolarctic ENPI CBС».

– Пока что ветро-солнечные генераторы, как минимум до конца года, работают в тестовом режиме. Нам важно выяснить, как будут работать подобные установки в северных условиях. Если они себя оправдают, то в дальнейшем мы планируем устанавливать их за счет средств регионального дорожного фонда, – подчеркнул директор «Архангельскавтодора» Михаил Яковлев. – Места, где установлены фонари, согласованы с ГИБДД. Там высокая интенсивность движения пешеходов. Мы бы хотели благодаря, в том числе, освещению снизить число ДТП на данных участках до нуля, ведь безопасность дорожного движения – в приоритете.

Первый фонарь был установлен еще в декабре – в поселке Уйма Приморского района. Затем на автодороге Архангельск – Белогорский – Пинега – Кимжа – Мезень прибавилось еще три светильника – один в деревне Хорьково и два – в Малых Корелах. Три фонаря находятся на автодороге Архангельск – аэропорт Талаги: один освещает автобусную остановку, и два – мост через реку Юрас.

Как рассказали в ООО «Экопроект», который является подрядчиком, два светильника недавно появились и в Каргопольском районе – на автодорогах Архангельск (от поселка Брин-Наволок) – Каргополь – Вытегра (до села Прокшино) и Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож. Точнее, фонари освещают пешеходные переходы возле деревень Трофимовской и Ватамановской.

Стоимость одного фонаря вместе с установкой – 560 тысяч рублей. Как рассказал заместитель директора «Архангельскавтодора» Денис Кулижников , в будущем такие фонари планируют размещать точечно – в удаленных местах региона, в том числе на пешеходных переходах дачных маршрутов. Провести туда линию электропередачи было бы намного дороже. Экономия проявится и в другом – не нужно будет платить за электроэнергию.

– За рубежом такая технология применяется активно уже лет пять. Особенно в Италии, Испании, Турции. До этого установки в России использовались либо в средней полосе, либо на юге – там выше интенсивность солнечных лучей. Адаптировать технологию для Севера – вот та техническая задача, поставленная перед нами. В теории, если ничего не помешает – ни вандализм, ни осадки – установки могут прослужить до 10–15 лет, а может, и дольше. Если честно, вандализма мы боимся больше, чем технического износа, – рассказал Алексей Лисниченко, исполнительный директор ООО «Экопроект».

– Наше предприятие отвечает по гарантийным обязательствам в течение года – при желании договор с нами может быть продлен. На часть деталей гарантия больше года, например, на солнечные батареи – два. Если что-то случится с солнечной панелью, мы можем ее заменить на заводе-производителе.

На вопрос, что мощнее – ветрогенератор или солнечные панели – Алексей Валерьевич отвечает уверенно: в солнечный день батареи – а их две в одной установке – дают в два раза больше энергии. Ветрогенератор является резервным источником питания – его можно назвать помощником. Но в зимнее и весеннее время, когда солнечный день на севере достаточно короткий, он берет на себя основную работу.

По словам Алексея Лисниченко, устанавливать ветро-солнечные генераторы в удаленных местах региона действительно выгоднее, чем прокладывать туда кабель.

– Сколько стоит провести километр электросети? Все зависит от мощности кабеля, от толщины грунта. Цифры варьируются, но стоимость не меньше миллиона рублей – и это без учета электроэнергии. Естественно, будут использоваться невосполнимые источники – мазут, газ. Можно сказать, что ветро-солнечные светильники меньше влияют на окружающую среду. Представьте – либо мы роем траншеи под кабель, либо только небольшую ямку – под опору. Также мы сразу приняли решение отказаться от ртутьсодержащих ламп – используем светодиодные лампы, которые легко утилизируются и служат дольше.

Оправдают ли себя ветро-солнечные генераторы? Специалисты считают, что о результатах говорить можно будет только спустя год.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ГЛУШКОВА. Фото Николая Гернета.