11.04.2016 14:58

Виктор Павленко: Миллион в день зарплата начальника госкорпорации - это аморально по отношению к народу

Виктор Павленко в студии Архангельского городского телевидения. Фото Олега Кузнецова

Член Совета Федерации Виктор Павленко свою региональную командировку начал с приема граждан. Также он встретился с журналистами Архангельского городского телевидения.

Шел разговор о проблемах арктических территорий, деятельности Совета Федерации по отладке механизмов финансирования гражданами капремонта своего жилья.

Капремонт: в законе хорошо, на деле - сложно

- Виктор Николаевич, наша страна газовая и нефтяная. И в Арктике, например, работают многочисленные газовые и нефтяные компании, которые год от года наращивают объемы добычи, но при этом также растут их убытки. Да и в стране как-то стабильнее и благоустроеннее от их деятельности не становится. В нынешнем году правительство озадачилось этой проблемой и выдвинуло идею привязать прибыль госкорпораций к уровню зарплат топ-менеджеров этих компаний. Почему именно сейчас акцентировано на этом внимание и не поздно ли?

- Построение экономики, полностью зависящей от нефти - это было не совсем правильно. Сейчас об этом говорят на самом высоком уровне. Нужно развивать промышленный потенциал страны, сельское хозяйство, переработку. Сейчас спохватились, но многое уже потеряно.

К тому же посмотрите, один миллион рублей в день - зарплата топ-менеджера нефтяной компании и 30 тысяч рублей в месяц у врача. На фоне таких доходов топ-менеджеров это смотрится аморально.

Недавно на комитете в Совете Федерации мы обсуждали ограничения зарплат главврачам. Решили установить 1 к 8 и подняли вопрос - а почему мы не ограничиваем зарплаты руководителям госкорпораций? Мы поставили вопрос о том, чтобы и это привести в соответствие с зарплатами в стране и в отрасли.

- Ожидается какая-то дальнейшая оптимизация госкорпораций? В части, например, их непрофильных активов. Ведь ни для кого не секрет, что РЖД владеют футбольными клубами, кинотеатрами и так далее, а Газпром активно финансирует медийные ресурсы, делает дорогую саморекламу на телеканалах….

- Да, планируется. Я задал такой вопрос заместителю руководителя РЖД на одном из совещаний в Совете Федерации. Я сказал: вы многое делаете по части спорта, строите хоккейные коробки, например, но при этом ежегодно мы сталкиваемся с проблемами перевозок на пригородных электричках.

Мы договорились о софинансировании, и электрички ходить будут. Неслучайно ведь и смена руководства произошла в РЖД. Заниматься благотворительностью и пиаром - это здорово лишь при условии, если компания выполняет свои профессиональные задачи.

- Виктор Николаевич, вы имеете большой опыт работы, что называется, на земле. И наверняка он востребован в Совете Федерации. С этой точки зрения, один из наиболее актуальных сегодня вопросов — плата за капремонт. Вы неоднократно говорили о том, что эта система нуждается в отладке. Что нужно сделать, чтобы хорошая идея начала нормально работать, что думают об этой проблеме ваши коллеги?

- Совет Федерации - это верхняя палата парламента и является палатой регионов, как говорит наш председатель Валентина Ивановна Матвиенко. И суть ее создания была в том, чтобы «люди от земли», «с мест» вносили поправки в законы, которые предлагают правительство и Госдума, сами разрабатываем законы с учетом мнения людей.

Плата за капремонт - один из животрепещущих вопросов. Будучи мэром Архангельска, я предлагал, чтобы в крупных областных городах создавались отдельные фонды капремонта. Но, к сожалению, нас не услышали и сейчас создан общий региональный фонд капремонта.

Понимаю, что перед правительством области стоят задачи ремонта всего областного жилфонда и нужно собирать деньги в единый котел. В законе все прописано здорово: деньги аккумулируются, никуда не теряются, копятся на спецсчете или в банке, привлекаются инвесткомпаниями.

В законе все хорошо, но на деле получается все очень сложно. Привожу пример: кто-то построил квартиру за собственные средства (ведь сейчас их практически никто не получает, за исключением переселенцев из ветхого и аварийного жилья), некоторые из построивших жилье еще не успели рассчитаться с кредитом - и уже должны платить за капремонт, который будет через 30 лет.

Конечно, эти люди справедливо возмущаются: где, мол, наши деньги? За прошлый год от жителей и от муниципалитета Архангельска совокупно было собрано около 180 миллионов рублей, а отремонтировано домов на 90 миллионов рублей. Я не говорю, что эти деньги кто-то украл, но где эти деньги? Лежат на счету? Или пошли на ремонт ветхого жилья в других муниципальных образованиях?..

Еще момент. Было принято решение о том, чтобы одинокие жители города преклонного возраста за ремонт не платили вовсе. Я за! Но здесь бы добавил: освободить от платы за капремонт надо одиноко проживающих горожан преклонного возраста.

Когда я был мэром, ко мне обращались жители старшего поколения: «Помогите, нечем оплатить жилье!». Что же происходит на деле: в трехкомнатной квартире живет одна бабушка. Я говорю ей: так вы эту продайте и купите себе поменьше. Она говорит: «Нет, у меня тут внучка, поэтому квартиру я ей потом передам». Но почему кто-то должен платить за внучку бабушки? Она должна позаботиться и о бабушке и о оплате капремонта. Она же в этом заинтересована!

Недавно я вернулся из Ингушетии, там глава республики вообще отменил для своих граждан плату за капремонт. Каким образом он поступает? Подтягивает инвесторов, первые этажи отдаются коммерческим структурам, которые открывают магазины, спортивные центры, кафе, рестораны и т.д.; плата за эти помещения идет в фонд капремонта в качестве взносов от этого дома. Поэтому при реализации принятого закона надо отлаживать механизмы его реализации.

За статус ворот в Арктику предстоит побороться!

- Виктор Николаевич, вы входите в состав комитета Совета Федерации, который в том числе занимается и вопросами Севера. Вы много говорили о том, что Архангельск - это ворота в Арктику, столица освоения Арктики и так далее. Сейчас мы можем говорить о том, что проиграли эту битву, уступили другим регионам: Мурманску, Санкт-Петербургу или все-таки у нас еще есть шансы? Что для этого нужно сделать на федеральном, региональном, местном уровне?

- Действительно, я не раз говорил, что Архангельск - это ворота в Арктику, это история. Но на современном этапе за это предстоит побороться. Это как своеобразный флаг, под которым нам надо входить в федеральные государственные программы.

Я активно включился в работу комитета и являюсь членом экспертного совета. Вопросы развития Арктики и Севморпути находятся на особом контроле у председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Недавно прошло совместное с государственной комиссией по Северам заседание, в ходе которого рассмотрели концепцию рамочного закона о развитии Арктики. Такого закона не было прежде, и он должен быть содержательным и понятным для применения.

Состоялся президиум госсовета, где обсуждалась уже конкретная программа развития арктической зоны до 2020 года. Разработано и постановление правительства о развитии Арктики, где были внесены новые поправки. Главная цель – исключить перетягивание одеяла арктическими регионами. Каждый сейчас тянет на себя - Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург. Чтобы этого не происходило, определены специальные экономические зоны исходя из природных, экономических, географических условий. Например, Архангельск имеет порт, пусть и замерзающий, но доставка грузов у нас экономически выгодна. Плечо доставки, короче. Авиационная логистика тоже выгодна, поэтому сейчас идет развитие Талажского аэропорта. Об этом свидетельствует и проект «Белкомур», сложный и дорогостоящий, но очень нужный для развития Севера страны.

- Кстати, а как вы видите развитие Севморпути?

- Севморпуть должен стать выгодным для предпринимателей, чтобы они возили товары не через Суэцкий и Панамский каналы (это долго и далеко, но дешево). Севморпуть должен дать короткий и более дешевый путь, но для этого нужен тот самый рамочный закон, который будет внесен после 1 сентября этого года.

Согласно закону, Архангельск пока внесен в программу только в качестве медицинского центра, который будет обслуживать Арктику на базе нашего медуниверситета и на базе военного госпиталя. Этот вопрос сейчас решается, но, я думаю, тут Архангельск займет свое достойное место. Но надо двигаться дальше. Считаю, что перспектива развития в этом направлении у Архангельска, наряду с развитием лесопромышленного комплекса, есть. Важен для нас и оборонный комплекс. Здесь северодвинские предприятия себя уже показали как самые надежные. Думаю, что наряду с военными заказами там снова появятся и гражданские заказы, прежде всего для Арктики.

- Вы упомянули авиацию. Сейчас из Архангельска в Сочи вылететь гораздо дешевле, чем из Архангельска в Нарьян-Мар. Более того, малая авиация, которая несколько десятилетий назад была связующим звеном областного центра и приарктических территорий находится в упадке. Обсуждается ли развитие малой авиации в Совете Федерации?

- Это важный вопрос для всех приарктических территорий. Существует государственная программа поддержки, но это очень дорогое удовольствие. В Архангельской области ситуация неплохая: хорошо что в свое время Анатолий Ефремов, будучи губернатором, нашел средства, чтобы помочь нашему второму авиаотряду и сохранил его. Наши вертолеты и самолеты тогда зарабатывали деньги в Африке и других частях света. Итак, второй авиаотряд сохранен, правда, техника там уже старенькая.

Сейчас, как бы трудно ни было, правительство области тоже выделяет на эти цели деньги. Реализовываются проекты по развитию Котласского аэропорта. И это тоже радует. Кстати, действует специальная федеральная программа развития авиации, где есть отдельный подпункт - развитие авиации на Севере. По мнению специалистов и экспертов Совета Федерации, в реализации этой программы есть провалы, прежде всего, связанные с техникой. Надо чтобы в отрасли появлялись новые самолеты и, я знаю, работа в этом направлении идет. Думаю, совместными усилиями нам удастся решить проблему с авиацией в регионе.

- Как правило, поддержка малой авиации - это вопрос регионального уровня. Соответственно, бизнесу, который вкладывает сюда деньги, нужны госгарантии от региона, что те технические средства, которые они покупают, будут востребованы много десятков лет. Был случай в Краснодарском крае, когда частный инвестор вложился в покупку, а в следующем году регион отменил дотации и теперь люди попросту не могут летать.

- Хороший вопрос. Мы обсуждали его на круглом столе недели две назад в Совете Федерации. Конечно, здесь должен быть четкий заказ региональной власти: куда летать, сколько нужно самолетов, какая логистика. Мы в этом случае региональную власть не можем подменять, но настойчиво рекомендовать и предлагать механизмы можем.

В муниципалитеты надо вкладываться!

- В Архангельской области не так давно поменялась система выборов глав муниципальных образований. Конечно, прошло мало времени и, возможно, рано оценивать результаты этого шага, но все-таки каково ваше мнение? Знаю, что изначально вы были против предлагаемых реформ...

- Я действительно был против, и мое мнение не изменилось. Наиболее народной и демократической формой является всенародное избрание мэра города. Это железно. Думаю, что рано или поздно мы вернемся к прямым выборам обязательно.

Причастность людей к выборам и управлению своим городом очень важна. А любой горожанин теперь может сказать: «Я за тебя не голосовал, я даже тебя не знаю!».

Тем, кто внедряет такие реформы, нужно понимать: есть законы развития общества, есть некие постулаты, которые изучаются в рамках преподавания истории и обществоведения. Там есть ответы на все вопросы. Муниципалитеты - это основа нашего государства.

Существующие разногласия между мэрами крупных городов и главами регионов носят в основном экономический характер.

Город Архангельск по всем видам налогов собирает 30 миллиардов рублей. Эти деньги идут в региональную казну, обратно город получает 4,5 миллиарда рублей, из них 3,6 миллиарда — это зарплата учителей, воспитателей. Для того, чтобы в городе работало городское хозяйство, весь механизм необходимо 11 миллиардов.

С переходом на новую систему управления ситуация не изменилась. И несмотря на то, что у нового главы Архангельска Игоря Годзиша с правительством области, где он был министром ЖКХ, хорошие отношения и его не «прессует» прокуратура, денег у муниципалитета не прибавилось.

Должно быть четкое распределение обязанностей между муниципальными образованиями, региональными и федеральными властями, подкрепленное реальными финансами. И даже не важно, что их мало, важно определить первоочередные меры, посоветовавшись с людьми, и это тоже будет участием людей в управлении городом и регионом.

Инициаторов отмены прямых выборов оправдывает лишь то, что в период таких глубоких кризисов важно сохранять и укреплять вертикаль власти.

- Главы муниципалитетов ждут, что будут пересмотрены межбюджетные отношения, больше денег получат муниципалитеты. Есть какие-то сдвиги в этом направлении?

- Пока никаких серьезных и существенных шагов не ожидается. Совсем недавно состоялось большое совещание с участием мэров городов в Совете Федерации и эти вопросы поднимались. Вывод понятный - самая близкая власть к народу - это муниципалитеты. И в них надо вкладываться. Сильные муниципалитеты – сильное государство и обустроенная страна.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Материал подготовили Олег Кузнецов, Юрий Рюмин