26.12.2019 12:24

Мы начали инвестировать в людей

Надежда Виноградова

Заместитель председателя областного Собрания депутатов Надежда Виноградова подводит итоги политического сезона-2019

Осязаемый результат

– Надежда Ивановна, начнем с традиционного вопроса: какими решениями и законами вам запомнится уходящий год?

– Он запомнится, скорее, не отдельными законами, а тенденцией, и тенденцией позитивной. Заключается она в том, что меры по укреплению инвестиционного потенциала и улучшению условий для ведения бизнеса, принятые в последние годы правительством и депутатским корпусом, начали давать осязаемый результат. Мы получили существенный рост собственных доходов бюджета по целому ряду источников. Но еще больше радует даже не сам факт роста доходов, а направления расходования этих средств. Мы начали инвестировать их в людей: вкладывать в совершенствование инструментов поддержки слабозащищенных слоев населения и масштабное укрепление социальной инфраструктуры региона.

– Можно пару примеров?

– Конечно. В первую очередь, это долгожданная индексация ежемесячных выплат ветеранам труда Архангельской области. Ее размер не менялся около десяти лет, что со временем сделало эту выплату условной, но с января 2020 года она вырастет сразу до 856 рублей и затем будет регулярно индексироваться. Помимо этого, мы в два раза увеличили региональный материнский капитал – до 105 тысяч рублей, увеличили до 35 тысяч рублей пособия мамам, родившим первого ребенка, а заодно расширили и возрастной диапазон, в котором они могут претендовать на эту выплату. Были введены и новые виды поддержки: ежемесячная выплата неработающим родителям, воспитывающим детей-инвалидов, расширен спектр многодетных семей – получателей денежной компенсации взамен предоставления земельного участка и многое другое.

– А областной бюджет будущего года будет способен потянуть все эти расходы?

– На самом деле эта работа началась уже в текущем году. С учетом последних корректировок бюджета, которые мы приняли в декабре, социальная сфера региона уже сейчас дополнительно получила более 600 миллионов рублей. Еще более 600 миллионов мы направили в муниципалитеты в виде дотации на сбалансирование их бюджетов, которые тоже так или иначе скажутся на социалке.

– И опасений в том, что все эти обязательства будут выполнены, у вас нет?

– Опасений, связанных с плохой работой финансового блока регионального правительства, нет. Вопросы есть к местным властям и к Федерации. К первым – в части динамики освоения средств по региональным госпрограммам. К сожалению, муниципалитеты взяли за правило львиную долю расходов по ним осуществлять в конце года. В этом году, например, по итогам девяти месяцев условный профицит бюджетов сложился в 18‑ти муниципальных районах.

– Разве это плохо?

– Профицит не говорит о том, что у районов или областного бюджета остались лишние деньги, а о том, что неисполненной оказалась часть расходов по госпрограммам. Так, мы увидели низкий процент исполнения региональных программ по охране окружающей среды, формированию комфортной городской среды, развитию сельских территорий. В конечном итоге, это грозит не только риском неосвоения бюджетных средств, но и полным срывом исполнения мероприятий, предусмотренных этими программами. При этом мы видим, насколько тяжело и напряженно приходится работать министерству финансов, региональному минэку, нам, депутатам, для того, чтобы эти деньги найти и направить в районы. Более того, мы видим насколько сильно население районов нуждается в тех мероприятиях, которые запланированы по этим программам. Но, к сожалению, мы не видим столь же внимательного отношения к этим задачам со стороны глав целого ряда муниципалитетов.

– Вы упомянули о претензиях к Москве…

– Да, они есть и касаются федеральной политики в области межбюджетных отношений. Например, в этом году мы столкнулись с тем, что в расчет субвенции, предоставляемой федеральным ФОМС своим региональным отделениям, не вошли расходы на компенсацию стоимости проезда к месту отпуска работников бюджетной сферы и ряд других выплат. Бюджету Архангельской области эта новация уже в 2019 году обошлась в 700 миллионов рублей. В 2020 году сумма будет много большей. Эту проблему мы озвучили на площадке Парламентской ассоциации Северо-Запада России и нашли поддержку у коллег из других регионов. Поэтому мы вместе будем надеяться на то, что в Москве к нам прислушаются и все же выделят деньги для минимизации рисков региональных бюджетов.

Втянуться в бой, а дальше – посмотрим

– Наверное, самой острой проблемой уходящего года стала мусорная реформа, которая в Архангельской области идет с трудом. В регион пришел уже второй региональный оператор по обращению с ТКО, но ясности по многим вопросам нет до сих пор. Как вы считаете, способна ли Архангельская область все‑таки начать у себя на территории реализацию этой реформы?

– К сожалению, итоги работы предыдущего регоператора – «ЭкоЦентра» – сейчас заставляют нас втянуться в бой, а там, как говорится, – посмотрим. Многие вопросы решаются сейчас в оперативном режиме и в очень сжатые сроки. А так быть, безусловно, не должно. По многим позициям мы пропускаем очень важную составляющую – общественные обсуждения тех или иных решений, а это, в свою очередь, сказывается на настроениях в обществе. Это касается и региональной терсхемы, и способов и объемов переработки отходов и, конечно же, тарифов на услуги регоператора. В Архангельске к тому же ситуация усугубляется спором администрации города и управляющими компаниями о том, за чей счет должны содержаться контейнерные площадки, окончательная точка в котором тоже еще не поставлена. Поэтому ответить на ваш вопрос однозначно не получится – слишком много факторов риска. Многое будет зависеть от эффективности работы регоператора как с органами власти, так и с потребителями его услуг – населением и предприятиями. И, конечно же, работа должна выражаться не просто в переговорах и заключении договоров, а главным образом в чистоте контейнерных площадок, внедрении раздельного сбора мусора и увеличении доли переработки вторсырья.

Ни единого шанса лжи

– Предыдущий состав регионального парламента часто обвиняли в том, что он перестал быть местом для дискуссий. Прошел полноценный год работы седьмого созыва. Как вы считаете, тенденция изменилась?

– На самом деле я и прошлый созыв не могу упрекнуть в излишне соглашательской позиции. Дискуссии в нем велись и порой очень ожесточенно. Просто они происходили не на сессиях, а в ходе заседаний комитетов, круглых столов, не говоря уже о кулуарных прениях. На сессиях, если и выплескивались эмоции, то это, как правило, были эмоции ради эмоций – чтобы журналисты заметили. В составе же седьмого созыва куда больше молодых депутатов, для которых парламентская работа пока ассоциируется больше с работой на публику. Но с опытом это пройдет, поверьте.

– Иными словами, та дискуссионность, которая присутствует сейчас в работе парламента, не является отражением настроений в обществе?

– Они на нашей работе не отражаться не могут. Нас же выбрали люди, и подавляющее большинство депутатов, особенно одномандатников, со своими избирателями общаются очень тесно. Естественно, что настроения людей передаются и им. Но при этом депутат должен помнить, что его избрали в областное Собрание для того, чтобы он там работал – решал проблемы людей, а не кричал о них с трибуны. Криком же проблемы не решить, а вот навредить можно запросто. Например, уже в этом созыве мы несколько раз сталкивались с тем, что излишняя эмоциональность некоторых моих коллег, которые отстаивали свою позицию несколько непарламентскими методами, приводила к ровно противоположному результату. Это, конечно, грустно, но отчасти это подрывает доверие к законодательному корпусу в целом.

– А что делать, чтобы его как минимум не терять?

– Что касается депутатской работы, то надо понять, что отстаивать интересы людей мы можем лишь парламентскими методами. Более эффективного формата взаимодействия власти и общества еще не придумали. А что касается работы с избирателями, то нужно делать то, что подсказывает здравый смысл, – чаще общаться с людьми, объяснять свою позицию и мотивы принятия тех или иных решений и, конечно же, делать это честно. Мы живем в условиях информационного общества, когда любая ложь видна невооруженным глазом, а любую информацию можно проверить за считанные минуты. Поэтому потерять доверие людей очень легко, а добиться его вновь будет не то что трудно – практически невозможно. Это как в семье, которая переживает кризис доверия: любая новая, даже маленькая ложь провоцирует новый виток недоверия. Поэтому лжи не надо давать ни единого шанса.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Михаил МАСЛОВ