24.03.2015 07:25

Запрещено говорить: «Не мои полномочия»

В Ленинградской области наша делегация посмотрела, чему можно поучиться

Как продвигается реформа местного самоуправления в соседней Ленинградской области, изучала архангельская делегация, в которую вошли члены министерства по развитию местного самоуправления, руководители нескольких районов и областные депутаты.

Продвинулась реформа там значительно дальше, чем у нас. Поэтому уже можно посмотреть, что получилось хорошо, а на каких ошибках стоит поучиться. Первое, о чем рассказали участники поездки губернатору Игорю Орлову, – единообразие изменений.

Депутат областного Собрания Станислав Вторый даже процитировал руководителя Киришского района, который одновременно является председателем районного Cобрания депутатов, главой города Кириши и председателем его муниципального Cовета: «Вариативность – потеря управляемости».

В Ленобласти разработана концепция укрупнения муниципальных образований. В этом русле оно и происходит. Например, очевидно, что населению неудобно, когда в небольшом райцентре работают сразу две администрации: района и районного центра, чаще всего – городского поселения. Сколько раз приходилось слышать от людей: «Две администрации, а куда ни придешь, везде не их полномочия».

В Ленинградской области практически все райцентры отдали свои полномочия в районные администрации. У нас такое объединение уже состоялось в Онеге, Шенкурске, сейчас, после ухода в отставку главы Няндомы, в Няндомском районе. Еще одно объединение – укрупнение поселений. В концепции эта процедура предусматривает переходный период. На три года двум объединившимся поселениям оставляют бюджет такой, какой был у них до слияния. Это своеобразный бонус.

Такая практика соседей не только понравилась делегации, но и была поддержана Игорем Орловым. Он предложил пойти дальше и разработать концепцию не только объединения муниципалитетов, а общую концепцию переходного периода реформы местного самоуправления. Правда, губернатор подчеркнул, что вариативность, возможно, действительно неудобна с точки зрения управления, но необходима с другой позиции – особенностей территорий. Услышать мнение муниципалов, в том числе глав сельских поселений – на этом настаивал еще один член делегации, депутат областного Собрания Александр Поликарпов.

Что касается нашей «вариативности», то сейчас идет обсуждение по количеству полномочий, которые поселения могут оставить за собой. Как пояснила министр по развитию местного самоуправления Наталья Кадашова , те прописанные 136-м законом 13 полномочий, которые остаются за поселениями, соглашением между администрациями могут быть увеличены:

– Например, содержание сельского кладбища. Зачем передавать это в район, который находится очень далеко? Александр Поликарпов этот принцип назвал так: «Кто лучше с полномочиями справляется, тому и поручить». Концепция реформирования местного самоуправления, которую планирует подготовить министерство по развитию местного самоуправления, – это такой ориентир для муниципалитетов, которые сейчас озадачены вопросом передачи этих самых полномочий.

А в ряде районов, таких как Онежский и Мезенский, в этом году хозяйственная пертурбация осложняется еще и выборами в новом формате. В Онежском районе председатель районного Собрания Павел Смагин выбран руководителем района. Кто станет главой администрации района, которой уже переданы полномочия городского поселения, будет известно в начале апреля.

В Киришском районе Ленинградской области, как рассказывают члены делегации, взаимодействие главы района и сити-менеджера состоялось. Глава Приморского района Валентина Рудкина считает, и с ней согласны большинство членов делегации, случилось это только за счет личных качеств 65-летнего главы района, который так прокомментировал «двоевластие»: «Я уйду, и больше так делать не надо».

В начале года был принят еще один федеральный закон, который позволяет объединить должности главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования. Правда, человек на эти две должности будет назначаться по контракту, а не избираться населением. Этот закон – предмет обсуждения рабочей группы по разработке концепции.

Есть в Ленобласти опыт работы старост. Их там 1685 человек: староста деревни, нескольких улиц, квартала... На финансирование их работы было выделено 210 миллионов рублей. Много. По мнению наших, такое взаимодействие порождает иждивенчество. То ли дело наши ТОСы, которые объединяют самых-самых инициативных.

Свою поездку в Ленинградскую область наша делегация посчитала очень продуктивной. Кроме конкретного знакомства с работой одного из районов, они провели большое совещание в правительстве области, присутствовали на заседании ассоциации глав муниципальных образований. Кстати, коллеги из Ленинградской области отметили: там главам муниципалитетов запрещено употреблять словосочетание «не мои полномочия».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана СМИРНОВА. фото Николая Гернета