18.09.2014 08:07

Давайте посмотрим на это с научной точки зрения…

на встрече в Ломоносовском фонде

Насколько понятны экспертному сообществу те процессы, которые сегодня происходят в правительстве Архангельской области? Именно этот вопрос стал и поводом для очередной встречи губернатора Игоря Орлова с представителями научной общественности региона, и лейтмотивом долгого и обстоятельного разговора.

В зале заседаний Ломоносовского фонда собрались профессора и доценты, доктора и кандидаты наук, социологи, политологи, экономисты, историки, представляющие САФУ, Уральское отделение Российской академии наук, исследовательские центры.

– Я стал инициатором этой встречи, чтобы обсудить с вами ситуацию в регионе в целом, – обратился к ученым Игорь Орлов. – Вы только что ознакомились с теми информационными материалами, которые подготовило наше министерство экономического развития. Темы не ограничены, вы можете задавать любые вопросы, касающиеся экономики, политики, социальной сферы… Но меня, конечно же, больше всего сегодня интересует экспертный подход к тем изменениям в системе управления регионом, которые связаны с реализаций 136-го федерального закона и отражены в областном законопроекте.

Темы на встрече, действительно, обсуждались самые разные – сельское хозяйство, жилищное строительство, транспортная логистика, чем «отзовется» для нашей области ликвидация Минрегионразвития РФ, к подготовке каких правительственных проектов и документов планируется привлечь ученых в ближайшее время…

Что же до реформы местного самоуправления, то здесь упомянутый экспертный подход, видимо, заключался в правильной постановке «контрольных» вопросов.

Например, одно из принципиальных изменений в системе формирования местной власти заключается в том, что назначать главу администрации будут местные депутаты, а предлагать его кандидатуру – специальная комиссия. И вот губернатора спросили: может, вообще не создавать эту комиссию из общественников, депутатов, представителей исполнительной власти? Мол, лишние формальности и дополнительные расходы.

Разумеется, Орлов не согласился:

– Комиссия необходима для того, чтобы уйти от субъективизма в назначении главы, от лоббирования его кандидатуры коррупционными структурами. Еще один важный момент: в комиссии будут работать представители разных ветвей и уровней власти. Такое совместное принятие решений, осознание общей ответственности за рекомендованного на пост главы человека многим поможет наконец понять: мы все – одна команда, делаем общее дело.

Губернатор напомнил: главные изменения в системе управления должны произойти на уровне городов и сельских поселений.

– Именно там формируется восприятие всей власти. Она меня слышит или не слышит? Она хорошая или плохая? Она взаимодействует с народом или не взаимодействует? Поэтому федеральные законодатели оставили на «первом уровне» из прежних 39 полномочий только 13. Эти полномочия должны быть понятны людям и, безусловно, обеспечены необходимыми ресурсами, – подчеркнул Игорь Орлов. – А те функции, выполнение которых требует специальных знаний, переведены уровнем выше.

ЖКХ, дороги, инвестиции, строительство – там везде должны работать профессионалы. Если мы говорим, что таких профессионалов можно найти в каждом сельском поселении, мы сами себя обманываем. В итоге деньги, выделяемые на реализацию «сложных» полномочий, часто используются нерационально, неправильно (не раз даже до уголовных дел доходило), а то и просто возвращаются в бюджет. Передача значительной части полномочий с поселкового на районный уровень позволит эффективнее использовать финансовые ресурсы и кадровый потенциал, – отметил глава региона.

В ТЕМУ

«Разделение функций предполагает сотрудничество»

Глава Устьянского района Дмитрий Гайдуков, комментируя реформу местного самоуправления, предложил обратиться к советскому опыту управления на местах:

– Я поддерживаю земскую реформу по той причине, что будет возможность распределить полномочия государственной и муниципальной власти, законодательной и исполнительной. В системе управления уже был такой опыт в советские времена. Первый секретарь райкома КПСС занимался политическими, стратегическими вопросами, а председатель исполкома – их исполнением.

Они не соперничали, а сотрудничали, работали в одной связке. Мы можем продолжить эти традиции.

Как подчеркнул Дмитрий Гайдуков, при земской реформе система управления изменится, нагрузка на главу района существенно возрастет.

– При разделении полномочий, а, следовательно, стратегических и хозяйственных направлений работы, у главы будет больше времени для встреч с коллективами предприятий, общественностью, предпринимателями. Больше внимания людям, больше возможностей для развития территории, – уверен Дмитрий Гайдуков.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Арина НАЗАРОВА. Фото dvinaland.ru