20.10.2015 10:08

Пока снизу не постучали

О том, что власть больше не нуждается в обществе, об эйфории девяностых, о касках, окопах и снарядах Архангельска и Архангельской области мы говорили на первой Открытой площадке «Правды Севера».

В минувшую пятницу мы запустили пробный шар – начали рубрику «Открытая площадка», которую будем вести вместе с телеканалом «ПС».

 Так как шар таки пробный, первая дискуссия прошла без телекамер.

Обсуждали «выборы» нового главы Архангельска.

Гостями редакции стали и.о. министра по местному самоуправлению и внутренней политике Алексей Хоробров, депутат городской Думы и член конкурсной комиссии Дмитрий Акишев, депутаты Архангельского областного Собрания депутатов Станислав Вторый и Александр Новиков, эксперт Александр Иванов.

Разговор длился более часа. Нам было по-настоящему интересно.

Сегодня мы публикуем выжимку из этого разговора. Полную версию читайте на сайте pravdasevera.ru.

«Эта двухголовая гидра» 

– Наш разговор мы предлагаем начать «из-за печки» и вспомнить историю возникновения этой схемы «выборов». Законопроект, который предполагал двуглавую систему управления, обсуждался в публичном пространстве очень широко. Возврат к одноглавой схеме почти не анонсировался. Поэтому хочется понять: как и по каким причинам произошла трансформация областного закона? 

Станислав Вторый и Алексей ХоробровАлексей Хоробров: 

– Когда мы анализировали 136-й федеральный закон и возможности, которые он дает региональным органам власти и органам МСУ в новых условиях работы, пришли к выводу, что нам необходимо, во-первых, повысить компетентность муниципальной власти и, во-вторых, обеспечить четкую взаимосвязь органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Когда спрашиваешь коллег из муниципальных образований: а какую долю у вас в бюджете составляют средства областного бюджета – выясняется: девяносто процентов. И только десять процентов – собственные средства.

Наверное, это и есть ответ на вопрос, насколько было бы правильно областному правительству участвовать в процедуре определения руководства органов местного самоуправления.

Но тут какая особенность: в условиях 136-го закона такое участие было возможно, только если принять двуглавую схему муниципального управления – когда есть глава муниципального образования и есть глава администрации.

Мы видели плюсы этой системы, но говорили и о минусах. В том числе – о потенциальной конфликтности этих двух институтов. И принимали двуглавую модель с этими издержками.

Но затем в Госдуме был принят 8-й федеральный закон, который ввел новую модель организации органов местного самоуправления. Эта модель предполагала, что глава муниципального образования совмещает в себе обе функции. И избирается он депутатами из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией.

Эта модель снимает недостатки двуглавой модели.

– Областное Собрание приняло эту модель без особого обсуждения на сессии, насколько мы помним...

Александр Новиков: 

– Когда мы ездили в Мордовию, в Саранск (чтобы познакомиться с работой двуглавой системы. – Прим. ред.), я был в составе делегации как неподдержавший эту двухголовую гидру.

Там мы увидели чисто командную вертикаль с элементами советской эпохи и привнесенными элементами рыночной экономики. И это позволяет даже в условиях огромного дефицита республиканского бюджета достигать определенных результатов.

А что мы имеем на территории Архангельской области? Из нас до сих пор не выветрилась вольность, представление о том, что народ имеет право определять и схему управления, и свое будущее.

И я настраивал фракцию, что эта модель не подходит для населения Архангельской области. Она не повлечет существенных изменений – таких изменений, которые были бы направлены на повышение эффективности работы депутатов и чиновников всех уровней. А то мы как-то про население забыли: мы начинаем думать, кому как удобно командовать и строить эту вертикаль.

И я до сих пор отношусь достаточно скептически к этим новациям. И считаю, что внедрение их в жизнь повлекло за собой определенные сложности в подготовке муниципальных образований к тому же зимнему отопительному периоду.

На мой взгляд, сегодня законодательство как в Архангельской области, так и в Российской Федерации страдает только одним: не опробовав модель, ее либо кастрируют, либо отбрасывают и хватаются за новую.

«А потом власть порывает связь с обществом»

 Станислав Вторый: 

– Какую цель мы ставили? Повысить управляемость на муниципальном уровне. Второй десяток лет шел конфликт между мэрией Архангельска и областным правительством. Менялись мэры, менялись губернаторы – а конфликт оставался.

Я далеко не согласен, что дело было в личных отношениях. Мы просто были заложниками существующей системы управления. И двуглавая, одноглавая схемы – это просто поиск оптимальной системы управления.

Я думаю, сегодняшняя встреча чем вызвана: в ноябре решится вопрос, кто будет главой города, а шоу нет. Нет рекламы...

Дмитрий Акишев: 

– Неинтересно, да? 

Станислав Вторый: 

– Неинтересно. Столько лет мы шумели, галдели, обывателю было интересно читать газету. Сейчас этого нет. Психологически сложно это перенести. Но очевидно, нужно с этим смириться.

А ведь все, что необходимо, городская Дума сделала. На сайте есть объявление о проведении конкурса, время приема документов, решение сессии гордумы об утверждении Положения о порядке проведения конкурса... И все необходимые процессуальные документы. Кто интересуется, тому не составит труда зайти на сайт и ознакомиться.

– Спасибо, а сейчас мы бы хотели дать слово Александру Иванову. Александр Петрович, ваша оценка...

Александр Иванов и Дмитрий АкишевАлександр Иванов: 

– В двух словах? В двух словах я оцениваю это как естественное состояние нашей государственно-общественной системы.

О системе мало кто говорит, ее не обсуждают, ее считают обычной, такой же, как у всех. А на самом деле система отношений между обществом и государством в России уникальна. И в рамках этой системы все, что происходит – оно естественно, нормально, и оно идет тем самым путем, каким развивалось уже шесть или семь раз в истории нашей государственности.

Западная модель строится по принципу образования обществом власти как института, как структуры, обслуживающей определенные общественные отношения. И так же выстроены механизмы образования этого института и контроля над ним. Поэтому институт логично совершенствуется при каких-то внешних вызовах обществу, при перестройке общества.

В Китае скорее общество рассматривается как вспомогательная часть к субъекту, который называется власть. Это тоже определено пятью тысячами лет истории этого государства и помогает сохраниться Поднебесной как империи.

У нас происходит так: сначала общество порождает власть как институт, потом власть нормально совершенно обустраивается, порывает связь с обществом и перестает нуждаться в обществе.

И в конце концов общество как главный субъект этих отношений «банкротит» эту власть, отрицает ее и начинает формировать новое государство, новую власть, новый институт.

Так было в истории нашего государства несколько раз. В последний раз это произошло в истории нашего государства в 1990 году. Очень неожиданно и быстро государство вдруг кончилось. Затем общество выстроило институт государственного управления и местного самоуправления. Он стал развиваться и, в конце концов, пошел по своему логическому пути: сейчас власть уже абсолютно не нуждается в обществе и стала самостоятельным субъектом.

И все, что происходит сейчас с этими законами, со всеми остальными делами, обществу перестает быть интересным, потому что оно понимает, что должно само как-то выживать.

В конце концов это приведет к очередному отрицанию власти, к перестройке государства – в седьмой или восьмой раз в нашей истории. Поэтому просто надо правильно определить тот предел, когда это все наступит.

Темп сегодня гораздо более высокий, чем раньше. Не будет 70 с лишним лет существовать государство, которое сейчас определилось. Но это нормальный, естественный путь для этой модели.

Дмитрий Акишев: 

– После Александра Петровича сложно спускаться на землю. Много струнок он задел, с которыми я абсолютно согласен...

Возвращаясь к предыстории вопроса: да, 8-й федеральный закон был принят, и городская Дума была вынуждена проголосовать за соответствующие изменения, хотя шесть человек не поддержали это решение. Три представителя КПРФ были против и три человека воздержались, в том числе и я.

Я на рабочих группах объяснял, в том числе и Игорю Анатольевичу (Орлову. – Прим.ред.), когда он собирал городских и областных депутатов, что это – не панацея.

Понятно, что полтора года город и область сидят в окопах, в касках, время от времени головы высовывают, и какие-то снаряды в обе стороны летят. Конечно, это было во вред и области, и городу.

Я сказал: не так важно, кто кого назначает и выбирает. Наша главная задача в той системе законов и сложившихся отношений между городом, областью и федеральным центром, – объединяться всеми правдами и неправдами и «выбивать» ресурсы из федерального центра.

Мы же стратегический город, стратегический регион. Мы должны притягивать к себе максимально возможное внимание. Но почему-то не получается.

«А у вас в голове не искрит?» 

Александр Новиков: 

– Стоп, секундочку. Мне всегда это нравится: почемуто не получается. Может, просто инициативы не хватает? 

Дмитрий Акишев: 

– В общем, чего-то не хватает в консерватории.

И я закончу свою мысль: я только что вернулся из американского Портленда. Почти каждый год езжу туда на марафон.

Как все организовано там. Большинство собранных налогов – 50–60 процентов – остается в городе. Есть финансовый ресурс – и они им управляют. Как принимаются решения: например, в городе за год стало много велосипедистов. Городской совет собирается и срочно принимает решение: надо сделать велосипедные дорожки. Решили – и дорожки за год нарисовали. Ширина – метр, зеленым цветом раскрашены. И неважно, положено это или не положено по федеральному дорожному закону – город принял такой закон, какой ему удобен.

Алексей Хоробров: 

– Можно, я попытаюсь вернуться на грешную землю в нашем разговоре...

– И вспомнить про конкурсную комиссию – почему она до сих пор не сформирована.

Хоробров: 

– Правительство области формирует свою половину конкурсной комиссии со 2 октября. У нас была встреча с общественностью, и нам задали вопрос: почему у вас в комиссии не может быть общественников? 

Мы сказали: почему не может? И ввели в губернаторскую половину комиссии не менее одного общественника, предлагаемого с учетом инициатив общественных организаций.

Кроме того, областное Собрание должно дать нам фамилию депутата, который войдет в состав конкурсной комиссии. Мы надеемся, что в течение недели – полутора мы сформируем акт губернатора с учетом предложений общественности и областного Собрания...

Александр Иванов: 

– Смотрите, были сказаны слова: мы формируем комиссию исходя из предложений о допущении туда голоса общественности. Одного человека мы выберем и назначим туда. 350 тысяч человек живут в Архангельске. И институция, переросшая в самостоятельный субъект – власть, сказала: хорошо, ребята, вы хотите общественность? Мы дадим вам этого одного человека.

Нет искрения в голове? Когда вы на эту тему задумаетесь – тогда вы и будете формировать новую систему общественных отношений. А пока – все, как Алексей Алексеевич сказал, так и правильно. Чтобы общественность что-то сказала, нужен метод выяснения ее мнения. Этого метода в стране нет! 

Алексей Хоробров: 

– Давайте я закончу рассказывать о процедуре. Конкурсная комиссия начинает свою работу 17 ноября, в день, когда проводится конкурс. С момента окончания приема документов до проведения конкурса секретарь конкурсной комиссии, определенный решением Архангельской городской Думы, производит проверку достоверности и полноты сведений, представленных в документах, поданных в комиссию.

По большому счету, конкурсная комиссия не обязана коллегиально работать с 27 октября по 17 ноября. Но повторю, мы затягивать с формированием комиссии не будем.

«Так жить нельзя. Перед детьми стыдно» 

– Давайте все-таки проговорим: нужно вовлекать людей, что называется, обычных горожан, в процесс формирования власти или у нас сейчас такая ситуация, когда – не нужно? 

Александр Иванов: 

– Нужно вовлекать общественность в формирование директората Архангельского ЦБК? Не нужно, потому что АЦБК – самостоятельный субъект, у него есть выразители его воли, и он сам все это делает.

Нужно ли сегодня вовлекать общественность в формирование самостоятельного субъекта государственной власти РФ? То же самое: не нужно, зачем? 

Станислав Вторый: 

– Мы за полтора года пропустили через рабочую группу все муниципальные образования. Не только глав, но и депутатов, глав поселений, по два раза. Мы узнали, насколько комфортно им живется, как они исполняют свои полномочия, предусмотренные 131-м федеральным законом.

Поэтому когда мы приступили к подготовке законопроекта, мы, насколько могли, минимизировали возможные неудобства и риски.

При этом, я считаю, у нас сегодня присутствует оптический обман. Когда начинали все это – говорили: под каждое полномочие будет подведен финансовый ресурс. Но что ждет тех глав районов, которых мы сейчас изберем в результате конкурсного отбора? Финансовая база ни на рубль не прибавилась.

Я еще раз хочу сказать: та модель местного самоуправления, которая предусматривала прямые выборы, не состоялась. Мы оказались к ней не готовы. И как можно ничего не менять? Вы же каждый день ходите по улицам, по дворам... Так жить дальше просто нельзя. Нам стыдно перед детьми.

Дмитрий Акишев: 

– Поймал себя на мысли: вот девяностые годы – разброд, шатания, эйфория, волнения, надежды... А ведь в начале 90-х годов на выборы всех уровней приходили 70–80 процентов избирателей. Такой подъем был! 

Сейчас мы опустились на грешную землю. Выборы городской Думы, выборы депутатов областного Собрания, выборы губернатора – в Архангельске на них пришли 17–20 процентов. Люди разочарованы. Уровень доверия власти – ниже некуда.Не знаю, что дальше будет. Как в той шутке: мы поняли, что опустились на самое дно, и тут снизу постучали.

Доверие – вот главная проблема.

Александр Иванов: 

– Неправильно, Дмитрий Анатольевич, это не главная проблема. Главная проблема – выбор: оставляем модель, по которой жили всегда, или все-таки сдуру куда-то пойдем, в сторону Европы или в сторону Китая. Это надо решать. Если мы пойдем в сторону Европы – тогда многое нужно менять. Повышать доверие и так далее. А если не будем ничего менять – подождите, и все само собой рухнет.

Станислав Вторый:

 – Подводя итог: что ж, будем жить по этой модели. Другого-то нам не дано! Я думаю, что все тут согласятся: ничего не менять и жить так дальше – нельзя.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Светлана ГАВРИЛОВА. Фото Юрия Рюмина