Президент России Владимир Путин 25 апреля встретился с первыми выпускниками программы кадрового управленческого резерва
Среди выпускников – Екатерина Прокопьева, заместитель председателя правительства области. С ней мы встретились сразу после её возвращения из Москвы.
- Екатерина Владимировна, даже из телевизионного сюжета понятно, что встреча с президентом проходила на эмоциональном подъёме. Давайте с эмоций и начнём…
- Президент России принимал наш курс в своём рабочем кабинете. Я там была впервые. И это уже сам по себе очень эмоциональный момент. Было ощущение просто супер важности момента. При этом царила такая праздничная атмосфера, сравнимая с настоящим выпускным. И это чувство не прошло до сих пор.
- Что вас лично больше всего зацепило из сказанного президентом?
- В сердце запали слова о том, что стране очень нужны руководители, думающие о людях, о родной стране и о родной земле. Мы слушали очень много интереснейших лекций видных специалистов, но выступление президента стало самым важным из них.
- У вас появились новые знания, новый опыт. Как они могут сказаться на работе?
- Период обучения был довольно длительный. В программе участвовали депутаты Государственной думы, притом от разных партий, представители Совета Федерации, сотрудники различных федеральных и региональных структур. Были руководители топ- уровня известных корпораций. Конечно, очень важно, что мы получали знания. Но не менее важно, что у нас установились дружеские отношения между собой. Ведь чувство внимания к региону вырабатывается через интерес к тем, кто в нём живёт, особенно к тем, кого знаешь. А мы старались узнать друг о друге как можно больше. Однажды один сокурсник спросил коллег: «А вы знаете, что Катя из Холмогор, а это ведь родина Ломоносова?» Все оживились, стали меня расспрашивать о Холмогорах и Архангельске.
Неслучайно многие участники нашей президентской программы побывали в Архангельской области в рабочих командировках. Например, к нам приезжали замминистра образования по науке Григорий Трубников, заместитель министра культуры Сергей Обрывалин. А заместитель министра экономического развития Олег Фомичев побывал у нас вместе с вице-премьером правительства России Игорем Шуваловым во время его официального визита. Некоторые однокурсники провели у нас в регионе новогодние праздники. И все говорили о великолепии нашей земли. И эти неформальные связи очень важны.
- Президент сказал, что семь человек из вашего выпуска уже возглавили регионы. Когда вы начинали учёбу, перед вами какие‑то цели ставили? Может быть, занять более высокие руководящие посты?
- Как‑то вечером после тренинга мы встречались с руководителем администрации президента Антоном Вайно и его первым заместителем Сергеем Кириенко. Мы спросили – объясните, какая основная задача у нашего курса? Сергей Владиленович ответил, что кое‑кто действительно поменяют работу, некоторые усилят позиции, на которых находятся сейчас, и будут помогать своим руководителям. А как дальше сложится жизнь, не знает никто. Также он объяснил, что должен быть пул людей, готовых прийти на очень серьёзную и ответственную работу. И этот пул будет увеличиваться. Президент тоже об этом говорил. Поэтому кадровый резерв – это не какая‑то скамейка запасных на посты губернаторов или министров. Это специалисты, способные работать там, где они нужнее всего. Это может быть и нынешнее место работы. Просто уровень подготовки позволит для многих трудных задач находить более рациональные решения. Кстати, в ходе одного из тестирований уже в финале нашего обучения мне выдали такое вот резюме: «Сумасшедшая привязанность к родной земле. Не забирать из Архангельской области».
- Как попадают в кадровый резерв?
- В программу кадрового управленческого резерва меня рекомендовал губернатор Игорь Анатольевич Орлов. Потом был отборочный процесс. Сложный и не всегда нам понятный. Я проходила тестирования, собеседования.
- То есть попасть в программу было важно и для региона?
- Конечно, более того, губернатор объявил областной управленческий конкурс. Я увидела, как это было организовано на федеральном уровне, и готова поделиться опытом. Нашей областной власти тоже нужны современные и думающие руководители.
Надеюсь, наш конкурс управленцев соберёт большое количество участников. Очень важно не сидеть сложа руки, а участвовать в конкурсах на любом уровне – муниципальном, областном, федеральном. Здесь не нужен блат. Нужны знания и желание делать что‑то полезное. Часто нам не достаёт веры и особенно понимания того, что можно проявить себя, находясь в небольшом селе или малом городе. Но вот мой пример. Я начинала свой трудовой путь в Холмогорском районе – работала учителем, завучем, директором школы, потом – в районной администрации…
- В общем, прошли все ступеньки сами, без социальных лифтов…
- Так это же интересно и важно. Свой собственный опыт ничем не заменить. Но шла при поддержке своих опытных коллег, которые помогали, поправляли, делились опытом. Я всем им благодарна за это.
- Чем именно ваша нынешняя учёба отличалась от прежних, в которых вы участвовали? В чём её «изюм»?
- Поражало, как всё было продумано до мелочей. Поскольку все участники этой учёбы люди занятые, был выбран формат, когда мы ежемесячно выезжали на занятия на четыре дня, включая выходные. Начинались они в среду, заканчивались в воскресенье. Длились обычно по 12 часов в день. Мы слушали самых успешных лекторов, лучших специалистов в своей сфере, причём не только наших, но и зарубежных. Встречались с политиками и руководителями высокого уровня. Разговор строился так, что можно было не только обсуждать какую‑то проблему, но и решать её. Например, мэр Иваново Николай Шарыпов во время лекции мэра Москвы Сергея Собянина предложил троллейбусы, которые снимаются сейчас в столице с маршрутов, передать городу Иваново, ведь они в хорошем состоянии. И тут же оба мэра договорились. Это невозможно было предвосхитить – решения рождались в процессе. И таких примеров много.
Об особенностях современного кино и искусства мы говорили с Андроном Кончаловским, а о спорте – с Татьяной Тарасовой. Говорили очень откровенно… Это всё невероятно важно и интересно. Но, если говорить об «изюме», он в том, что нас учили командной работе. И это была такая учёба! Начиная с того, что мы сидели за столом по восемь человек, и не было ни одного дня, чтобы у нас состав повторился. Мы должны были научиться быстро найти контакт между собой и вместе решить задачи.
– Какие задачи вам ставили?
- Мы ведь не только, сидя за столом, их решали. К примеру, выезжали в горы, проходили там по весьма сложному маршруту, где без взаимопомощи просто не дойти до финиша. Или сплавлялись по горной речке. И когда байдарка вдруг переворачивалась, было очевидно, что есть те, кто готов тебя подхватить и вытянуть на берег. Было у нас задание прыгнуть с парашютом, проехать на БТРе. И это не какой‑то развлекательный квест, чтобы нервы пощекотать. Мы должны были понять и прочувствовать, как живут наши бойцы, которые сейчас рискуют своими жизнями в Сирии, услышать то, что они сами рассказывают. И хоть немного испытать то, что они испытывают каждый день в условиях опасности. Я сейчас вспоминаю эти встречи, и мороз по коже. А это надо для того, чтобы, принимая решение, руководитель видел перед собой людей, понимал их состояние, знал, как и чем они живут и рискуют.
- Возможно, это и есть то самое воспитание современного думающего руководителя?
-За время учёбы мы изменились и стали внимательнее относиться к тому, о чём прежде задуматься было недосуг. Мы, первые выпускники кадрового управленческого резерва, остаёмся однокурсниками и готовы прийти на выручку друг другу, независимо в каких регионах страны живём и какие посты занимаем. И ещё важно – мы получили новый, какой‑то особенный вкус к жизни! И веру, что мы можем каждый на своём месте что‑то изменить к лучшему. И тогда к лучшему будет меняться жизнь в нашей стране…