22 октября сессия областного Собрания депутатов во втором чтении рассмотрит законопроект, меняющий систему местного самоуправления в Архангельской области. Закон предлагает поновому формировать районные Собрания депутатов – из глав и депутатов поселений: чтобы народные избранники стали ближе к людям, досконально знали каждую проблему. Кроме того, реформа вводит в городах и районах должность главы администрации, работающего по контракту. Кандидатуру главы администрации будет выдвигать комиссия, в состав которой войдут делегаты региональной и местной власти, районных Собраний и горсоветов, общественности. Депутатскому корпусу будет доверена процедура назначения нового руководителя. Заниматься он будет только хозяйственными и административными вопросами, не тратя силы и средства на предвыборные кампании и самопиар.
Политические функции останутся у второго руководителя города или района – главы муниципального образования. Главы МО будут возглавлять Собрания и Советы депутатов: народные избранники сами смогут определять, кому доверить эту должность.
Советно-управленческая модель власти
Реформа местного самоуправления, начатая в Архангельской области, стала темой для обсуждения в федеральных средствах массовой информации. Свое мнение о назначении глав администраций корреспонденту Pravda.ru высказал член международной ассоциации адвокатов, консультант Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры муниципального управления РГГА Игорь Шмидт.
– Институт сити-менеджерства – это пока наиболее эффективная модель разграничения политических и хозяйственных функций в руководстве муниципальными образованиями, повышения ответственности глав муниципальных образований и депутатского корпуса в связи с системой более жесткого контроля за деятельностью глав и глав администраций муниципальных образований, – сказал консультант Общественной палаты России. – Сити-менеджер, или в переводе с английского, городской управляющий – это, по сути, глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским Советом. Игорь Шмидт подчеркнул, что при спроектированной в Архангельской области новой системе власти разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за мэром: – В англоязычных странах такой способ управления с участием сити-менеджеров называется советно-управленческим. У нас в России какого-то специфического термина о такой системе управления муниципальными образованиями пока не придумано, но ведь дело не в терминах или названиях, – считает эксперт. – Если угодно, называйте сити-менеджера городским управляющим! Это одно и то же. Просто русскому уху русские названия как-то благозвучнее…
– До недавнего времени мы еще не могли прийти к какому-то конкретному единому мнению. Часть депутатов была за прямые выборы, часть поддерживала введение должности главы администрации, у каждого были свои доводы, а когда их не хватало, включали философию. Но жизнь есть жизнь, она ставит свои задачи и расставляет приоритеты. И придется отвечать на банальные вопросы: какая зарплата будет у главы муниципалитета и главы администрации, кто будет на ступеньку выше? И практика показывает, что разногласия чаще всего случаются именно в таких мелочах. Человеческий фактор никуда не денешь.
После обсуждения законопроекта с руководителями муниципальных образований я вернулась в район с убеждением, что такой закон нужен, и теперь я уже буду разъяснять депутатам в районе направления нового законопроекта. Обязательно доведу свое мнение до районных депутатов, встречусь с главами и депутатами сельских поселений. Нам необходимо готовиться и подойти крайне взвешенно к передаче полномочий. Хотя этот момент и оттянули на год, но год пролетит очень быстро. В каждом поселении, и где две-три тысячи человек, и где всего двести-триста проживающих, в каждом остается жизнь. И интересы людей нельзя ущемлять ни в коем случае. Особенно там, где за последнее время работа налажена как часы. В жизни все должно меняться и совершенствоваться, нельзя стоять на месте. Надо идти вперед, надо уметь рисковать, надо осваивать новое.
Конечно, есть еще нерешенные вопросы. Но я уверена, что председатель представительного органа должен избираться, и должен быть глава администрации, профессиональный управленец. И пока у нас есть время, необходимо уделить повышенное внимание кадровому резерву. К реализации нового закона нужно подходить взвешенно, отстраниться от всяких ненужных амбиций. Если человек собирается занять должность, ему необходимо четко сформировать свою позицию. Потом ведь придется держать ответ за принятое решение.
– Реформа местного самоуправления нацелена на новый уровень качества в управлении территориями. Функции обеих ветвей власти четко разделяются и уравновешиваются: депутаты будут заниматься политикой и нормотворчеством, руководители администрации – созданием нормальных условий для жизни людей.
Новая модель, при которой в районные Собрания будут делегированы не только депутаты, но и главы поселений, более эффективна, на мой взгляд. Ведь с каждым вопросом, проблемой и болью люди идут к своему главе. Участие глав в районном депутатском корпусе актуально еще и потому, что большая часть полномочий из поселений передается на уровень выше. И руководители муниципалитетов смогут непосредственно влиять на ситуацию в своем поселении.
Управлять же районом должен назначенный руководитель: крепкий хозяйственник, работающий установленный срок на контрактной основе и занимающийся исключительно хозяйственными вопросами, а не политиканством и собственным пиаром. При этом и спрос с него будет строже. Глава же муниципального образования, избранный из депутатов районного Собрания, будет заниматься политикой. Такая модель управления оптимальна, она давно работает во многих регионах страны, и весьма успешно.
– Я поддерживаю земскую реформу и принятый в первом чтении областной закон. Появляется возможность распределить полномочия государственной и муниципальной власти, законодательной и исполнительной. В системе управления уже был такой опыт в советские времена. Первый секретарь райкома КПСС занимался политическими, стратегическими вопросами, а председатель исполкома – их исполнением. Они не соперничали, а сотрудничали, работали в одной связке. Мы можем продолжить эти традиции.
Закон разделит полномочия, а, следовательно, стратегические и хозяйственные направления работы. У главы района будет больше времени для встреч с коллективами предприятий, общественностью, предпринимателями. Больше внимания людям, больше возможностей для развития территории. А глава администрации профессионально будет решать хозяйственные вопросы, заниматься жизнеобеспечением муниципалитета.
– Эффективное управление и сильное государство невозможно без укрепления вертикали власти. И оно обязательно даст результат. Новый закон выводит регион на новый уровень качества в управлении территориями. В нем, мне кажется, крайне важны два аспекта. Вопервых, к назначенным руководителям выдвигаются особые требования: профессиональное образование, управленческий стаж, определенные навыки и качества. Иными словами, если в случае с выборами мы играем в рулетку: «повезет-не повезет», то в случае с назначением к власти приходит профессионал. Хозяйственники – люди спокойные и в политику не ввязываются. А во-вторых, назначенного человека всегда можно снять, не дожидаясь пока истечет срок его полномочий. Разорвали контракт, и все. Поэтому в грядущей реформе, на мой взгляд, больше плюсов, чем минусов
Что подразумевается под «политическими» решениями? Приведу два примера. Первый: район получил дотацию на ремонт дорог. С точки зрения «политика», надо поделить деньги по территориям пропорционально количеству избирателей. С точки зрения управляющего – средства надо выделить тем, кто их способен использовать наиболее эффективно. При этом неизбежно кто-то будет обижен. Второй пример: работники администрации. С одной стороны, они сегодня – подчиненные главы района, с другой – они избиратели, которые придут к урнам для голосования. И в том, и в другом случае есть соблазн не принимать «неудобных» решений. Новая трактовка закона снимает эти противоречия.