22.10.2014 11:59

Глава по контракту: никакого пиара – только работа

22 октября сессия областного Собрания депутатов во втором чтении рассмотрит законопроект, меняющий систему местного самоуправления в Архангельской области. Закон предлагает поновому формировать районные Собрания депутатов – из глав и депутатов поселений: чтобы народные избранники стали ближе к людям, досконально знали каждую проблему. Кроме того, реформа вводит в городах и районах должность главы администрации, работающего по контракту. Кандидатуру главы администрации будет выдвигать комиссия, в состав которой войдут делегаты региональной и местной власти, районных Собраний и горсоветов, общественности. Депутатскому корпусу будет доверена процедура назначения нового руководителя. Заниматься он будет только хозяйственными и административными вопросами, не тратя силы и средства на предвыборные кампании и самопиар.

Политические функции останутся у второго руководителя города или района – главы муниципального образования. Главы МО будут возглавлять Собрания и Советы депутатов: народные избранники сами смогут определять, кому доверить эту должность.

Советно-управленческая модель власти

Реформа местного самоуправления, начатая в Архангельской области, стала темой для обсуждения в федеральных средствах массовой информации. Свое мнение о назначении глав администраций корреспонденту Pravda.ru высказал член международной ассоциации адвокатов, консультант Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры муниципального управления РГГА Игорь Шмидт.

– Институт сити-менеджерства – это пока наиболее эффективная модель разграничения политических и хозяйственных функций в руководстве муниципальными образованиями, повышения ответственности глав муниципальных образований и депутатского корпуса в связи с системой более жесткого контроля за деятельностью глав и глав администраций муниципальных образований, – сказал консультант Общественной палаты России. – Сити-менеджер, или в переводе с английского, городской управляющий – это, по сути, глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским Советом. Игорь Шмидт подчеркнул, что при спроектированной в Архангельской области новой системе власти разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за мэром: – В англоязычных странах такой способ управления с участием сити-менеджеров называется советно-управленческим. У нас в России какого-то специфического термина о такой системе управления муниципальными образованиями пока не придумано, но ведь дело не в терминах или названиях, – считает эксперт. – Если угодно, называйте сити-менеджера городским управляющим! Это одно и то же. Просто русскому уху русские названия как-то благозвучнее…

Александр Степанов
председатель Собрания депутатов, город Котлас
 – И опыт моей работы в должности, более 10 лет, и то, что мы посмотрели, как работают десятки городов в центре и на Северо-Западе России, говорит о том, что эта схема жизнеспособна, возможна и в ряде городов дает хорошие результаты. Поэтому никаких отрицательных чувств у меня к новому закону нет. Но нужно уточнить. Можно хорошо работать и по старой схеме, а можно плохо работать и при новой. Как и при ныне действующей. Тут многое зависит от взаимодействия двух ветвей власти. Я вчера вернулся из Иваново, где проходило собрание Союза городов, и там мы воочию увидели, как эта схема работает. Глава города, он же председатель представительного органа, и сити-менеджер – глава администрации. Между ними сложились нормальные рабочие взаимоотношения, деловые, как и должно быть. Мы общались и с одним, и с другим, наблюдали их в совместной работе, благодаря которой, я считаю, город Иваново добился хороших, позитивных результатов.
Жиганша Мусин
глава администрации МО «Новая Земля»
 – Я целиком и полностью поддерживаю принятие в первом чтении областного закона об изменениях в системе местного самоуправления. Закон своевременный. И я считаю, что он должен распространяться и на закрытые административные территории, которые есть в Архангельской области. Тогда это будет объективно и правильно. Такие отдаленные территории, как наша, крайне нуждаются в профессиональных управленцах, тех людях, которые знают, как нужно выстроить хозяйство, были бы сведущими в вопросах ЖКХ, теплоснабжения, строительства.
Наталья Синах
председатель Собрания депутатов Няндомского района

– До недавнего времени мы еще не могли прийти к какому-то конкретному единому мнению. Часть депутатов была за прямые выборы, часть поддерживала введение должности главы администрации, у каждого были свои доводы, а когда их не хватало, включали философию. Но жизнь есть жизнь, она ставит свои задачи и расставляет приоритеты. И придется отвечать на банальные вопросы: какая зарплата будет у главы муниципалитета и главы администрации, кто будет на ступеньку выше? И практика показывает, что разногласия чаще всего случаются именно в таких мелочах. Человеческий фактор никуда не денешь.

После обсуждения законопроекта с руководителями муниципальных образований я вернулась в район с убеждением, что такой закон нужен, и теперь я уже буду разъяснять депутатам в районе направления нового законопроекта. Обязательно доведу свое мнение до районных депутатов, встречусь с главами и депутатами сельских поселений. Нам необходимо готовиться и подойти крайне взвешенно к передаче полномочий. Хотя этот момент и оттянули на год, но год пролетит очень быстро. В каждом поселении, и где две-три тысячи человек, и где всего двести-триста проживающих, в каждом остается жизнь. И интересы людей нельзя ущемлять ни в коем случае. Особенно там, где за последнее время работа налажена как часы. В жизни все должно меняться и совершенствоваться, нельзя стоять на месте. Надо идти вперед, надо уметь рисковать, надо осваивать новое.

Конечно, есть еще нерешенные вопросы. Но я уверена, что председатель представительного органа должен избираться, и должен быть глава администрации, профессиональный управленец. И пока у нас есть время, необходимо уделить повышенное внимание кадровому резерву. К реализации нового закона нужно подходить взвешенно, отстраниться от всяких ненужных амбиций. Если человек собирается занять должность, ему необходимо четко сформировать свою позицию. Потом ведь придется держать ответ за принятое решение.

Светлана Бральнина
глава Котласского района
 – В отличие от остальных территорий области, должность главы администрации действовала у нас в районе с 2010 года. И если поначалу мы жалели о принятом решении, то за последние два года, когда главой администрации был назначен профессиональный руководитель, проблем с управлением Котласским районом не возникало. Не секрет, что во время проведения прямых выборов часто используются грязные технологии. Низкая явка избирателей показывает отношение людей к нынешним выборам и не способствует демократизации выборного процесса. В итоге к управлению муниципальным образованием иногда приходят люди, не имеющие опыта муниципальной службы, преследующие свои цели. А от некомпетентности руководителей в первую очередь страдают люди. Именно поэтому так важно защитить местные администрации от прихода непрофессиональных управленцев.
Михаил Гмырин
мэр Северодвинска
  – Принятая в первом чтении модель распределяет полномочия: глава муниципального образования занимается нормативной базой, глава администрации – городским хозяйством. Можно формировать строгие требования к профессиональным качествам главы администрации. Как я говорил ранее, такую схему можно применить в Архангельской области. Тем более что реализация закона будет вводиться постепенно, а значит, будет время что-то поправить, откорректировать.
Валентина Рудкина
глава МО «Приморский район»
– Я уже не раз говорила, что полностью поддерживаю областной закон о муниципальной реформе. Но подходить к каждой конкретной территории нужно продуманно и осторожно. Приморский район, например, очень сложная территория. У нас 19 муниципальных образований, пригородные, островные территории, среди которых такие знаковые как Соловки или Новая Земля. И поэтому нам далеко небезразлично, какой будет муниципальная власть и в районе, и в поселениях. Мы выработали целый ряд предложений в областной законопроект, которые, мы надеемся, будут учтены во втором чтении.
Олег Реутов
глава МО «Коношский район»

  – Реформа местного самоуправления нацелена на новый уровень качества в управлении территориями. Функции обеих ветвей власти четко разделяются и уравновешиваются: депутаты будут заниматься политикой и нормотворчеством, руководители администрации – созданием нормальных условий для жизни людей.

Новая модель, при которой в районные Собрания будут делегированы не только депутаты, но и главы поселений, более эффективна, на мой взгляд. Ведь с каждым вопросом, проблемой и болью люди идут к своему главе. Участие глав в районном депутатском корпусе актуально еще и потому, что большая часть полномочий из поселений передается на уровень выше. И руководители муниципалитетов смогут непосредственно влиять на ситуацию в своем поселении.

Управлять же районом должен назначенный руководитель: крепкий хозяйственник, работающий установленный срок на контрактной основе и занимающийся исключительно хозяйственными вопросами, а не политиканством и собственным пиаром. При этом и спрос с него будет строже. Глава же муниципального образования, избранный из депутатов районного Собрания, будет заниматься политикой. Такая модель управления оптимальна, она давно работает во многих регионах страны, и весьма успешно.

Иван Дементьев
глава МО «Вилегодский район»
– Введение института главы администрации, я считаю, повысит эффективность управления муниципалитетами. Вот только дележки, кто главнее – глава муниципального образования или глава администрации – быть не должно. Предложенный законопроект четко определяет роль каждого должностного лица: глава района руководит Собранием депутатов, глава администрации осуществляет руководство исполнительным органом.
Дмитрий Гайдуков
глава МО «Устьянский район»

– Я поддерживаю земскую реформу и принятый в первом чтении областной закон. Появляется возможность распределить полномочия государственной и муниципальной власти, законодательной и исполнительной. В системе управления уже был такой опыт в советские времена. Первый секретарь райкома КПСС занимался политическими, стратегическими вопросами, а председатель исполкома – их исполнением. Они не соперничали, а сотрудничали, работали в одной связке. Мы можем продолжить эти традиции.

Закон разделит полномочия, а, следовательно, стратегические и хозяйственные направления работы. У главы района будет больше времени для встреч с коллективами предприятий, общественностью, предпринимателями. Больше внимания людям, больше возможностей для развития территории. А глава администрации профессионально будет решать хозяйственные вопросы, заниматься жизнеобеспечением муниципалитета.


Владимир Рудаков
глава МО «Красноборский район»

 – Эффективное управление и сильное государство невозможно без укрепления вертикали власти. И оно обязательно даст результат. Новый закон выводит регион на новый уровень качества в управлении территориями. В нем, мне кажется, крайне важны два аспекта. Вопервых, к назначенным руководителям выдвигаются особые требования: профессиональное образование, управленческий стаж, определенные навыки и качества. Иными словами, если в случае с выборами мы играем в рулетку: «повезет-не повезет», то в случае с назначением к власти приходит профессионал. Хозяйственники – люди спокойные и в политику не ввязываются. А во-вторых, назначенного человека всегда можно снять, не дожидаясь пока истечет срок его полномочий. Разорвали контракт, и все. Поэтому в грядущей реформе, на мой взгляд, больше плюсов, чем минусов

Павел Рябко
глава Холмогорского района
– Сразу оговорюсь, что я выражаю свою точку зрения не «в общем», а применительно к нашему Холмогорскому району. Считаю введение такой должности было бы целесообразным, так как фактически она существует, только называется по-другому – первый заместитель главы администрации. По новой трактовке закона глава района – председатель Собрания депутатов, то есть стратег, определяющий совместно с депутатами пути развития района в целом. На этом уровне принимаются «политические» решения. Соответственно, главе администрации уже не придется нести ответственность за правильность принятых решений, его основная задача – с максимальной эффективностью реализовать намеченные цели. Сегодня главе района необходимо быть политиком и эффективным управляющим одновременно.

Что подразумевается под «политическими» решениями? Приведу два примера. Первый: район получил дотацию на ремонт дорог. С точки зрения «политика», надо поделить деньги по территориям пропорционально количеству избирателей. С точки зрения управляющего – средства надо выделить тем, кто их способен использовать наиболее эффективно. При этом неизбежно кто-то будет обижен. Второй пример: работники администрации. С одной стороны, они сегодня – подчиненные главы района, с другой – они избиратели, которые придут к урнам для голосования. И в том, и в другом случае есть соблазн не принимать «неудобных» решений. Новая трактовка закона снимает эти противоречия.

Петр Кондратьев
глава Мезенского района
– Я считаю, что предлагаемая проектом областного закона модель избрания главы района обладает значительными преимуществами. Если говорить конкретно, то это позволит четко разграничить представительские функции и функции управления, которые будет осуществлять Собрание депутатов в лице высшего должностного лица муниципального образования, и хозяйственные функции, функции текущего управления, которые будет исполнять администрация в лице главы администрации, принятого на работу по контракту. Преимущество вижу в том, что четко определенные конкурсные требования к претендентам и конкурсный отбор гарантируют профессионализм главы администрации, а участие в работе конкурсной комиссии депутатов районного Собрания и представительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают двойную ответственность главы местной администрации по контракту – перед Собранием депутатов района и перед губернатором Архангельской области.
Татьяна Попова
председатель Собрания депутатов Устьянского района
 – 136-й федеральный закон предусматривает введение должности сити-менеджера, или главы районной администрации, который утверждается на сессии районного Собрания депутатов. И здесь мы согласны с губернатором области Игорем Орловым. У нас должен быть толковый управленец, сосредоточенный на исполнении хозяйственных полномочий, возложенных на администрацию. Что касается формирования районного депутатского корпуса, то здесь мы за прямые выборы. Почему? Потому что у глав администраций и без того достаточно полномочий, они должны выполнять свою работу. Депутаты, выдвигающиеся на районный уровень, считаю, должны избираться прямым голосованием, поскольку уровень задач у депутатов сельских поселений, на мой взгляд, иной, чем у районных.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.