24.05.2016 18:05

Дмитрий Рогозин: Проект развития Северного морского пути требует серьезной доработки

Заседание Морской коллегии при правительстве страны и президиума Госкомиссии по развитию Арктики

Целесообразность создания глубоководного района в порту Архангельск эксперты ставят под сомнение, а возведение железнодорожной магистрали «Белкомур» должно опираться не только на китайского инвестора, но и российских гигантов производства. Об этом сегодня было заявлено на заседании Морской коллегии при правительстве страны и президиума Госкомиссии по развитию Арктики.

Дмитрий РогозинВстреча прошла в Архангельске и провел ее заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин.

- Нужно закончить бумажный период работы, - так вице-премьер Дмитрий Рогозин начал свою вступительную речь, говоря о ситуации с приоритетными для Арктической зоны проектами. Один из них - глубоководный район порта Архангельск. Его возведение позволит увеличить грузооборот до 61 миллиона тонн в год, и расширить возможности судостроительной отрасли.

- Архангельская область - это большой судостроительный, судоремонтный кластер, нам с этим не сравниться, поскольку у нас таких мощностей, безусловно, нет, - считает губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - Возможности Мурманского порта, конечно, гораздо шире, чем архангельского, где есть все эти особенности - и ледовая проводка, и дноуглубление требуется.

Именно эти нюансы на коллегии назвали главными недостатками проекта. Целесообразно ли вкладывать деньги в работы по дноуглублению и увеличивать грузооборот до 61 миллиона тонн в год, если проект железнодорожной магистрали «Белкомур» рассчитан на объемы в два раза меньше? Дмитрий Рогозин уверен: и «Белкомур», и проект глубоководного района порта Архангельск должны реализовываться в единой финансовой модели.

- Если портовая инфраструктура в несколько превышает тот объем, который мы можем доставить в этот порт, это значит, что мы не правильно считаем - деньги на ветер. Все здесь должно быть продумано, - считает вице-премьер. - Минэкономразвитию следует обобщить информацию и представить предложения по графику рассмотрения перспективных проектов на президиуме государственной комиссии.

А министерству промышленности и торговли России Дмитрий Рогозин поручил поработать с крупными производителями страны, чтобы железнодорожная магистраль «Белкомур», которая соединит Северо-Запад с Уралом и Сибирью, не стала объектом интереса лишь для китайской стороны, которая намерена инвестировать средства в проект.

- Для того, чтобы эти решения были приняты Китаем, мы должны понимать, что и сами верим в этот проект. А верить мы в него начнем тогда, когда у нас появится пул интересантов внутри собственной страны - товаропроизводителей, для которых этот маршрут является, по сути дела, жизненно необходимым, - подчеркнул Рогозин.

Позицию вице-премьера прокомментировал член Совета Федерации от Архангельской области Виктор Павленко.

- Сегодня Дмитрий Олегович Рогозин поставил четкую задачу по «Белкомуру». Он подчеркнул, что надо не только надеяться на китайцев, но и искать инвесторов внутри страны - на Большом Урале и в других промышленных регионах, чтобы этот проект имел силу. Наполнение экономическими проектами - это залог развития Арктики, Арктической зоны и Северного морского пути, - сказал Виктор Павленко.

Проект развития Северного морского пути, по мнению вице-премьера Рогозина, требует серьезной доработки, особенно в части тарифной политики и размещения заказов для грузоперевозчиков и государственных заказчиков. Только жесткая логистика позволит сделать Севморпуть правильным вектором развития Арктической зоны.

В заключение заседания Дмитрий Рогозин вновь призвал коллег не увлекаться бумажной работой, а тщательно выверять каждую букву в проекте и искать средства: общий их объем на реализацию 17 арктических проектов составляет почти 3 триллиона рублей.

- Еще раз говорю - не надо кормить себя иллюзиями о добром дяде, который придет из Китая или другой страны. Добрых дядь у нас не бывает, дяди все у нас не добрые - считают каждый свою копейку, юань или доллар, евро. Но они тогда придут в наш проект, когда поймут что он нам самим нужен, что мы и без них его сможем реализовать.

Разговор о Белкомуре Дмитрий Рогозин вместе с членами госкомиссии по вопросам развития Арктики продолжит 20 июня. Планируется встреча с вице-премьером Китая и обсуждение дальнейшего сотрудничества. А в ближайшие месяцы также будет проведена российско-китайская встреча на высшем уровне. Дата встречи и не разглашается.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Артемий Заварзин. Фото Ивана Малыгина