Сергей Пивков: На выборах глав МО конкурсные комиссии ограничивают права депутатов

2 марта 2016 16:22
На фото Сергей Пивков
На фото Сергей Пивков

Завтра Новодвинские депутаты решат, кто станет главой города. О том, как в регионе реализовывают реформу местного самоуправления, сегодня размышляет депутат областного собрания Сергей Пивков.

Однажды Уинстон Черчилль сказал: «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые просто не ходят на выборы».

Как Вы наверняка догадались, поговорим мы сегодня именно о выборах.

Вернее о той системе избрания глав муниципальных образований, которая действует сегодня в Архангельской области.

Мы помним, что еще в 2015 году правила игры изменились и глав решили избирать не всенародно, а через депутатский корпус.

Споров тогда было много. Полярные позиции, плюсы и минусы предлагаемых изменений обсуждала, похоже, вся область. В результате закон все-таки был принят.

В спорах и обсуждениях многие тогда, может, не заметили, или скорее всего не придали особого значения одному очень интересному и, как оказалось, весьма значимому, если не сказать решающему, звену в этой системе. Называется оно конкурсная комиссия.

Половину ее состава формирует представительный орган муниципального образования, вторую половину – губернатор Архангельской области.

Главные задачи – проверка на соответствие требованиям документов, представленных кандидатами, а также проведение некоего конкурса между кандидатами.

В то же время представительным органам муниципальных образований дано право разработать и утвердить свой порядок деятельности комиссии.

Только вот наши депутаты, похоже, как-то смущаются или стесняются этим правом воспользоваться и берут за основу типовое положение, разработанное в Правительстве Архангельской области. И в этом, на мой взгляд, кроется большая проблема.

А пока давайте разберемся, как же все-таки работает новая система избрания глав в Архангельской области на примере города Новодвинска. Сделать это будет несложно, поскольку лично принимал участие в процессе в качестве одного из кандидатов.

Конкурс был объявлен еще в феврале. Все желающие могли принять в нем участие. Для этого необходимо было представить определенный пакет документов: справки, анкеты, заявления и программу развития Новодвинска. Сложности, наверное, могли возникнуть лишь с программой развития, которая по логике должна отражать основные городские проблемы и пути их решения.

То ли эти самые сложности, то ли недостаток информации, может что-то другое, но кандидатов в итоге заявилось всего трое.

Далее сформировался полный состав конкурсной комиссии. Четыре депутата новодвинского горсовета и четыре представителя губернатора Архангельской области.

И вот на прошлой неделе состоялось ее первое и, похоже, последнее заседание.

Сначала члены комиссии избрали председателя и заместителя, а потом утвердили список вопросов для проверки знаний кандидатов.

Вообще выделю два метода оценки кандидатов.

Первый – тестирование.

50 вопросов с несколькими вариантами ответов. На все про все – 60 минут. Сразу отмечу, что с тестированием в Новодвинске все кандидаты справились достойно. Более 85% правильных ответов.

Второй метод оценки – собеседование. У каждого кандидата по пять минут, чтобы представить свое видение развития города. И 15 минут для ответов на вопросы членов комиссии.

Интересно, что собеседование проводилось для каждого кандидата отдельно, то есть за закрытыми дверьми. Присутствовали только члены комиссии, секретарь комиссии, прокурор, ну и сам кандидат.

Познакомившись со всеми кандидатами, члены комиссии вынесли свой вердикт. На рассмотрение сессии новодвинского горсовета выдвинута всего одна кандидатура. При этом один из членов комиссии в итоговом протоколе отметил, что не согласен с таким решением. Позже он рассказал, что никакой четкой аргументации превосходства одного кандидата над другими не было. Члены комиссии просто проголосовали и все.

Более того, позже уже и другие члены в своих комментариях отметили, что все кандидаты выступили достойно и ровно.

Тогда напрашивается вопрос, если все были более-менее равны, то почему отбор прошел только один кандидат? Неужели это повторение Архангельского сценария.

Но самое интересное в этой ситуации то, что новодвинские депутаты сами приняли такие правила игры.

Хотя группа народных избранников выходила с поправками в предложенное Положение о выборах главы, которые как раз бы нивелировали деятельность комиссии. По сути, депутаты предлагали убрать у нее право фильтровать кандидатов.

То есть всех, кто подходит по предъявляемым требованиям, допускать до сессии. Тогда под пристальным вниманием общественности, СМИ и всего депутатского корпуса кандидаты могли бы рассказать о своем видении развития города и ответить на вопросы. Думаю, что при таком раскладе политика двойных стандартов, предвзятости или простого мухлежа была бы сведена к минимуму.

Но… Предложение группы депутатов не поддержало большинство.

В итоге в Новодвинске выбирать главу будут из одного кандидата на сессии, которая пройдет 3 марта.

Кстати, похожая ситуация и в городе Коряжма, где комиссия решила не перегружать депутатов и также предложила только одного кандидата.

И смотря на все это, напрашивается интересное размышление.

Очень похоже, что конкурсная комиссия начинает ограничивать или даже подменять право депутатов на избрание главы. Но это в корне противоречит идее, которая закладывалась в реформу местного самоуправления в Архангельской области.

При этом повторюсь, что у представительных органов муниципальных образований есть право самим принимать правила ее работы.

И чтобы остановить подобную порочную практику, нужна просто политическая воля.

А если нужна будет консультативная помощь, то мы точно готовы ее оказать.

Вообще, следя за реформой МСУ в регионе, у депутатов появляется все больше и больше вопросов к ее реализации. Более того, на прошедшей сессии Архангельского областного собрания был удовлетворен протест прокурора по избранию глав поселений. Теперь местные депутаты вправе сами выбрать, как избирать главу. Всенародно или через депутатский корпус.

Подводя всему сказанному итог отмечу, что реализация реформы МСУ в нашем регионе сильно хромает, если не сказать жестче. Депутатский корпус в курсе этих проблем и, по-моему, уже готов к исправлению ошибок.

Что ж, поживем – увидим.

Политика

24 сентября

Вла­ди­мир Путин про­вёл встре­чу с губер­нато­рами, выбранны­ми 13 сентября

23 сентября

Вита­лий Фор­ты­гин: как вырас­тить полити­чес­кого кон­кур­ен­та

23 сентября

Алек­сандр Цыбуль­ский: «Социаль­ная полити­ка – глав­ный прио­ри­тет рабо­ты власти»

22 сентября

Пер­вая в пар­ламен­тс­ком сезо­не сес­сия областно­го Соб­ра­ния прой­дёт 23 сентября

18 сентября

«Рос­теле­ком» под­вёл итоги про­ек­та по виде­онаб­люде­нию в еди­ный день голо­сова­ния

17 сентября

Ека­те­ри­на Про­копье­ва про­ин­спе­ктиро­вала ход ремон­та Пер­вой город­ской боль­ницы Архан­гель­ска

16 сентября

Облиз­бир­ком утверд­ил резуль­таты выбо­ров губер­нато­ра Архан­гель­ской области

16 сентября

«Я бы очень хотел опи­рать­ся на местных»

15 сентября

Архан­гель­ское Облсо­бра­ние гото­вит­ся к сен­тябрьс­кой сессии

15 сентября

Губер­на­тор Архан­гель­ской области Алек­сандр Цыбуль­ский поблаго­да­рил всех участ­ни­ков избира­тель­ного процесса

14 сентября

Ека­те­ри­на Про­копье­ва: «Почти 70 про­цен­тов голо­сов избира­те­лей – это не толь­ко высо­кий уро­вень дове­рия, но и высоч­ай­ший уро­вень ответст­вен­ности»

14 сентября

Алек­сандра Цыбуль­ского под­дер­жало 69,65 про­цен­та избира­те­лей

14 сентября

ЛДПР про­вали­лась на муни­ципаль­ных выбо­рах в Архан­гель­ской области

14 сентября

Избирк­ом объяс­нил, почему жите­ли НАО про­голо­со­ва­ли на выбо­рах губер­нато­ра Архан­гель­ской области за Ирину Чиркову

14 сентября

Вто­рого тура не будет: Алек­сандр Цыбуль­ский уве­рен­но побеж­да­ет на выбо­рах губер­нато­ра Архан­гель­ской области

Похожие материалы