30.05.2016 15:45

Александр Новиков: Власть должна избираться гражданами

Александр Новиков

Повестка дня майской сессии регионального парламента оказалась более чем насыщенной. Было что пообсуждать, о чем поспорить. Каковы итоги? Об этом мы побеседовали с руководителем фракции КПРФ в Архангельском областном Собрании Александром Новиковым.

– Александр Владимирович, какие вопросы вы считаете наиболее важными?

– Вопросов, которые могли бы вызвать острейшие дискуссии, не возникало. Хотя ряд депутатов, в том числе и я, в общем-то не дали и председателю Собрания, и присутствующим в зале заснуть от скуки.

Первым рассматривался такой важный вопрос, как улучшение жилищных условий малоимущих. Но когда я задал вопрос руководителю областного правового департамента Игорю Андреечеву, а сколько семей у нас в регионе имеет такой статус, он сказал, что только в следующий раз даст мне справку. Хотя эту цифру крайне важно знать по той причине, что она отвечает на вопрос – а что у нас с жизненным уровнем населения?

Второй вопрос вызвал бурные дискуссии. Он был связан с возвращением к тому злополучному закону, который в прошлом году приняли депутаты парламента – об отмене прямых выборов глав муниципалитетов. Кстати, наша фракция тогда голосовала против. Мы считаем, что все органы власти должны избираться гражданами. Президента у нас избирает народ? Не избирают же его депутаты. Так должно быть и в случае со всеми остальными выборами.

К вопросу вернулись по той причине, что было предложено два законопроекта. Один выдвинул лидер фракции ЛДПР Сергей Пивков, другой, соответственно, правительство Архангельской области. Они были почти идентичными по содержанию, но принят правительственный вариант. Потому что над ним поработали профессионалы.

Еще был интересный отчет замминистра по строительству о том, как обстоят дела с возведением объектов в регионе. У меня сложилось мнение, что у нас очень высокая доля незавершенных объектов.

В Бюджетном кодексе РФ прописано: распорядители бюджетных средств должны обеспечивать эффективность и результативность их расходования и целевое использование. При этом в прессе постоянно встречаются упоминания о том, что бюджетные деньги до тех, кому они действительно нужны, не доходят. Зачастую это связано с переселением людей из аварийного жилфонда. Почему так случается и какой, на ваш взгляд, механизм контроля должен быть?

– Здесь есть такой момент. При тех законах, которые приняты Государственной Думой и которые, соответственно, обязаны выполнять региональные, муниципальные власти, практически невозможно соблюсти установленные сроки освоения бюджетных средств.

Иногда бывают случаи, когда для решения задачи солидный кусок в несколько сотен миллионов приходит в декабре. И его уже не освоить. Бывает, средства направляются на то же расселение ветхого аварийного жилья и опять же в силу различных причин – например, из-за несвоевременного предоставления проекта сметной документации – потом мы начинаем экстренно искать подрядчиков, объявляем конкурсы. Бывает, что в конкурсе побеждает какая-нибудь фирма-поганка, имеющая лишь стол, стул и компьютер, и нанимает субподрядчиков.

На мой взгляд, существование этих барьеров серьезно тормозит процесс и мешает как региональным, так и муниципальным властям более эффективно и, самое главное, в установленные сроки осваивать бюджетные средства.

Кстати, когда отчитывался заместитель министра, я ему задал вопрос: а применяются ли штрафные санкции к недобросовестным подрядчикам, которые не вводят объекты в установленные сроки, либо вводят его в ненадлежащем состоянии? Применяются, но это тоже очень непростая процедура и не всегда осуществимая.

Александр Владимирович, в Архангельске на этой неделе прошло заседание Морской коллегии при правительстве страны и президиума госкомиссии по Арктике. На ней, в частности, говорили о том, целесообразно ли в Архангельске строить глубоководный порт. Шла речь о том, что Белкомур должен рассчитывать не только на иностранных, но и на российских инвесторов. Эти проекты обсуждаются, о них спорят, о них пишут, но пока они, по сути, остаются лишь на бумаге, некой красивой придумкой. Почему так? Архангельск уже сброшен со счетов?

– Благодаря последним руководителям Архангельской области – Николаю Ивановичу Киселеву, Илье Филипповичу Михальчуку и, к сожалению, Игорю Анатольевичу Орлову – Мурманск нас обошел во многих вопросах. И поэтому сегодня, на мой взгляд, деятельность областного правительства и губернатора напоминает попытки вскочить на подножку уходящего поезда.

Второе. Разговор о «Белкомуре» ведется уже лет 30, если не больше. И всегда уже все готово, а воз и ныне там. Эти разговоры мне напоминают известный фильм «Ширли-мырли». Там нашли такой алмаз, и все население СССР стало бесплатно летать отдыхать на Канарские острова...

Когда еще при Анатолии Антоновиче Ефремове началось освоение «Севералмазом» алмазного месторождения, тогда все говорили: «Алмазы, алмазы, алмазы…». Но мы все-таки дождались, и сегодня два серьезных предприятия дают солидную прибыль в областной бюджет при разработке наших уникальных месторождений.

Те темпы, которыми сегодня правительством Архангельской области и губернатором ведется работа по таким глобальным проектам, как глубоководный порт и «Белкомур», мне напоминают рыболова, закинувшего удочку и ждущего, когда рыба клюнет. У нас тоже закинули удочку и ждут, когда придут инвесторы, и мы сразу начнем строить.

Но выясняется, что нет каких-то подвижек, например, в виде готовой сметно-проектной документации, хотя существует у нас и Корпорация развития Архангельской области, и агентство по инвестициям, которое находится в Санкт-Петербурге. Когда в этом деле будет встречное движение – снизу, из Архангельской области, и со стороны федералов, тогда вопрос сдвинется с мертвой точки. Такие возможности есть, не зря господин Рогозин сюда приезжал. Но это в перспективе, а пока ситуация у нас как в басне про лебедя, рака и щуку.

– Александр Владимирович, под инвестициями мы зачастую подразумеваем не только высокотехнологичные проекты, но и дороги, социальное строительство, школы, детские сады. И действительно, во многих ситуациях приходится слышать: вот придет инвестор и все будет. А если не придет?

– А если не придет, тогда регион ждет печальная участь. Возвращаюсь к прошедшей сессии областного Собрания, где рассматривался очень серьезный, на мой взгляд, вопрос, хотя он был дежурным. Он касается профессионального обучения студентов и возможностей их трудоустройства. Обсуждения шли на различных уровнях. И наш вице-спикер Игорь Чесноков – человек образованный, бывший директор школы – сказал: «Этот вопрос рассматривался на уровне преподавателей, все». А я задал вопрос: а на уровне бизнес-сообщества – Союза промышленников и предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, то есть именно той сферы, куда могла бы прийти молодежь? Оказывается, не рассматривался.

Тогда, говорю, подождите, не торопитесь отчитываться, что вопрос рассмотрели, ибо это неправильный подход. Но мне сказали, что обязательно ко второму чтению пригласят и работодателей.

– Продолжая тему инвестиций. Какие сегодня, на ваш взгляд, проекты могут реально стать действенным механизмом развития Архангельской области? Какая отрасль народного хозяйства – раньше это была деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, а что сегодня?

– Что может сегодня вытащить Архангельскую область? Ну, во-первых, хозяйство у нас уже далеко не народное. Хозяйство сейчас больше напоминает предприятия, которые работают по собственным установленным планам, по прибыли, а чиновники ассоциируются со счетоводами. Они берут результаты этих предприятий, складывают в общую копилку и говорят: «Область поработала хорошо».

Я считаю, что не в полной мере использованы возможности лесопромышленного комплекса. И есть реальная возможность за счет глубокой обработки древесины наладить стабильный экспорт за рубеж. «Валютным цехом» для нашей области эта отрасль не станет, но по факту при той курсовой разнице это дело очень прибыльное. Так что нужно работать в этом направлении и именно с точки зрения углубленной обработки древесины.

Не буду затрагивать оборонку – это госзаказ, который выполняется. Я недавно слышал и видел по телевидению, как Путин «строил» оборонщиков: если где-то что-то не выполняется, то спрос будет строгий.

И самое главное. У нас есть то направление, которое вытащило в свое время Америку, Китай и так далее. Это строительство как жилых домов, так и дорог, различных предприятий, которые могли бы работать, прежде всего, на местной сырьевой базе. У нас, к сожалению, местные возможности используются далеко не в полной мере.

Имея великолепные месторождения в Онеге и Плесецке щебня и базальта, мы только пять процентов этой продукции поставляем на внутренний рынок. Остальное завозится из других областей, а это сумасшедшие транспортные расходы. Сегодня наша фракция и я лично ведем работу по разрешению вопросов более эффективного освоения месторождений.

На днях я направил депутатский запрос генеральному прокурору РФ господину Чайке по весьма неожиданному вопросу. Мы получили ответ из федерального Росимущества, что кусок железной дороги от станции Пукса до станции Икса длиной в 30 километров вдруг оказался в частной собственности. Это вместе с автомобильным и железнодорожным мостом! Кто-то прозевал. В результате раз частная собственность – там установлен, по некоторым данным, достаточно высокий тариф, извините за выражение, просто драконовский.

Александр Владимирович, и еще вопрос о предвыборной кампании. Накануне выборов традиционно появляются в прессе сообщения о фальсификации, о подкупе избирателей, почему? О чем это говорит?

– Я представляю, что начнется на выборах в Государственную Думу. «Драчка» явно там будет серьезная, и я уверен, что не избежать фактов подкупа, фальсификации. Поэтому с гордостью говорю, что договор о ненападении со стороны КПРФ и прочих партий, который нам наверняка предложит подписать Игорь Анатольевич Орлов, я как руководитель архангельского областного отделения КПРФ не подпишу. Если мы подписываем такой договор, значит, мы изначально знаем, что будет всякого рода грязь и фальсификации.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.